СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока в начальной школе в системно-деятельностном подходе в свете требований ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранный темы определяется современными требованиями проектирования урока в соответствии с системно-деятельностным подходом и его реализации с учетом требований ФГОС. Системно-деятельностный подход в обучении позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока в начальной школе в системно-деятельностном подходе в свете требований ФГОС НОО»



«Проектирование урока в начальной школе в системно-деятельностном подходе в свете требований ФГОС НОО».

С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе, нацелен на организацию и проведение урока. Даже внеурочные организационные формы часто осуществляются для того, чтобы дополнить, углубить, расширить содержание деятельности на уроке или подготовить основу для урочной учебной деятельности. Сегодня же, будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает его стабильность. В любой системе такие ключевые элементы не могут кардинально изменяться в короткие сроки, резко, иначе в системе наступает катастрофа, по существу, она разрушается. Однако это не означает, что урок неприкосновенен и его трансформация происходит сама собой. Если снизить уровень внимания к совершенствованию урока (его структуре, организации познавательной деятельности учащихся и т.д.), то он зачастую довольно скоро принимает характер традиционной пятиэлементной структуры с преобладанием пассивных форм работы учащихся. Но основная проблема заключается даже не в однообразии этих элементов, а в том, что в подавляющем большинстве в ходе их реализации учащиеся пассивны. Они пассивны и тогда, когда осуществляют учебные действия, так как эти действия организованы на репродуктивном уровне.

За время подготовки и реализации ФГОС претерпела изменения существующая много лет типология уроков. При проектировании уроков сегодня мы должны использовать новые подходы, терминологию. Актуальность выбранный темы определяется современными требованиями проектирования урока в соответствии с системно-деятельностным подходом и его реализации с учетом требований ФГОС.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Каковы же особенности современного урока в связи с формированием данной компетенции?


1) Современный урок – это личностно-ориентированный. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2) Современный урок – это деятельностный урок.  Методологической основой  стандартов нового поколения  является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

 3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).

Реализацию требований стандартов обеспечивает технология деятельностного метода (ТДМ). Она описывает последовательность деятельностных шагов, которые должны быть реализованы в процессе обучения для включения учащегося в учебную деятельность. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно - наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, а во-вторых, она переводит ученика в позицию субъекта учебной деятельности, в ходе которой на любом предметном содержании учебных дисциплин ученик получает возможность на каждом уроке выполнять весь спектр личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Исходя из условий воспроизводимости базового процесса в системе деятельности «учитель – ученик», реализация технологии деятельностного метода обучения в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психо-логических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип мимнимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (Федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура урока «открытия новых знаний» и формируемые УУД.

  1. Мотивация к учебной деятельности – самоопределение, смыслообразование, целеполагание.

  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие – анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  3. Выявление места и причины затруднения:

а) создание проблемной ситуации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, определение основной и второстепенной информации, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

б) определение темы и целей - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия , определение основной и второстепенной информации, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, учет разных мнений.

4. Построение проекта выхода из затруднения - поиск и выделение необходимой информации, планирование, прогнозирование, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, разрешение конфликтов.

5. Реализация построенного проекта – смыслообразование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, определение основной и второстепенной информации, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

6. Первичное закрепление достигнутых целей – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, выполнение действий по алгоритму, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, осознание ответственности за общее дело.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

8. Включение в систему знаний и повторений - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей

8. Рефлексия – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, учет разных мнений, следование в поведении моральным нормам и этическим требования.

 Системно-деятельностный подход в обучении позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем.  В ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.

Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс