СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока химии в соответствии с требованиями с ФГОС ООО или СОО

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прект урока на тему «Влияние металлов на окружающую среду и здоровье человека» в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока химии в соответствии с требованиями с ФГОС ООО или СОО»

10


Проектирование урока химии в соответствии с требованиями с ФГОС ООО или СОО


  1. Тема урока «Влияние металлов на окружающую среду и здоровье человека»

  2. Возраст обучающихся 14-15 лет (9 класс)

  3. Название предмета химия

  4. Авторы Рудзитис, Фельдман

  5. Технология (и) проблемно-исследовательского обучения, ИКТ, сотрудничество.

  6. Цель урока Формирование у учащихся представлений о специфических свойствах металлов и их двойственной роли в природной среде, о последствиях техногенного воздействия металлов или их соединений на биологические системы и здоровье человека

  7. Проблемы, решаемые обучающимися какую роль: положительную или отрицательную играют металлы в жизни человека?

  8. Планируемые результаты:

Предметные совершенствование практических навыков, решение качественных задач и задач с экологическим содержанием; понимание двойственной роли металлов в природе и их влияния на организм человека, понимание причин, источников и основных способов предупреждения загрязнений окружающей среды тяжелыми металлами.

регулятивные УУД умение самостоятельно и в группе определять цели работы, анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, определять необходимые действия в соответствии с поставленной задачей, составлять алгоритм их выполнения, выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи, сверять свои действия с целью исправлять ошибки, оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение анализировать, обобщать и делать выводы, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные УУД умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; характеризовать качества и признаки объекта, умение полно и точно выражать свои мысли, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

личностные результаты формирование мотивации к изучению химии, развитие навыков коммуникативной компетенции, стремление к совершенствованию речевой культуры, развитие таких качеств, как целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность,.

Оборудование: штатив для пробирок, лабораторная посуда: пробирки, реактивы: раствор белка, хлорид натрия, сульфат меди (II), ацетат свинца, батарейки; мультимедийный проектор, ПК и презентации в PowerPoint.

Этапы урока.





№ п/п

Этапы занятия

Задача педагога

Содержание этапа занятия

Мотивационно-проблемный

Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя.

Загрязнение окружающей среды – бич нашего времени. Экологические проблемы уже в течение многих последних лет не только не теряют своей актуальности, но с каждым годом становятся острее.

- Каковы причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами?

- Какое действие тяжелые металлы оказывают на биогенные системы?

- Как можно предупредить загрязнения окружающей среды металлами?

Включение детей в деятельность -отвечают на вопросы: Охарактеризуйте металлы, как химические элементы.

  • Где расположены металлы в ПСХЭ Д.И.Менделеева?

  • А теперь дайте характеристику металлам как простым веществам.

( физические свойства металлов)

  • В виде каких соединений встречаются металлы в природе?

  • Содержатся ли металлы в живых организмах? (железо в составе гемоглобина крови и хлорофилла)

  • Металлы составляют 3% массы человека. В каком виде они там находятся? (в виде ионов)

  • Какова электроотрицательность металлов?

Обучающиеся выполняют задания:

По индивидуальным карточкам на восстановительные свойства металлов (проверка и оценивание друг друга).

  • Назовите металлы которые вы можете видеть в классе.

Деятельностный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения, решение проблемной ситуации, моделирование, построение системы частных задач, поисковая, проектная и другие виды деятельности.

  1. Какие из металлов содержащихся в организме человека относятся к макро- и микроэлементам (вспомните из курса биологии)? Найдите их в таблице 2. Каково их содержание? (отметить: + макроэлементы, * микроэлементы)

Учащиеся делают маленькие сообщения (подготовленные заранее) о металлах-микроэлементах, которые содержатся в организме человека: их положительная роль и негативная при их избытке.

( сопровождается презентацией, сборной – каждый выступающий ребёнок подготовил свою часть презентации). Обсуждают вопрос: Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?

Выполняют лабораторные опыты: «Исследование влияния ионов тяжелых металлов на биологические системы».( по инструктивной карте). Наблюдения и выводы о том, что ионы тяжелых металлов и разрушают структуру белка и этот процесс называется денатурацией, обсуждаются и записываются в тетрадь.

Каким же образом металлы попадают в окружающую среду?

Сообщение: Причины и источники попадания металлов в окружающую среду».

Исследуют маркировки на батарейках.

Обсуждают вопрос их утилизации.

И участие в акции по экологически безопасной утилизации батареек.

Решают расчётные задачи с экологическим содержанием.

Контрольный

Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.

Возможен рефлексивный контроль.

Обучающимся предлагается подумать и ответить на вопросы:

  1. Что является противоядием от тяжелых металлов?

  2. Что нужно сделать, если в помещении разлита ртуть?

  3. Почему консервы после вскрытия из жестяной тары следует перекладывать в стеклянную посуду?

  4. Почему нельзя использовать декоративную посуду для пищевых целей?

  5. Почему вдоль дорог следует сажать декоративные и лесные деревья и кустарники, а не кормовые и пищевые растения?

  6. 6. Почему ограничен экспорт детских резиновых игрушек из Китая?
    Ответы на вопросы предлагается сформулировать в виде «Полезных советов»:

  1. Противоядием от тяжелых металлов и их солей является яичный белок.

  2. Если металлическая ртуть оказалась в помещении, её следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа (III).

  3. Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определенное количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду после её открывания.

  4. Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, так как она предназначена для украшения, а не для пищи – глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия.

  5. Вдоль дорого следует сажать только декоративные и лесные породы деревьев, а не пищевые и кормовые, так как этилированный бензин, попадая в почву, поглощается растениями, и употреблять их в пищу нельзя.

  6. Детские китайские игрушки могут содержать токсичные красители, в состав которых входит кадмий.

Рефлексивный

Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов.

Обучающиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив знак «+». 
Рефлексивный тест.

  1. Я узнал (а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем подумать.

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

  5. На уроке я поработал (а) добросовестно.

Оценивают свою деятельность и деятельность своей группы на уроке, справились ли они с поставленной задачей, раскрыли ли все аспекты; отмечают, что бы они изменили в следующий раз.

Коррекционный

Организовать деятельность обучающихся (при необходимости) для внесения изменений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок для достижения

нового планируемого результата.

Для закрепления материала рекомендуется дать домашнее задание:

(1 уровень). Рассмотреть способы проникновения, места накопления и влияние на организм ионов натрия, калия, кальция и железа, воспользовавшись справочными данными. Результаты представить в виде таблицы в тетради.

(2 уровень). Составьте схему проникновения свинца в организм человека.
(3 уровень). Вспомнить, отыскать в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова строки с упоминанием элементов – металлов.