Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока химии в соответствии с требованиями с ФГОС ООО или СОО»
10
Проектирование урока химии в соответствии с требованиями с ФГОС ООО или СОО
Тема урока «Влияние металлов на окружающую среду и здоровье человека»
Возраст обучающихся 14-15 лет (9 класс)
Название предмета химия
Авторы Рудзитис, Фельдман
Технология (и) проблемно-исследовательского обучения, ИКТ, сотрудничество.
Цель урока Формирование у учащихся представлений о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы и здоровье человека
Проблемы, решаемые обучающимися какую роль: положительную или отрицательную играют металлы в жизни человека?
Планируемые результаты:
Предметные совершенствование практических навыков, решение качественных задач и задач с экологическим содержанием; понимание двойственной роли металлов в природе и их влияния на организм человека, понимание причин, источников и основных способов предупреждения загрязнений окружающей среды тяжелыми металлами.
регулятивные УУД умение самостоятельно и в группе определять цели работы, анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, определять необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, составлять алгоритм их выполнения, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи, сверять свои действия с целью исправлять ошибки, оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха находить способы выхода из ситуации неуспеха;
познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение анализировать, обобщать и делать выводы, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные УУД умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; характеризовать качества и признаки объекта, умение полно и точно выражать свои мысли, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
личностные результаты формирование мотивации к изучению химии, развитие навыков коммуникативной компетенции, стремление к совершенствованию речевой культуры, развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность,.
Оборудование: штатив для пробирок, лабораторная посуда: пробирки, реактивы: раствор белка, хлорид натрия, сульфат меди (II), ацетат свинца, батарейки; мультимедийный проектор, ПК и презентации в PowerPoint.
Этапы урока.
№ п/п | Этапы занятия | Задача педагога | Содержание этапа занятия |
| Мотивационно-проблемный | Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя. | Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее. - Каковы причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами? - Какое действие тяжелые металлы оказывают на биогенные системы? - Как можно предупредить загрязнения окружающей среды металлами? Включение детей в деятельность -отвечают на вопросы: Охарактеризуйте металлы, как химические элементы. Где расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева? А теперь дайте характеристику металлам как простым веществам. ( физические свойства металлов) В виде каких соединений встречаются металлы в природе? Содержатся ли металлы в живых организмах? (железо в составе гемоглобина крови и хлорофилла) Металлы составляют 3% массы человека. В каком виде они там находятся? (в виде ионов) Какова электроотрицательность металлов? Обучающиеся выполняют задания: По индивидуальным карточкам на восстановительные свойства металлов (проверка и оценивание друг друга). |
| Деятельностный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности. | Какие из металлов содержащихся в организме человека относятся к макро- и микроэлементам (вспомните из курса биологии)? Найдите их в таблице 2. Каково их содержание? (отметить: + макроэлементы, * микроэлементы) Учащиеся делают маленькие сообщения (подготовленные заранее) о металлах-микроэлементах, которые содержатся в организме человека: их положительная роль и негативная при их избытке. ( сопровождается презентацией, сборной – каждый выступающий ребёнок подготовил свою часть презентации). Обсуждают вопрос: Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов? Выполняют лабораторные опыты: «Исследование влияния ионов тяжелых металлов на биологические системы».( по инструктивной карте). Наблюдения и выводы о том, что ионы тяжелых металлов и разрушают структуру белка и этот процесс называется денатурацией, обсуждаются и записываются в тетрадь. Каким же образом металлы попадают в окружающую среду? Сообщение: Причины и источники попадания металлов в окружающую среду». Исследуют маркировки на батарейках. Обсуждают вопрос их утилизации. И участие в акции по экологически безопасной утилизации батареек. Решают расчётные задачи с экологическим содержанием. |
| Контрольный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям. Возможен рефлексивный контроль. | Обучающимся предлагается подумать и ответить на вопросы: Что является противоядием от тяжелых металлов? Что нужно сделать, если в помещении разлита ртуть? Почему консервы после вскрытия из жестяной тары следует перекладывать в стеклянную посуду? Почему нельзя использовать декоративную посуду для пищевых целей? Почему вдоль дорог следует сажать декоративные и лесные деревья и кустарники, а не кормовые и пищевые растения? 6. Почему ограничен экспорт детских резиновых игрушек из Китая? Ответы на вопросы предлагается сформулировать в виде «Полезных советов»: Противоядием от тяжелых металлов и их солей является яичный белок. Если металлическая ртуть оказалась в помещении, её следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа (III). Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определенное количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду после её открывания. Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, так как она предназначена для украшения, а не для пищи – глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия. Вдоль дорого следует сажать только декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые, так как этилированный бензин, попадая в почву, поглощается растениями, и употреблять их в пищу нельзя. Детские китайские игрушки могут содержать токсичные красители, в состав которых входит кадмий. |
| Рефлексивный | Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. | Обучающиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив знак «+». Рефлексивный тест. Я узнал (а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы. На уроке я поработал (а) добросовестно. Оценивают свою деятельность и деятельность своей группы на уроке, справились ли они с поставленной задачей, раскрыли ли все аспекты; отмечают, что бы они изменили в следующий раз. |
| Коррекционный | Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения нового планируемого результата. | Для закрепления материала рекомендуется дать домашнее задание: (1 уровень). Рассмотреть способы проникновения, места накопления и влияние на организм ионов натрия, калия, кальция и железа, воспользовавшись справочными данными. Результаты представить в виде таблицы в тетради. (2 уровень). Составьте схему проникновения свинца в организм человека. (3 уровень). Вспомнить, отыскать в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова строки с упоминанием элементов – металлов. |