«Проектирование урока физической культуры, направленного на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов»
Выскребцова Т.Е., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 2, го Серпухов
Цель:развитие профессиональной компетентности учителей физической культурыв соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1. Моделирование урока физической культуры в условиях ФГОС ООО.
2. Формирование УУД на уроке физической культуры в свете реализации ФГОС ООО.
3. Развивать рефлексию учебной деятельности.
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия; - самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; - отличаться мобильностью; - быть способны к сотрудничеству; - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверено чувствовать себя в самостоятельной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный , предметный и метапредметный:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметные универсальные учебные действия.
Освоения учащимися содержания программы по физической культуре:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; - излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; - представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; - оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; - в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; - выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Метапредметные универсальные учебные действияпризваны помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой. Метапредметные УУД подразделяются на: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
1.Регулятивные УУД:
- формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной деятельности. Предмет физическая культура нацелен умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции обеспечивают личностный смысл физкультурной деятельности.
2. Коммуникативные УУД:
- общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности (комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий);- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (уметь не только показывать двигательное действие, но и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность и уметь аргументировать свою позицию);- умение согласовывать свои действия (создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, уметь находить плюсы и минусы в каждой точке зрения);- следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества (создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности);
3. Познавательные УУД:
а) Общеучебные ууд:
- самостоятельное выделение и формулировка учебной цели (происходит с обязательным соблюдением условий, обозначенных для действий смыслообразования);- поиск и выделение необходимой информации (теория физической культуры находится на стыке многих наук, что создаёт предпосылки к целостному рассмотрению человека в его физкультурной деятельности);- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (мысленное и вслух проговаривание своих действий в процессе физкультурной деятельности начиная от простейших названий исходных положений, заканчивая сложными физическими упражнениями, с разделением их на фазы);- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;- рефлексия способов, условий, результатов деятельности.
б)Логические ууд:
- анализ объектов с целью выделения признаков (обучение технике двигательного действия по частям);- обучение тактическим действиям (индивидуальным, групповым, командным);- составление целого из частей (увидеть и составить целое, начиная от объединения разноплановых упражнений в комплекс и заканчивая составлением программы личных предпочтений в области физической культуры);- сравнение физических упражнений по критериям эффективности для решения различных задач (сравнение выполнения техники одного и того же упражнения, находить оптимальные для себя варианты);- тактические аспекты решения двигательных задач, выбирать оптимальный для данной ситуации способ действия.- установление причинно-следственных связей (построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения, выдвижение гипотез и их обоснование ).
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:
- уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
- уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;
- уроки образовательно-тренировочной направленности используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля.
И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как подготовить современный урок?»
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1.Первое: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок. 2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал. Для этого надо:подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
4.Продумать "изюминку" урока.Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке: что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимогоинвентаря и оборудования.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Подготовленный таким образом урок отображается в плане-конспекте и технологическойкарте.
Конспект урока физической культурыдля учащихся 10-го класса
Раздел программы: Спортивные игры. Баскетбол.
Тема:Совершенствовать навыки командного взаимодействия.
Тип урока: совершенствование ЗУН.
Цель: Обучение навыкам игры в баскетбол.
Задачи: 1.Совершенствовать технику передачи мяча в движении.2.Совершенствовать технику взаимодействия в защите и нападении. 3.Развивать координационные способности.
Место проведения: спортивный зал гимназии.
Дата и время проведения: декабрь, 2 урок
Инвентарь: баскетбольный мяч, свисток
.Конспект составил: Выскребцова Т.Н.
Частные задачи к конкретным видам упражнений | Содержание | Дозировка | Методические приемы: организации, обучения, воспитания |
Подготовительная часть 7 мин |
Создать у учащихся целевую установку на урок. | Построение. Приветствие классаСообщить задачи урока | 1 мин. | Построение в одну шеренгу. По ходу взять мячи. |
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений ,универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока, реализующая формирование УУД
Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Тема урока __________________________________________________________
Цель___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Ожидаемые результаты:
УУД должны помочь:
Ученику: | Учителю: |
1. получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития; 2. обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; 3. повысить интерес к предмету; 4. повысить активность учащихся на уроках , динамических часах, прогулках; 5. повысить эффективность самостоятельной работы. | 1. реализовать принципиально новые формы и методы обучения; 2. сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности; 3. повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке; 4. повысить эстетическую привлекательность урока; 5. привлечь учащихся к использованию ИКТ. |
Заключение:
Практическая реализация реформы школы требует решения одной из главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности учеников на уроке. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых не может быть эффективного образования, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.
список источников:
1. А.Г.Асмолов. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя-2-е изд. – М.:Просвещение,2011 г.
2. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010 г.
3. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006 г.
4. Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012 г.
5. М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008 г.
6. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008 г.
7. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010 г.;
8. Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение, 2012 г.;
9. http://nsportal.ru
10. http://www.valeo.akipkro.ru
11. http://school-russia.prosv.ru