СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Усачёва В.О., Школяр Л.В.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: «Музыка»

Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: ОНЗ

Просмотр содержимого документа
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Усачёва В.О., Школяр Л.В.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия № 3» городского округа Самара






Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Усачёва В.О., Школяр Л.В.



Разработала учитель музыки

начальных классов

Нестерова Ирина Викторовна











г.о. Самара, 2022


Класс: 4

Предмет: «Музыка»

Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

Воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся через личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Создание условий для формирования представления о композиторе А.К. Лядове и его симфонической картине «Кикимора».

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры;

  • проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»;

  • познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: челеста, флейта, фагот, английский рожок;

  • познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора»;

  • учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей;

развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать музыкальный кругозор;

  • развивать музыкальную память;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке;

  • развивать умения анализировать и обобщать учебный материал;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность, культуру поведения на уроке;

  • воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса;

  • воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору;

  • воспитывать интерес к музыке А.К. Лядова.



Планируемые результаты:

предметные:

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

  • формирование у обучающихся основ музыкальной культуры;

  • умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;

  • умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке;

  • умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

  • исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения;

  • понимать значение термина «музыкальная форма», «фольклор», «симфоническая сюита»;

  • умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;

метапредметные:

коммуникативные УУД:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

познавательные УУД:

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы);

  • анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»;


регулятивные УУД:

  • активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;

  • с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу;

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

личностные УУД:

  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

  • развить эстетическое чувство;

  • формировать интерес к музыкальным занятиям;


В гражданско-патриотическом воспитании:

  • проявление интереса к освоению музыкальных традиций и музыкальной культуры народов России;

В духовно-нравственном воспитании:

      • признание индивидуальности каждого человека;

      • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

      • готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности;

В эстетическом воспитании:

      • восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа;

      • умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

  • умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Ценности научного познания:

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в

познании.



В физическом воспитании, формировании культуры здоровья

и эмоционального благополучия:

  • профилактика умственного и физического утомления;

  • бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально

исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);



В трудовом воспитании:

  • установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

  • интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



Ресурсы/оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, кроссворды, фортепиано, сервис LearningApps- конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в режиме «Кроссворд», тест.


Художественный материал:

Русская народная песня «По полю, полю»;

Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»; Русская народная песня «Во саду ли в огороде»;

А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.










Этап урока

Краткое учебное содержание


Формы и приемы работы

Виды организации учебной деятельности.


Учебные задания для разных этапов учебного занятия

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует учащихся

- Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок. Я рада всех видеть, пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.





Фронтальная


Беседа



ЛУУД:

-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

-Установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.


Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Задает вопросы:

-Ребята, сейчас прозвучит музыка. Определите пожалуйста, народная эта музыка или композиторская.

- Верно, народная. Определить характер и настроение музыки.


Отвечают на вопросы учителя: -Народная;

- прозвучала русская народная песня «По полю, полю».


Определяют характер и настроение песни. Жанровые особенности, характер мелодической линии.

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Слушание, восприятие музыки.





Определить, народная музыка или композиторская.



Определить характер и настроение музыки.

ПУУД:

-Логическое построение речевых высказываний.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.


РУУД: умение слушать и анализировать характер музыкального произведения.


ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.


ЛУУД:

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа.

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.


Этап изучение нового знания


Давайте с вами исполним эту песню и передадим ее характер.




Учитель организует вокально-хоровую работу над песней



Обращает внимание на разнохарактерность запева и припева

Предлагает продумать характерные движения руками для передачи характера песни, плавности мелодической линии.

Разучивают русскую народную песню «По полю, полю».

Включаются в творческую деятельность. по поиску подходящих пластических движений;


Исполняют

русскую народную песню «По полю, полю», используя пластические движения руками, передающие плавное движение мелодической линии лирической песни.

Анализируют свое исполнение.














Фронтальная

Исполнение музыкального произведения.

Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии


ЛУУД:

-Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицировании.


-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.


-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос).

-Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

-Развить эстетическое чувство.

-Формировать интерес к музыкальным занятиям.


ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Исполнение народных произведений различных жанров с сопровождением и без сопровождения.


Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.


РУУД:

-Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

-С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;



Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

А что такое народная песня?




-Давайте вспомним, ребята, что такое фольклор.



- Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость».

Отвечают на вопросы учителя: -Народная песня – это музыкально-поэтический жанр фольклора.


Отвечают на вопросы учителя: -Фольклор - устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Дать определение, что такое народная песня.





Дать определение, что такое фольклор.


ПУУД:

-Логическое построение речевых высказываний.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление, что такое фольклор.


ПРЕДМЕТНЫЕ:

Понимать значение термина «фольклор».


КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.

ЛУУД:

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.


Этап выявления места и причины затруднения

Формулирует совместно с учащимися тему урока:

- Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Например, Михаил Иванович Глинка «волшебник Черномор» или Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик».

Ребята, кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- Молодцы, тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов»













Формулируют предположения о предстоящей теме урока.

-Фольклор в музыке русских композиторов


Фронтальная

Беседа







Сформулировать тему урока.


ПУУД:

-Обобщение информации.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, фольклор;


РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Понимать значение термина «фольклор».

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.


Этап построения проекта выхода из затруднения

Задает вопросы:

- Ребята, давайте поставим задачи на сегодняшний урок.

- Что мы должны сегодня узнать?



Что мы будем сегодня анализировать?

Значит, мы должны сегодня закрепить умение анализировать средства музыкальной выразительности.

Отвечают на вопросы учителя: -Узнать новую информацию о композиторах


- Произведение композитора


Фронтальная


Беседа



Сформулировать задачи урока.


РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, прогнозировать предстоящую работу.

ПУУД:

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.


Этап реализации построенного проекта

Знакомит с творчеством русского композитора А.К.Лядова:

-И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

- Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Задает вопросы:

- В творчестве еще какого великого русского композитора жанру сказка отводилось огромное место?


-Совершенно верно! Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий русский композитор сказочник. Большая часть его творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и другие.


Предлагает прослушать музыкальную загадку.

Ответить на вопрос вам поможет музыка. И так музыкальная загадка.

Звучит музыка.












Задает вопросы:

Какая русская народная песня легла в основу этого образа?







Задает вопросы:

-Какие музыкальные инструменты использовал композитор для создания этого образа?


-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа?

































Отвечают на вопросы учителя:


-Н.А.Римс-

кий-Корсаков
















Отвечают на вопросы учителя:

-Н.А. Римский-Корсаков «Белка» («Три чуда») - фрагмент из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Сал-тане»;



Отвечают на вопрос учителя:


Русская народная песня «Во саду ли в огороде»; Отвечают на вопрос учителя:

-Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.

Фронтальная


Беседа






























Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.


















Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.




































Назвать композитора и произведение.

















Назвать русскую народную песню.
























Назвать музыкальные инструменты.





ПУУД:

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Осознанно строить речевое высказывание.

-Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы).

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах.



КУУД:

-Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

-Воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания.

-Передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению.


РУУД:

-Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;

-Проявлять эмоциональную отзывчивость, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.

-С помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;


ЛУУД:

-Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; участие в коллективном музицирова-нии.


-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.


-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос).

-Воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

-Развить эстетическое чувство.

-Формировать интерес к музыкальным занятиям.

-Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

ПРЕДМНЫЕ

-Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа.

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа.

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке.

- Умение определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству.

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.


Этап изучение нового знания

Организует вокально-хоровую работу над песней


Предлагает обсудить исполнение.


Организует групповое исполнение русской народной песни «Во саду ли в огороде».



Предлагает посмотреть «Белка» - фрагмент из оперы Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане» (видеозапись)

Включаются в творческую деятельность.


Исполняют

русскую народную песню «Во саду ли в огороде»;



Делятся на две группы.

Исполняют

русскую народную песню «Во саду ли в огороде»;1-я группа- хоровое исполнение, 2-я группа- инструментальное исполнение.

Фронтальная





Групповая



Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.



Исполнение музыкального произведения.





Демонстрация видео.

Исполнить песню, передать в пении ее характер, настроение. Движениями рук показать характер, движение мелодии


ЛУУД:

-Формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, игру на музыкалных инструментах. -Участие в коллективном музициронии.

-Бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос).

-Установка на посильное активное участие в практической деятельности.

-Трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.


Этап реализации построенного проекта

Задает вопросы:

-Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, правильный ответ которой является названием произведения Анатолия Константиновича.

«Страшная, зеленая, детей пугает, В лес зазывает»

«Пряжу путаю, стучу, Стекла бью, посуду, Что хочу, то и верчу, И пугать вас буду…»

- Верно, это Кикимора. Сегодня мы познакомимся с симфонической картиной Лядова «Кикимора»

- Кто скажет, что такое симфоническая картина?

- Ребята, сегодня мы познакомимся с таким понятием как «программная музыка». Это академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.



Давайте вспомним, что такое сюжет?



Молодцы, это определенная последовательность событий, позволяющая нам погрузиться в суть музыкального произведения











Отвечают на вопросы учителя:

-Кикимора



Отвечают на вопросы учителя:

- Симфоническая картина - музыкальное произведение, исполняемая инструментами симфонического оркестра

­


Отвечают на вопросы учителя:

-Ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении

Фронтальная





Беседа
















Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.















Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

















Дать определение, что такое симфоническая картина.












Дать определение, что такое сюжет.


ЛУУД:

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Строить логическое высказывание, иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита», что такое сюжет.

РУУД:

-Активизировать поисковый процесс у детей через сравнение образов литературного персонажа и его музыкального изображения;

КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.


ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Понимать значение терминов «музыкальная форма», «симфоническая сюита», «программная музыка».


Динамическая пауза

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал.

Повторяют движения за учителем

Фронтальная

Выполнение движений

Повторять движения за учителем


ЛУУД: профилактика умственного и физического утомления;


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Дает задание на слушание музыки:

- Ребята, сейчас я вам предлагаю прослушать симфоническую картину «Кикимора», во время слушания обратите внимание на то, как разворачиваются события, какие инструменты вы услышите, какой вы себе представляете Кикимору, а главное, можно ли считать это произведение программной музыкой?

Задает вопросы:

- Ребята, вы прослушали композицию, скажите, как разворачиваются события в симфонической картине?

- Вы точно заметили, что медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.




- Есть ли слова в произведении?

- Тогда это можно считать программной музыкой?

-Характер и настроение музыки?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа?


Какие инструменты оркестра вы услышали?


Предлагает определить музыкальные инструменты после прослушивания музыки.































- Какой вы представили Кикимору?

- Ребята, в восточной мифологии считают, что это злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и тело тонкое, как соломинка.

- Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

- Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы.

Определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

Организует художественный анализ картины Ивана Билибина.
















Отвечают на вопросы учителя:

Анализируют средства выразительности картины.


-Медленное вступление показывает нам сказочную атмосферу, после музыка набирает темп, а потом внезапно заканчивается.




-Нет.


-Да.










Определяют на слух тембр музыкальных инструментов. (2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.)

Осуществляют классификацию инструментов по группам (струнные, духовые, ударные, клавишно-духовые).



-Духовные инструменты, струнные

Отвечают на вопросы учителя:

-Старая женщина, с водорослями в волосах, с большим носом. Она очень худая, а рядом бегает черный кот.















































Анализируют средства выразительности картины.

Выявляют общую идею картины И. Билибина и симфонической сюиты А.Б.Лядова.

Фронтальная, индивидуальная


Слушание, восприятие музыки













Понимание и анализ музыкального произведения.

























Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.
















Описать развитие сюжетной линии в музыке.

























Назвать музыкальные инструменты.



























Описать портрет Кикиморы в симфонической сюите А.К.Лядова Сравнить с образом Кикиморы в одноименной картине художники И.Билибина.

ЛУУД:

-Устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

-Проявление эмоциональной отзывчивости, восприятие. Речевые высказывания о характере произведения.

-Восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего народа.

-Умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

-Умение определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.



КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.


ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, произведения, исполнительские составы);


ПРЕДНЫЕ:

-Умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа.

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству;

умение характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа.


























































Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Дает задание. Предлагает разгадать кроссворд (раздаточный материал).

Организует совместную проверку кроссворда.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю самостоятельно решить кроссворд, который я раздам. После мы вместе проверим и поставим оценки.

- Я вижу, вы закончили, давайте проверим, попрошу обменяться кроссвордом с соседом, напротив каждого ответа ставим плюс, если правильно, и минус, если ученик допустил ошибку.

-Ребята, кто даст ответ на первый вопрос.

-Верно, что у вас получилось под цифрой два?

-Молодцы, ответ на третий вопрос:

-Умницы, на четвертый вопрос ответ даст Дима

-Молодец, пятый вопрос

-И на шестой вопрос мы ответим хором:



-Я смотрю все справились хорошо, ребята, поставьте оценку 5, если не допущено ни одной ошибки, оценку 4 если допущено 1-2 ошибки.

Выполняют задание



Заполняют кроссворд.

Проверяют результаты своей работы.

Оценивают результаты своей деятельности.









Отвечают на вопросы учителя:

-Программная музыка

-Кикимора



-Сюжет



-Лесавки



-Фольклор

- Симфоническая картина








Индивидуальная работа





Парная работа






Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме кроссворда.


Взаимооценка освоения теоретического материала урока.








Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.


Заполнить кроссворд на тему «Кикимора».








Дать словесный ответ на каждый вопрос кроссворда.

Кроссворд


РУУД:

-Контроль действия с заданным эталоном.

-Анализ правильности выполнения задания.

ЛУУД:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;


ПУУД:

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита»;



КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.




Этап самостоятельной работы

Предлагает выполнить тест по теме урока «Симфоническая сюита А.К.Лядова «Кикимора»:

.А сейчас, ребята, я вам предлагаю выполнить тест. (раздаточный материал).


Выполняют задание


Фронтальная

Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме теста.

Выполнить тест.

Тест

РУУД: контроль действия с заданным эталоном.



Этап включения в систему знаний и повторения

Включает обучающихся в систему вопросов:

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:



- Что вам наиболее понравилось?



- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?



- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?



- Кто такая Кикимора?



- Что такое программная музыка?



- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?



- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?



- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

Отвечают на вопросы учителя: - Симфоническая картина «Кикимора»

- А.К.Лядов





Фронтальная


Контроль и проверка знаний, полученных на уроках в форме беседы.

Ответить на вопросы.


ПУУД:

-Строить логическое рассуждение.

-Осознанно строить речевое высказывание.

- Анализировать текстовую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей.

-Иметь представление о русских композиторах, музыкальной форме «симфоническая сюита».


ПРЕДМЕТНЫЕ:

понимать значение терминов «музыкальная форма», «программная музыка», «симфоническая сюита».


КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.



Домашнее задание


Домашнее задание: прослушать Симфоническую картину «Кикимора» А.К.Лядова и нарисовать портрет Кикиморы такой, какой вы ее увидите в музыке.


Слушают методические рекомендации по выполнению заданий Записывают домашнее задание.


Фронтальная

Беседа


Выполнить задание дома. (нарисовать рисунок).


ЛУУД: устойчивый интерес к новой теме, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.



Этап ре- флексии учебной деятельности на уроке



В заключении урока я вам предлагаю закончить предложения:

-На этом уроке я





-После урока мне захотелось





-На этом уроке я похвалил бы себя за



Самым интересным на уроке было





Выражает свое отношение к работе обучающихся на уроке и оценивает их деятельность.

Завершает урок.





-Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, мне было приятно с вами работать. Урок окончен, до свидания! Всего вам доброго!









-Узнал новую информацию.



- Прослушать симфоническую картину вновь.



- За активность.





- Слушать музыкальное произведение, выполнять кроссворд.


Благодарят учителя за урок.






ЛУУД: адекватное понимание причин успешности/

неуспешности учебной деятельности.

-Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

-Готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.


КУУД:

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

-Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

- Учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.











Ссылка на кроссворд: https://learningapps.org/display?v=pf69envpn20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!