СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена по методической рекомендации по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности на уровне начального общего образования, разработанные ГАУ ДПО ИРО РБ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для начального общего образования составлена на основе следующих документов:
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности МОБУ СОШ №2 с. Инзер по реализации ФГОС ООО.
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ №2 с. Инзер.
Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных школ 1-4 классы авторы: М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова ,С.И.Волкова , С.В.Степанова «Математика. 1-4 классы»(М.: Просвещение, 2011г.).
Учебный план МОБУ СОШ № 2 с. Инзер на 2017-2018 год, утверждённый приказом № 63 МОБУ СОШ № 2 с. Инзер от 24.08.2017г.
Приказ по МОБУ СОШ № 2 с. Инзер от 24.08.2017 № 65 «Об утверждении Федерального Перечня учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году.
Данная программа обеспечена следующими учебниками:
Математика.1 класс.М.И.Моро, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова–М. : Просвещение, 2017 г.
Математика.2 класс.М.И.Моро, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова–М. : Просвещение, 2017 г.
Математика.3 класс.М.И.Моро, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова–М. : Просвещение, 2017 г.
Математика.4 класс.М.И.Моро, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова–М. : Просвещение, 2017 г.
Рабочая тетрадь в 2-х частях для 1 –го класса..М.И.Моро, М.А.Бантова,. Г.В.Бельтюкова –М. : Просвещение, 2017 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение математики в начальной школе выделяется 540 ч.В 1 классе — 132 ч
(4 ч в неделю, 33 учебные недели). В 2-4 классах – 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
1-й класс
Личностные результаты
У обучащегося будут сформированы:
положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Математика»;
представление о причинах успеха в учебе;
общее представление о моральных нормах поведения;
осознание сути новой социальной роли - ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучащийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучащийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
составлять план действий для решения несложных учебных задач;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучащийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Познавательные
Обучащийся научится:
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
читать простое схематическое изображение;
понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2-5 знаков или символов, 1-2 операций);
на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
под руководством учителя проводить аналогию;
понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
осознавать смысл межпредметных понятий: число, величина, геометрическая фигура.
Обучащийся получит возможность научиться:
составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2-3 предложения);
строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
выделять существенные признаки объектов;
под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные
Обучащийся научится:
принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
воспринимать различные точки зрения;
понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
контролировать свои действия в классе;
слушать партнера; не перебивать, не обрывать на полуслове,вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучащийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
формулировать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-мклассе являются формирование следующих умений.
Числа и величины
Обучащийся научится:
различать понятия «число» и «цифра»;
читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
понимать отношения между числами («больше», «меньше»,«равно»);
сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («»), «меньше» («
упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;
понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
понимать и использовать термины: предыдущее и последующее число;
различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Обучащийся получит возможность научиться:
практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
Обучащийся научится:
понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
применять таблицу сложения в пределах 20;
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток впределах 20;
вычислять значение числового выражения в одно-два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Обучащийся получит возможность научиться:
понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
применять переместительное свойство сложения;
понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Обучащийся научится:
восстанавливать сюжет по серии рисунков;
составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
различать математический рассказ и задачу;
выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;
составлять задачу по рисунку, схеме;
понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц;
решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Учащийся получит возможность научиться:
рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
соотносить содержание задачи и схему к ней; составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;
рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучащийся научится:
понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше,между и др.);
распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
Обучащийся получит возможность научиться:
различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная;
распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры.
Геометрические величины
Обучащийся научится:
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Обучащийся научится:
получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать ее в виде текста задачи,
числового выражения, схемы, чертежа;
дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной всхеме.
Обучащийся получит возможность научиться:
читать простейшие готовые схемы, таблицы;
выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
2-й класс
Личностные результаты
У обучащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Обучащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Обучащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видео носители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Обучащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Обучащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Обучащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Обучащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Обучащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Обучащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины.
Обучащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Обучащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
3-й класс
Личностные результаты
У обучащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Обучащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Обучащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Обучащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Обучащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Обучащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучащийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Обучащийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Обучащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Обучащийся получит возможность научиться:
изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.
Геометрические величины.
Обучащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Обучащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
4-й класс
Личностные результаты.
У обучащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Обучащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Обучащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Обучащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты.
Числа и величины.
Обучащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Обучащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины.
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией.
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
1-й класс
Содержание учебного предмета, курса
Формирование содержания учебного предмета, курса осуществляетсяна основе следующих принципов:
единства содержания образования на разных его уровнях;
отражения в содержании образования задач развития личности;
научности и практической значимости содержания образования;
доступности образования.
Программа учебного предмета «Математика» на уровне начальногообщего образования предполагает изучение следующих разделов:
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классыи разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядныхслагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Четные инечетные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр),времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношениямежду единицами измерения однородных величин. Сравнение иупорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть,четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентоварифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблицаумножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением.Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление состатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действийв числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значениячислового выражения. Использование свойств арифметических действий ввычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей впроизведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначныхчисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратноедействие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление накалькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовыхзадач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождениесуммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения«больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости междувеличинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время,производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи наприведение к единице, сравнение, нахождение неизвестного по двум суммам,нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости(выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.).Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная,направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагоналимногоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,центр и радиус окружности, круга. Использование чертежных инструментовдля выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед,пирамида, цилиндр, конус) и их элементов (вершины, грани и ребра куба,параллелепипеда, пирамиды; основания цилиндра; вершина и основаниеконуса). Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков,линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равнойфигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса поготовым разверткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка.Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрическойфигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённоеизмерение площади геометрической фигуры. Вычисление площадипрямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом(пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученнойинформации. Построение простейших логических высказываний с помощьюлогических связок и слов («...и/или...», «если..., то...», «верно/неверно, что...»,«каждый», «все», «найдется», «не»); определение истинности высказываний.Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества.Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанномупризнаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанномусвойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись ивыполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделированиеотношений и действий над числами с помощью числового отрезка ичислового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данныхтаблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
2-й класс
Содержание учебного предмета, курса
Формирование содержания учебного предмета, курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания образования на разных его уровнях;
отражения в содержании образования задач развития личности;
научности и практической значимости содержания образования;
доступности образования.
Программа учебного предмета «Математика» на уровне начальногообщего образования предполагает изучение следующих разделов:
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Табличное умножение и деление. Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины. Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.Цена, количество и стоимость товара.Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5; 4 – а;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений видаа ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
3-й класс
Содержание учебного предмета, курса
Формирование содержания учебного предмета, курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания образования на разных его уровнях;
отражения в содержании образования задач развития личности;
научности и практической значимости содержания образования;
доступности образования.
Программа учебного предмета «Математика» на уровне начальногообщего образования предполагает изучение следующих разделов:
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление.
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление.
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1 000. Нумерация.
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание.
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление.
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
4-й класс
Содержание учебного предмета, курса
Формирование содержания учебного предмета, курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания образования на разных его уровнях;
отражения в содержании образования задач развития личности;
научности и практической значимости содержания образования;
доступности образования.
Программа учебного предмета «Математика» на уровне начальногообщего образования предполагает изучение следующих разделов:
Числа и величины
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классыи разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядныхслагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Четные инечетные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр),времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношениямежду единицами измерения однородных величин. Сравнение иупорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть,четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентоварифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблицаумножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением.Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление состатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действийв числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значениячислового выражения. Использование свойств арифметических действий ввычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей впроизведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначныхчисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратноедействие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление накалькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовыхзадач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи.Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождениесуммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения«больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости междувеличинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объем работы, время,производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи наприведение к единице, сравнение, нахождение неизвестного по двум суммам,нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости(выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и др.).Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная,направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагоналимногоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,центр и радиус окружности, круга. Использование чертежных инструментовдля выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед,пирамида, цилиндр, конус) и их элементов (вершины, грани и ребра куба,параллелепипеда, пирамиды; основания цилиндра; вершина и основаниеконуса).Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков,линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной
фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса поготовым разверткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка.Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрическойфигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённоеизмерение площади геометрической фигуры. Вычисление площадипрямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом(пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученнойинформации. Построение простейших логических высказываний с помощьюлогических связок и слов («...и/или...», «если..., то...», «верно/неверно, что...»,«каждый», «все», «найдется», «не»); определение истинности высказываний.Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества.Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанномупризнаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанномусвойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись ивыполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделированиеотношений и действий над числами с помощью числового отрезка ичислового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данныхтаблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы.
Раздел (ч.) | Класс (ч.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Числа и величины (ч.) | 42 | 17 | 11 | 25 |
Арифметические действия (ч.) | 54 | 80 | 81 | 66 |
Работа с текстовыми задачами (ч.) | 10 | 15 | 15 | 15 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (ч.) | 6 | 6 | 8 | 4 |
Геометрические величины (ч.) | 6 | 8 | 8 | 20 |
Работа с информацией (ч.) | 14 | 10 | 13 | 6 |
| 132 | 136 | 136 | 136 |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Примечание |
1 | 4.09 |
| Нумерация. Счет предметов. Разряды |
|
2 | 5.09 |
| Выражение и его значение. Порядок выполнения действий |
|
3 | 6.09 |
| Нахождение суммы нескольких слагаемых |
|
4 | 8.09 |
| Приемы письменного вычитания |
|
5 | 11.09 |
| Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное |
|
6 | 12.09 |
| Умножение на 0 и 1. Самостоятельная работа. |
|
7 | 13.09 |
| Прием письменного деления на однозначное число |
|
8 | 15.09 |
| Прием письменного деления на однозначное число |
|
9 | 18.09 |
| Прием письменного деления на однозначное число |
|
10 | 19.09 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
11 | 20.09 |
| Административная контрольная работа. |
|
12 | 22.09 |
| Работа над ошибками. Сбор и представление данных. Диаграммы |
|
13 | 25.09 |
| Числа, которые больше 1000. Нумерация. Разряды. |
|
14 | 26.09 |
| Письменная нумерация. Чтение чисел |
|
15 | 27.09 |
| Математический диктант. Письменная нумерация. Запись чисел |
|
16 | 29.09 |
| Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые |
|
17 | 2.10 |
| Сравнение многозначных чисел. Математический диктант. |
|
18 | 3.10 |
| Самостоятельная работа. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. |
|
19 | 4.10 |
| Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе |
|
20 | 6.10 |
| Класс миллионов и класс миллиардов. |
|
21 | 9.10 |
| Проект «Наш село» |
|
22 | 10.10 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
23 | 13.10 |
| Контрольная работа «Числа, которые больше 1000» |
|
24 | 16.10 |
| Работа над ошибками. Единицы длины. Километр |
|
25 | 17.10 |
| Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр |
|
26 | 18.10 |
| Таблица единиц площади. Математический диктант. |
|
27 | 20.10 |
| Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки |
|
28 | 23.10 |
| Единицы измерения массы: тонна, центнер |
|
29 | 24.10 |
| Контрольная работа за 1 четверть. |
|
30 | 25.10 |
| Работа над ошибками. Единицы времени. Год. |
|
31 | 27.10 |
| Время от 0 часов до 24 часов. Решение задач на время |
|
32 | 6.11 |
| Единицы времени. Секунда. Математический диктант. |
|
33 | 7.11 |
| Единицы времени. Век |
|
34 | 8.11 |
| Таблица единиц времени |
|
35 | 10.11 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
36 | 13.11 |
| Проверочная работа. |
|
37 | 14.11 |
| Устные и письменные приемы вычислений |
|
38 | 15.11 |
| Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032 |
|
39 | 17.11 |
| Нахождение неизвестного слагаемого |
|
40 | 20.11 |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого |
|
41 | 21.11 |
| Нахождение нескольких долей целого |
|
42 | 22.11 |
| Самостоятельная работа. Решение задач |
|
43 | 24.11 |
| Сложение и вычитание величин |
|
44 | 27.11 |
| Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме |
|
45 | 28.11 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
46 | 29.11 |
| Контрольная работа «Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание» |
|
47 | 1.12 |
| Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
|
48 | 4.12 |
| Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число |
|
49 | 5.12 |
| Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019 · 7, 50 801 · 4 |
|
50 | 6.12 |
| Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями |
|
51 | 8.12 |
| Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя |
|
52 | 11.12 |
| Проверочная работа. Деление 0 и на 1 |
|
53 | 12.12 |
| Прием письменного деления многозначного числа на однозначное |
|
54 | 13.12 |
| Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач |
|
55 | 15.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули |
|
56 | 18.12 |
| Решение задач на пропорциональное деление |
|
57 | 19.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное |
|
58 | 20.12 |
| Решение задач на пропорциональное деление |
|
59 | 22.12 |
| Деление многозначного числа на однозначное |
|
60-61 | 25.12, 26.12 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
62 | 27.12 |
| Контроль и учет знаний по итогам I полугодия |
|
63 | 29.12 |
| Работа над ошибками. |
|
64 | 15.01 |
| Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Умножение и деление на однозначное число» |
|
65 | 16.01 |
| Скорость. Единицы скорости |
|
66 | 17.01 |
| Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|
67 | 19.01 |
| Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости |
|
68 | 22.01 |
| Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием |
|
69 | 23.01 |
| Умножение числа на произведение |
|
70 | 24.01 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
71 | 26.01 |
| Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
72 | 29.01 |
| Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями |
|
73 | 30.01 |
| Решение задач на встречное движение |
|
74 | 31.01 |
| Перестановка и группировка множителей |
|
75-76 | 2.02, 5.02 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
77 | 6.02 |
| Контроль и учет знаний по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» |
|
|
|
| Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч) |
|
78 | 7.02 |
| Деление числа на произведение |
|
79 | 9.02 |
| Деление числа на произведение |
|
80 | 12.02 |
| Деление с остатком на 10, 100 и 1 000 |
|
81 | 13.02 |
| Задачи на нахождение четвертого пропорционального |
|
82 | 14.02 |
| Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
|
83-84 | 16.02, 19.02 |
| Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|
85 | 20.02 |
| Решение задач на противоположное движение |
|
86 | 21.02 |
| Решение задач. Закрепление приемов деления |
|
87-88 | 26.02. 27.02 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
89 | 28.02 |
| Проект «Математика вокруг нас» |
|
|
|
| Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч) |
|
90 | 2.03 |
| Умножение числа на сумму |
|
91 | 5.03 |
| Прием устного умножения на двузначное число |
|
92 | 6.03 |
| Письменное умножение на двузначное число |
|
93 | 7.03 |
| Письменное умножение на двузначное число |
|
94 | 9.03 |
| Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям |
|
95 | 12.03 |
| Решение задач |
|
96 | 13.03 |
| Прием письменного умножения на трехзначное число |
|
97 | 14.03 |
| Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули |
|
98 | 16.03 |
| Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули |
|
99 | 19.03 |
| Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала |
|
100-101 | 20.03, 21.03 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
102 | 23.03 |
| Деление на двузначное число (12 ч) Письменное деление на двузначное число |
|
103 | 2.04 |
| Письменное деление с остатком на двузначное число |
|
104 | 3.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
105 | 4.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
106 | 6.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
107 | 9.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
108 | 10.04 |
| Решение задач. Закрепление пройденного |
|
109 | 11.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
110 | 13.04 |
| Прием письменного деления на двузначное число |
|
111 | 16.04 |
| Закрепление по теме «Письменное деление на двухзначное число» |
|
112-113 | 17.04, 18.04 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
114 | 20.04 |
| Деление на трехзначное число (10 ч) Письменное деление на трехзначное число |
|
115 | 23.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число |
|
116 | 24.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число |
|
117 | 25.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число |
|
118 | 27.04 |
| Прием письменного деления на трехзначное число |
|
119 | 30.04 |
| Проверка деления умножением. Закрепление |
|
120-121 | 2.05, 4.05 |
| Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» |
|
122 | 7.05 |
| Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Деление на трехзначное число» |
|
123 | 8.05 |
| Закрепление по теме «Письменное деление на трехзначное число» |
|
124-133 | 11.05, 14.05, 15.05, 16.05, 18.05, 21.05, 22.05, 23.05, 25.05, 28.05. |
| Повторение изученного |
|
134 | 29.05 |
| Итоговый контроль и учет знаний |
|
135 | 30.05 |
| Анализ и работа над ошибками |
|
136 | 31.05 |
| Обобщение и систематизация изученного материала |
|