Пасько Лидия Ивановна.
МАОУ Ямская СОШ г.Домодедово
«Проектирование урока с планируемыми результатами»
Тема «Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения 9 класс».
Цели урока:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ (способ подачи материала – индукция).
1. Познавательные (познавательный метод – беседа): а. Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения
б) сформировать понятие о сложноподчинённом предложении; в) познакомить с разновидностями смысловых отношений между частями ССП
2. Практические: усвоить грамматические признаки СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП и предложениях, , составлять схемы предложений; уметь выявлять СПП с разными типами смысловых отношений между частями, интонационно оформлять эти отношения.
II. РАЗВИВАЮЩИЕ.
1. Развивать пунктуационную зоркость, логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение), речь, творческие способности.
2. Формировать умение самостоятельно пополнять знания с помощью таблиц, учебника.
III.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к природе; интерес к предмету с помощью заданий, развивающих способности к речевому взаимодействию.
Планируемые результаты
Предметные:
формирование умений:
определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному
составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением
правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений
составлять СПП с разными придаточными
.
2. Регулятивные: самоорганизация для интеллектуальной деятельности: целеполагание, планирование, самооценка.
3. Познавательные: осознанное построение СПП с разными группами союзов, создание схем учебных и практических задач.
4. Коммуникативные: умение слушать других, вступать в диалог и коллективное обсуждение, умение задавать вопросы, выступать с монологическим высказыванием.
5. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Фрагмент урока
II. Знакомство с новым материалом. (После проверки домашнего задания). Мотивация.
Актуализация знаний.
- Прочитайте предложения. Откуда строки? Кто автор?
Наконец бричка, сделавши порядочный скачок, въехала в ворота гостиницы, как будто телега опустилась в яму.
Чичиков был встречен Петрушкою, который одной рукой придерживал полы своего сюртука, ибо он не любил, чтобы расходились полы.
- Запишите предложения, определите вид придаточных. Составьте схемы.
(Первое предл-е - СПП с придаточным сравнения, второе предл-е - СПП с придаточными определительным, причины, изъяснительным).
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Целеполагание
- Какие цели вы ставите перед собой? (Научиться находить СПП и отличать их от простых, осложненных однородными членами; ставить знаки препинания в СПП. Выяснить роль этих предложений в речи и т.д.)
Знакомство с первым блоком нового материала.
2. Работа по учебнику. (Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений . стр.73 -78).
3. Работа с таблицей «Типы придаточных предложений.».
Задание: заполните каждую графу примерами.
Знакомство со вторым блоком нового материала.
4. Работа по учебнику:
- Чем различается синтаксис этих предложений? (во втором предложении - три придаточных)
- В чём особенность этих придаточных? (каждая придаточная часть подчиняется предыдущей части)
- Как Вы думаете, как часто встречаются в русском языке такие предложения? (часто, это высокий уровень владения языком)
- Можем ли мы на сегодняшний день употреблять такие предложения в собственных текстах? В чём проблема? (неумение строить предложения, незнание теории)
Тема урока, цель урока.
- Сформулируйте тему нашего урока (СПП с несколькими придаточными)
- Какова цель урока? (узнать виды подчинительной связи, комбинации нескольких придаточных в СПП, научиться составлять схемы и строить СПП с несколькими придаточными)
- Каков план учебных действий? (изучить теорию о СПП с несколькими придаточными, рассмотреть примеры, составлять такие предложения)
Усвоение знаний и развитие УУД.
1) Знакомство с теорией.
- Внимательно прочитайте текст рубрики "Знайте и применяйте" (стр. 84-85) и перечислите основные виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (соподчинение, последовательное подчинение, сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении)
- На основе обобщённых схем объясните различия между основными видами подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (придаточные могут относиться к одному или разным словам в главной части, могут относиться к предшествующей части, а также сочетаться в различных комбинациях в одном предложении)
2) Упражнение 117
- Составьте схемы предложений и укажите, к какому виду подчинения относится каждое из них.
Примерные выводы учащихся по планируемым результатам
Узнали новые сведения о сложноподчинённом предложении, научились разбираться в смысловых отношениях между частями СПП, составлять схемы СПП, объяснять знаки препинания в СПП, самостоятельно подбирать примеры на изученное правило. (Предметные).
Самостоятельно определили тему и цели урока, пробовали организовать обсуждение теоретических сведений и материалов для наблюдений. (Регулятивные).
Учились осознанно строить СПП с разными группами союзов, пытались решать учебные и практические задачи с помощью схем. (Познавательные).
Участвовали в коллективном обсуждении, слушали других, вступали в диалог, учились задавать вопросы, выстраивали монологическое высказывание. (Коммуникативные).
Пытались проявлять самостоятельность при знакомстве с новым материалом, используя метод индукции. (Личностные)