СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование учебного занятия на основании примерных рабочих программ по предмету по реализации требований обновленных ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по проектированию учебного занятия на основании примерных рабочих программ по предмету по реализации требований обновленных ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Проектирование учебного занятия на основании примерных рабочих программ по предмету по реализации требований обновленных ФГОС»

Практическая работа № 4


Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету


Задание:

  1. Изучите прилагаемый к практической работе материал:

  1. методический видеоматериал:

  • Как сделать урок воспитывающим? (ссылка на видеоролик: https://edsoo.ru/Kak_sdelat_urok_vospitivayuschim_.htm);

  • Современный урок русского языка: от теории к практике (ссылка на видеоролик: https://edsoo.ru/Russkij_yazik.htm).

  1. методические материалы в текстовом формате:

  • Методические рекомендации по использованию учителем литературы алгоритма работы при написании итогового сочинения;

  • Методические рекомендации по порядку проведения анализа различных видов по учебному предмету «Русский язык». Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Планы языкового анализа;

  • Критерии выявления уровня литературного развития обучающихся;

  • Методическое пособие «Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования»;

  • Методические рекомендации по организации работы с информацией, представленной в виде схемы, таблицы, на уроке русского языка.

  1. спроектируйте одно учебное занятие на основании примерной рабочей программы и УМК по предмету (русский язык или литература на выбор) в соответствии с указанными требованиями.


Требования к содержанию учебного занятия:

  1. Цели и задачи учебного занятия.

  2. Планируемые результаты обучения.

  3. Краткое учебное содержание.

  4. Виды организации учебной деятельности.

  5. Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

  6. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.




Тема: Деепричастие как часть речи.

Класс: 7а.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; отличать деепричастие от других частей речи;

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание;

Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, карточки с заданиями.

Учебник: Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под науч.ред. Н.М. Шанский/. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, дифференцированная.

Структура урока открытия нового знания:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Постановка учебной задачи

  4. Этап выявления места и причины затруднения.

  5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

  6. Этап реализации построенного проекта.

  7. Открытие нового знания.

  8. Физкультминутка

  9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  10. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  11. Рефлексия учебной деятельности


Технологическая карта урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный.



Проверяет готовность класса к уроку.


Рада вас приветствовать на уроке в добром здравии. Надеюсь, что вы будете сегодня на уроке внимательны и активны.


Записывают число, кл.работа


РегулУУД:умение управлять своей деятельностью


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Итак, на протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи».

Сегодня нам предстоит познакомиться с не менее важной и значимой темой. Полученные знания пригодятся вам не только на последующих уроках в 7 классе, но и будут востребованы на экзамене в 9 классе. Поэтому необходимо уже сегодня приложить максимум усилий.


Включение в урок





Ответы на вопросы


Личностные УУД: формирование осознанного положительного отношения к учению


  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.


СЛАЙД 2

На доске перед вами стихотворение. Обратите внимание на построение стихотворения. На что оно похоже? (гора, склон, колпак, треугольник)

Чтение стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.


- Как вы думаете, случайно ли я в качестве эпиграфа к уроку взяла это стихотворение? (Неслучайно)

( «отсроченная отгадка»)


СЛАЙД 3

Откройте тетради, запишите число и тему урока.


Читают стихотворение, отвечают на вопрос учителя.

Запись даты урока и темы

Познавательные УУД:

объяснять языковые явления; умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.


  1. Этап выявления места и причины затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.


СЛАЙД 4

Итак, давайте познакомимся с этой частью речи поближе.


В лингвистике нет единой точки зрения о том, что же такое деепричастие. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. В нашем учебнике мы придерживаемся той точки зрения, что деепричастие - это самостоятельная часть речи.


КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?
Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола.


СЛАЙД 5

Создание проблемной ситуации.

Мы записали тему урока.

- Сформулируйте, какие цели стоят перед нами ? Закончите предложение

1) Познакомиться с …

2) узнать, при помощи каких /\ …..

3)Узнать, на какие ?

4) Находить в тексте ....

3) Закрепить ....


Организует и сопровождает деятельность учащихся.


Беседа.

Работа с учебником.

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полете и улыбается.

Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.


Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к формулировке вывода о деепричастии


- В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

- В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

(Добавочное действие выражено словом, улыбаясь. Это деепричастие). Деепричастия образуются от глаголов.

- На какой вопрос отвечает деепричастие улыбаясь? (как? что делая?)


СЛАЙД 6

Давайте сформулируем определение деепричастия.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и отвечает на вопросы что делая? что сделав?


Активно работают при ответах на вопросы, дополняют учителя












Стараются сформулировать цели урока самостоятельно
















Работают с учебником, анализируют предложения, отвечают на вопросы. Делают вывод, формулируют определение деепричастия.

Предметные УУД:

Знание теории ранее изученного материала

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Познавательные УУД:

Объяснять связи и отношения, выявленные в ходе работы

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

СЛАЙД 7-8

Предлагает инструкцию по выявлению деепричастий.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.

Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись

2. Если такие слова есть, задай к ним вопрос от глагола.

что делая? что сделав?

Играя – что делая? Прочитав – что сделав?

Лежал на кровати, читая книгу.

Лежал (что делая?) читая – деепричастие.

Мальчик встал, услышав стук.

Встал (что сделав?) услышав – деепричастие.


4) Попробуйте определить, от какого глагола они образованы.

Читая читать, услышав услышать

грая в


Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи


















Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться

  1. Физкультминутка

СЛАЙД 9

Организует физкультминутку. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.

Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо, повторяя, правильно ,прочитав, пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая, молодцы.


Выполняют упражнения на восстановления внимания, памяти

Личностные:

Формирование мотивации к обучению через игровые моменты

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

СЛАЙД 10

Организует работу по закреплению материала, используя приём

1. «Отсроченная отгадка»

Возвращаемся к стихотворению, которые мы читали в начале урока.

- Прошу еще раз прочитать стихотворение, вслушиваясь в слова.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре.


- Понравилось стихотворение?

- В чём же необычность стихотворения? (В построении. Это одно предложение.)

- Какими словами создается яркое образное описание водопада?

- Какая эта часть речи? (Деепричастие)

- К какому слову они относятся? (падают)

- Найдите основу предложения. (воды падают)


- Задайте вопрос от глагола падают (что делая?)

- А сколько деепричастий использовал автор для описания действий водопада? (52 деепричастия)

- Так для чего же автор этого стихотворения использовал так много деепричастий?


Посмотрите, ребята, как поэту В. Жуковскому, используя только деепричастия, удалось передать мощь и красоту водопада.


Используя деепричастия, как добавочное действие, автор усиливает краски, зрительные и слуховые представления, чем и достигает изображение действующего водопада.



Закрепляют полученные самостоятельно знания.

Работают со стихотворением Р.Саути для выявления роли деепричастий в речи.


Предметные УУД:

различать деепричастия, глаголы и наречия.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД:

Использовать адекватные языковые средства для выступления перед аудиторией.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.










































  1. Включение в систему знаний и повторение



(Работа в парах)

Организует и сопровождает деятельность учащихся Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса


СЛАЙД 11-12

Упражнение 1 «Узнай меня»

Среди предложенных слов найти и выписать деепричастия.

  1. Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.

  2. Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.

  3. Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая


(Самопроверка по ключу на слайде).


СЛАЙД 13-14

Упражнение 2 « Четвертое лишнее»

  1. Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.

  2. Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.

  3. Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.


(Самопроверка по ключу на слайде).


СЛАЙД 15

Организует физкультминутку для глаз. Создает условия для устранения перегрузки учащихся на уроке.


Работа по карточкам. Используем инструкцию

- Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.
- Найдите в тексте деепричастия и выпишите их (Дифференцированно: сильным - словосочетание с деепричастием, отметьте крестиком, какие глаголы они поясняют. ( Для проверки текст проецируется на экране).


- Объясните, для чего служат деепричастия в художественном тексте?

(Деепричастия дорисовывают, дописывают основное действие, названное сказуемым, дополняют сказуемое.

Деепричастия используют для яркости, образного описания действия).


СЛАЙД 16

И.А. Бунин “***”:

В саду листки берез, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блеклую траву беспомощно летят


СЛАЙД 17

Э.А. Асадов “Лес”:

Ежась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, вокруг пенька!


СЛАЙД 18

А.С. Пушкин “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь…


СЛАЙД 19-20

Устное упражнение по культуре речи

Минутка для шутки:

Верно ли?

Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки. (У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком).

Сделав уроки, у меня заболели глаза. (Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)



Выполняют индивидуально самостоятельную работу с последующей самопроверкой
















Работают в парах.

Выявление в тексте деепричастий. Выписывают отдельные деепричастия и словосочетания – глаг.+дееприч. Обсуждение ответов, корректировка выступлений.



Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Предметные УУД:

знание признаков деепричастия как части речи, уметь находить деепричастия в предложении

  1. Этап рефлексии учебной деятельности.


















  1. Домашнее задание

СЛАЙД 21

- Что было трудным на уроке?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок?

СЛАЙД 22

С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием: улыбаясь; гордясь собой; ничего не разобрав

Например,
Сегодня я уйду с урока,
улыбаясь, гордясь собой.

Сегодня я уйду с урока, ничего не поняв.


СЛАЙД 23

Спасибо за урок, вы мне тоже доставили удовольствие, активно участвуя в работе! Улыбнемся друг другу!


Домашнее задание: Упр. 181


Оценивают свою работу в парах и индивидуально, выставляя оценку.


Проводят рефлексию деятельности на уроке, оценивают урок.










Запись заданий в дневники

Регулятивные УУД:

осознание самого себя как движущей силы своего учения, формирование способности к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!