СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование рабочих программ по математике в 5 – 6 классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование рабочих программ по математике в 5 – 6 классах. Тема ШМО

Просмотр содержимого документа
«Проектирование рабочих программ по математике в 5 – 6 классах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРБИЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическое объединение учителей математики
















Доклад на тему:

«Проектирование рабочих программ по математике в 5 – 6 классах»











Работу выполнила

учитель математики

Е.Ю. Шитова










п. Вербилки

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………..2

Теоретические основы проектирования рабочей программы по математике…………………………………………………………………………..3

Содержание рабочей программы

Характеристика разделов программы учебного предмета

Заключение…………………………………………………………………….6

Литература……………………………………………………………………..6




Введение

Тема моей работы «Проектирование рабочих программ по математике в 5 – 6 классах» подразумевает применение новых образовательных стандартов (ФГОС) в разработке рабочей программы учителя и соответственно все сложности и нюансы проектирования рабочей программы связанные с ФГОС.


С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Должна быть спроектирована система управления инновационными процессами, обеспечивающая достижение нового качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования формулируют требования к подготовке учителя и руководителей общеобразовательного учреждения для реализации основной образовательной программы общего образования.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Именно сегодня встает острая необходимость вооружить себя как учителя-предметника, не только теоретическими навыками введения ФГОС в основное звено, но и попробовать себя в качестве составителя рабочей программы по математике для продолжения введения стандартов начальной школы, т.е. для 5-6 классов.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Образование в 5-6 классах школы является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня оно закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно обучение в 5-6 классах должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных и культурных принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, курс математики 5-6 классов призван решать следующие задачи:

–обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

–сформировать умение учиться;

–сформировать представление о идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

–сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

–сформировать устойчивый интерес к математике;

–выявить и развить математические и творческие способности.

Рабочая программа по предмету «Математика» разрабатывается на основе примерных программ основного общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.


Теоретические основы проектирования рабочей программы по математике

Важнейшая задача программы – обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Базовым документом для создания примерных программ учебных предметов (также как и учебно-методических материалов и пособий) является Фундаментальное ядро содержания общего образования. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы определить: систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в рамках общего образования; состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям ФГОС к результатам образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически определяет содержательные характеристики программ учебных предметов (и примерных, и рабочих), а также организацию образовательного процесса по отдельным учебным предметам.

Программа по математике разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом приоритетных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Содержание рабочей программы

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

общую характеристику учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Рабочая программа (РП) описывает содержание учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, годам обучения. РП выполняет две основные функции:

  • информационно-методическую (определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, определяют цели изучения предмета, раскрывает через содержание учебного предмета обязательную часть основной образовательной программы основного общего образования);

  • организационно-планирующую (структурируют учебный материал по разделам, темам, годам обучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описывают количественные и качественные показатели результативности реализации программы, а также материально-техническое обеспечение образовательного процесса).

Характеристика разделов программы учебного предмета

1. Пояснительная записка.

В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, подчёркивается новизна данной программы, её отличие от аналогичных программ, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы.

В данном разделе уточняется и расширяется заявленная в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России система базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценностные ориентиры должны раскрывать воспитательный потенциал образовательного процесса, связь программы учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В пояснительной записке могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Эта часть программы определяет место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, устанавливает межпредметные связи (на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы).

Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; предпочтительные формы контроля и оценки, указывается возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе метода проектов).

3. Место учебного предмета в учебном плане.

В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, определяется резерв свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В этой части программы могут быть приведены рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающими, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; показывается связь программы учебного предмета с программой развития универсальных учебных действий (программой формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования.

5. Содержание учебного предмета.

Данный раздел является основной частью программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом.

При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

название темы;

необходимое количество часов для её изучения;

планируемые результаты (обобщённые требования к знаниям и умениям обучающихся по теме): обучающийся должен иметь представление, знать, уметь, иметь опыт;

содержание учебного материала (дидактические единицы);

темы практических и лабораторных работ.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по учебному предмету. Тематический план составляется на весь срок обучения.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

Заключение

Изучая данную тему и практическое ее применение, столкнулась с тем, что есть четкое структурное построение рабочей программы, но нет практической направленности данного вопроса. Во всей указанной литературе даются лишь рекомендации по составлению данных программ, где четко прописано, что составление рабочей программы — это дело самого учителя. Вот здесь и начинаются трудности у каждого учителя. Эти трудности отражаются в повестке дня каждого годового Педагогического совета, в частности несвоевременное составление рабочей программы каждого учителя предметника. На мой взгляд, в рамках школ, методических объединений есть необходимость обсуждать наработки каждого учителя, в части разработки рабочих программ, составления корректировок к РП, делиться опытом, чтобы обобщать и конкретизировать нюансы, связанные с разработкой РП конкретного предмета, непосредственно для данной конкретной школы.

Литература

  • Математика 5 класс / Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин – М.: Просвещение, 2013г.

  • Математика 6 класс / Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин – М.: Просвещение, 2013г.

  • Сборник рабочих программ 5-6 классы» / сост. Т.А. Бурмистрова. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2014г.

  • ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учителя МОУ Вербилковской средней общеобразовательной школы.

0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!