Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями обновленного ФГОС»
Проектирование современного урока технологии
Выполнила учитель технологии
МБОУ «Понуровская СОШ»
Стародубского муниципального округа
Мамченко Лариса Викторовна
Цели:
- Показать различия в традиционном и системно-деятельностном подходах в построении урока технологии.
- Представить основные элементы и этапы деятельностного урока.
- Дать рекомендации по проектированию современных уроков технологии.
Главное отличие современного урока от традиционного состоит в
- Уровне активности учащихся
- Роли учителя на уроке
- Целях урока
- Методах, применяемых учителем
- Способах оценивания
- Структуре урока
Федеральный государственный образовательный стандарт:
Развитие личности обучающегося -
цель и основной результат образования
Суть системно-деятельностного подхода
- Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире)
- Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может
- Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату
Какие из перечисленных выше деятельностных технологий вам хорошо знакомы?
- Технология критического мышления
- Метод проблемного диалога
- Метод диалога культур
- Французская мастерская
- Технология учебного проектирования
- Технология учебного исследования
- Технология междисциплинарного обучения
методика
методика
методика
методика
Системно-деятельностный подход
Традиционный подход
Развитие личности
З + У
З + У
З + У
З + У
проектная
ТКМ
МДО
Проблемный диалог
Французская
мастерская
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
З + У
КТП по предметам
КТП по предметам
Принципиальное различие:
Традиционный подход
Системно-деятельностный подход
- Научные знания и способы действия с ними «переносятся» и закрепляются в сознании ученика с помощью методики преподавания предмета. Желательно – без искажения и потерь.
- За счет привлечения различных методов попутно идет развитие определенных качеств и умений
- Научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности.
- Попутно усваиваются знани я .
Структура современного урока:
От цели – к результату
Построение урока:
Традиционный подход
Новая дидактика
- Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее изучения
- Цель урока = тема + действие с учебным знанием
- Цель: что изучаем?
- Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)
- Цель урока = результат деятельности
- Цель: зачем изучаем?
По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности
Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся
Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает
Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений
4 важных характеристики современного урока:
11
Структура современного урока:
Начало
Основная часть
Итог
Результат
Актуализ.зн.
Усвоение знаний
и
развитие УУД
Проблема
Оценка
Рефлексия
Цель
Перспектива
12
Развитие УУД на уроках разного типа:
Урок нового знания
Уроки закрепления и применения знания
- Работа с новыми понятиями
- Работа с новой информацией (поиск, выдвижение гипотез, проверка)
- Коммуникация в группе (общее решение, выявление точек зрения, создание общего продукта)
- Критическая оценка информации (объективность, своя позиция)
- Самоконтроль
- Рефлексия способа действия и границ собственного знания
- Систематизация знаний
- Творческое применение и развитие знания
- Проектирование на основе знания
- Оценивание собственных достижений
- Постановка задач саморазвития
12
Приемы, позволяющие развивать данные УУД:
- Карта понятий
- Построение кластера/таблицы/
- Создание семантической карты
- Моделирование
- Мозговой штурм
- Критериальное оценивание
- Чтение с остановками
- Создание авторского текста
- Создание творческих продуктов
- Групповая дискуссия
- Ролевая ,позиционная игра
12
- Современный урок – это система действий, направленных на достижение результата
12
- Подбирайте такое содержание мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока Актуализируя знания, актуализируйте и способы работы, которые вам понадобятся
- Подбирайте такое содержание мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока
- Актуализируя знания, актуализируйте и способы работы, которые вам понадобятся
- Сформулируйте цель так, чтобы стал понятен результат По ходу урока показывайте, как ученики продвигаются к результату
- Сформулируйте цель так, чтобы стал понятен результат
- По ходу урока показывайте, как ученики продвигаются к результату
- Давая новые знания, помогайте осваивать новые способы работы с ними Проверяя усвоение знаний, ставьте практические задачи, требующие применения общеучебных умений
- Давая новые знания, помогайте осваивать новые способы работы с ними
- Проверяя усвоение знаний, ставьте практические задачи, требующие применения общеучебных умений
- Помогайте ученикам осознать как полученный результат, так и способ его получения Показывайте возможность переноса нового умения в другие ситуации
- Помогайте ученикам осознать как полученный результат, так и способ его получения
- Показывайте возможность переноса нового умения в другие ситуации
Общие рекомендации по проектированию современного урока:
«Рачительность»
Нацеленность на результат
«Многослойность»
Рефлексивность
НОВЫЙ ФГОС ООО ПО ТЕХНОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 31 мая 2021 г. N 287 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Примерная программа. Содержательные линии
- Линия «Технология», нацеленная на формирование всего спектра знаний о сути технологии как последовательности взаимосвязанных этапов, операций и действий работы с данным материалом, направленной на достижение поставленной цели или получении заданного результата. Данная линия является системообразующей для всего курса технологии: от изучения материалов и инструментов их обработки в 5-ом классе до целостной реализации технологической цепочки в 8-м и 9-ом классах.
- Линия «Моделирование» направлена на конструирование и использование в познавательной и практической деятельности модели, как объекта-заменителя, отражающего наиболее существенные стороны изучаемого объекта, с точки зрения решаемой задачи, что открывает широкие возможности для творчества, вплоть до создания новых технологий.
- Линия «Проектирование», в рамках которой происходит освоение проектной деятельности в полном цикле: от постановки задачи до получения конкретных, значимых результатов, при этом активно используются методы и инструменты современной профессиональной деятельности: программные сервисы, когнитивные методы и инструменты. Изготовление любого изделия на уроках технологии имеет своей целью, прежде всего, получение практики проектной деятельности.
- Линия «Профессиональная ориентация», в отличие от остальных содержательных л иний носит, преимущественно, информационный характер.
Инвариативные модули
- Производство и технологии
- Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
- Робототехника
- 3Д-моделирование, прототипирование
- Компьютерная графика и черчение
- Автоматизация систем и оборудования
- Технология сельского хозяйства
- Проектная деятельность
Модульный курс С.А.Бешенков, М.И. Шутикова, Э.В. Миндзаева, В.И.Филиппов и др .
Работы моих учеников
Панно в технике триптих
16
Елочные украшения крючком
Подставка под цветы
Салфетка с вышивкой «мережка»
Салфетка крючком
Спасибо за внимание