СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проективная методика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проективная методика "Домики О. А. Ореховой"

Просмотр содержимого документа
«Проективная методика»

Проективная методика «Домики» О. А. Ореховой



Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка 

Материал: Лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Инструкция: Исследование лучше проводить с группой детей –10-15 человек, их желательно рассадить по одному. 

Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним. 

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

«Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из шести прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующий прямоугольник и т.д.» Таким образом нужно раскрасить все шесть прямоугольников. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание происходило слева направо.


1 2 3 4 5 6

«Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут разные хозяева -наши чувства. Но домики бесцветные, неинтересные. Их нужно раскрасить. Послушайте внимательно, как правильно нужно раскрашивать. Я буду называть кто живет в каждом домике, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить:

Счастье-это когда нам весело, все получается и мы этим довольны.

Горе-это когда с человеком что-то случилось плохое и он расстроился, ему стало плохо, горько.

Справедливость- когда все делается по правилам, делится поровну, по-честному.

Обида- это когда что-то забрали, незаслуженно обидели, обманули.

Дружба- когда все дружат, оказывают помощь друг другу, защищают друг друга.

Ссора- когда ругаются, кто-то раздружился.

Доброта- это когда жалеют того, кому плохо, делают хорошее другим.

Злоба- когда делают другим плохо, обижают.

Скука- когда нечем заняться, нечего делать, все надоело.

Восхищение- когда мы испытываем большое удовольствие при любовании на что-то очень красивое.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

«Найдите задание №3. В этих домиках живем мы. Мы делаем что-то особенное, и в зависимости от этого нужно домик раскрасить в свой подходящий цвет. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте. 

Обозначения домиков: 

№2 – твое настроение, когда ты идешь в детский сад,

№3 – твое настроение на занятии, на котором вы танцуете,

№4 – твое настроение на занятии, на котором вы рисуете, пишите

№5 – твое настроение на занятии, на котором учитесь считать

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с хореографом,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься с другими детьми группы,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты танцуешь для зрителей,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Обработка и анализ результатов:

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: 

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений: 

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,

Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия, 

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1). 

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, к деятельности, воспитателю и к сверстникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, ребенок раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. 

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу детей и ориентируют исследователя в вероятных проблемах, возникающих при адаптации к школе.
Лист ответов к тесту «Домики»
Фамилия, имя класс дата 

1 задание
1 2 3 4 5 6 7 8

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (энергия):

18 – «красный» - «желтый»

_______________________ = _____

18 – «синий» - «зелёный» 

НАСТРОЕНИЕ 
Настроение (сумма разностей): ____________________________

2 задание


обида

справедливость

счастье

горе

восхищение

дружба

ссора

доброта

злоба




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!