СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края



Принято:

Педагогический

совет

Протокол №

от __.___2021г


Утверждаю:

Директор школы

________О.И. Никифорова

Приказ №

от __.___2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Создание учебно-творческих проектов»

(проектная деятельность)

«Праздники, традиции

и ремёсла народов России»

Разработана на основе авторской программы

Под редакцией Н.Ф.Виноградовой.






Разработчик:

учитель начальных классов

МБОУ «Зеленодольская СОШ»

Паутова О.В..







2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во

второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие

сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей,

форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого

уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным

содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно

возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля»,

«моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет,

и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание

и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно

сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры

народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек

принадлежит по своему происхождению, является важным моментом

в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но, как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то, что всё как-нибудь само собою наполнится тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм — глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо

действовать сообща, как говорили в старину — «всем миром».__

Цели:

  • развить творческие и коммуникативные способности ребёнка

  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;

  • активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;

  • привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;

  • активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;

  • развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

Задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интегрировать знания из различных областей наук;

  • научиться мыслить.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.



Содержание программы

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —

у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —

у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь

и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Ки-

сели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об-

ряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в го-

роде. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль

сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные

принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из

отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.

Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины,

фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам.

Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких

красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными

манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; кар-

манные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие

юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые

головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили

старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.

Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол,

фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;

столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома.

Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для при-

слуги.

Камины. Изразцовые печи.

Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты.

Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам

и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки

в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом.

Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три

ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

Будни и праздники на Руси

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены

на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ

здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сыр-

ной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса.

Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная

горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.

Петров день. Ильин день

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых

святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов).

«Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили

в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета.

Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.

Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание

костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки).

В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа

уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства

Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных

полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на

качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт

Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень:

«На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина

дня кусается, а после — запасается».

У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог

Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились

святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси,

надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал

и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем

урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день

в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись за-

пасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-про-

рок — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не

работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После

Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась

очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на

крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Под-

готовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, гри-

бов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на

воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —

окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от

Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели

известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сер-

визы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным

орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове

Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Расти-

тельный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки,

ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.

Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на

международных и всероссийских выставках.

Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —

расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон,

яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских

подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика

была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно

с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут»

яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи

цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села

Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили

глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов

зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные

образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой

жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании

с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки

создают радостное настроение.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века:

окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фи-

гурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Куз-

нецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка»,

«Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская

игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на все-

российских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными

яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы,

бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили.

Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила

народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе

83

танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят

в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат

темы труда, красоты природы, любви.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась

в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Тематическое планирование в 1 классе на 2021 -2022 учебный год


п/п

Название темы

Кол-во часов


Старинный русский быт

1

«Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр»

1

2

«Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем»

1

3

«Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания»

1

4

«Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные об-

ряды. Именины»

1

5

«Учеба. Школа»

1

Новый русский быт (со времён Петра I)

6

«Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки»

1

7

«Усадьба. Дворянские особняки»

1

8

«Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны»

1

9

«Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса»

1

Русские народные праздники

10

«Зимушка-зима»

1

11

«Новый год»


12

«Рождество»


13

«Святки»


14

«Крещение»


15

«Весна-веснянка»

1

16

«Масленица»


17

«Великий пост»


18

«Вербное воскресенье»


19

«Пасха»


20

«Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день»

1

21

«Осень золотая. Спасы. Успение. Покров»

1

Русские народные промыслы

22

«Керамика Гжели»

1

23

«Хохлома и Жостово»

1

24

«Павловопосадские шали»

1

25

«Вятская и богородская игрушка»

1

Русские народные игры

26

«Наиболее популярные детские игры»

1

27

Народные песни, загадки, пословицы


28

«Детские песенки, потешки, загадки, пословицы»

1

Народные танцы

29

«Парные пляски.»

1

30

« Переплясы.»

1

31

«Хороводы.»

1

32

«Игры-танцы»

1

33

Итоговое занятие

1


ИТОГО

33



Учебно-методическое обеспечение

  1. Сборник программ внеурочной деятельности под ред. Н.Ф. Виноградовой. 1-4 классы.М. «Вентана-Граф» 2011г

Перечень ИКТ:

1.Описание видов, фото. http://apus.ru

2.Международная ассоциация «Развивающее обучение»- МАРО www.maro.newmail.ru

3.Интер ГУ. ru- Интернет- государство учителей www.intergu.ru

4.Школьный портал http://WWW/portalschool.ru






Приложение 1

Критерии оценки презентации


Критерии оценки


Количество баллов (максимальное - 5)




Структура презентации

Логическая последовательность информации на слайдах




Оформление презентации

Единый стиль оформления




Использование на слайдах разного рода объектов




Объем информации оптимален для восприятия




Содержание презентации

Логичное и полное представление проведенного исследования в ходе работы над проектом




Иллюстративный материал соответствует содержанию, дополняет информацию




ИТОГО






Критерии оценки устной презентации (защиты) проекта


Критерии оценки

Количество баллов (максимальное - 5)




Четкое, логичное представление проекта




Презентация логично и уместно поддерживает выступление




Выступление легко воспринимается аудиторией (контакт с аудиторией)




Ответы на вопросы




Соблюдение регламента (5 минут)




ИТОГО





Итоговое оценивание


Вид деятельности

Максимальный балл




Правильность, полнота исследования (10)




Оригинальность (5)




Оформление проекта (5)




Оценка личного вклада участников (5)




Продукт проектной деятельности (презентация) (35)




Защита проекта (30)




ИТОГО (80):




ОЦЕНКА





Итоговая оценка:

80-61 баллов – оценка «5»60-50 баллов – оценка «4»

49-33 баллов – оценка «3»менее 32 баллов – оценка «2» Комиссия:


Приложение 2

Лист оценки работы учеников над проектом учителем

Оцениваемые виды деятельности

ФИ

ФИ

ФИ

Класс:




  1. Принимает активное участие в обсуждении работы над проектом, генерирует новые идеи




  1. Осуществляет поиск информации




  1. Производит анализ полученной информации, обобщение




  1. Систематизирует полученную информацию




  1. Участвует в работе над содержанием (наполнением) презентации




  1. Участвует в работе над созданием презентации (ввод текста, иллюстративного материала)




  1. Участвует в работе над оформлением презентации






Система оценивания:

  1. Минимальный, или не вносил вклад

  2. Ниже среднего числа

  3. Среднее число

  4. Выше среднего числа

  5. Выдающийся

Приложение 3

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы


Структура

Требования к содержанию

Информационный раздел

Титульный лист

  • Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа)

  • Название работы (большими буквами по центру)

  • Область научных знаний рассмотренных в проекте

  • Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).

  • Данные о руководителе.

  • Название населенного пункта и год написания (внизу по центру)

Оглавление

Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Описание работы

Введение

  • Актуальность выбранной темы.

  • Проблема

  • Цель проекта

  • Задачи, поставленные для реализации проекта

  • План (содержание) работы

Описание проектной работы и ее результаты

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)

  • Назначение и применение проекта

  • Выводы

  • Список использованной литературы, электронные адреса

  • Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы)

Рефлексия деятельности

  • Оценивание степени достижения поставленных целей

  • Оценивание качества результатов

  • Приобретенные умения, знания, навыки, компетенции, УУД.


Требования к презентации.


Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

- Интригующее начало

- Нарастание темпов событий

- Полный калейдоскоп событий

Содержание

Содержание раскрывает цель и задачи исследования

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса)

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

- Современность источника.

- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе)

- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким).

- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.


Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Использование коротких слов и предложений.

- Наличие иллюстраций по заданной теме.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.

- «Читаемость» шрифта.

- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).

- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации, люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).




Приложение 4

Критерии для оценки сформированности

коммуникативной компетентности

Уровень I (начальная школа)




1 балл

2 балла

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно.


Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем.


Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.


Критерии для оценки сформированности

информационной компетентности

Уровень I (начальная школа)




1 балл

2 балла

Поиск информации



Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация.

Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта.


Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника.

Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.

Обработка информации

Ученик изложил полученную информацию.

Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание.


Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации.

Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.


Критерии для оценки сформированности

компетентности решения проблем

Уровень I (начальная школа)




1 балл

2 балла

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта.


После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.


После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.

Оценка результата


Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту.

Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.


Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.



Этапы проекта.


  1. Постановка проблемы.Проблема может идти от ребенка (например, после анкетирования в классе, можно узнать о проблемах, которые волнуют учеников). Так же проблема может быть озвучена учителем, но для того, чтобы она стала личностно значимой для ученика, он должен предложить пути ее разрешения и заинтересоваться воплощением в жизнь своих идей. В случае принятия ситуации, решение проблемы исходит от самого ребенка. При постановке проблемы ребенок должен ответить на вопрос: «Почему для меня это важно?»

  2. Тема проекта.Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта в первую очередь должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта.

  3. Цель проекта.После того, как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта. Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Учащийся отвечает на вопрос: «Зачем мы (я) делаем этот проект?»

  4. Задачи проекта.Ученик отвечает на вопрос: «Что для этого мы делаем?»

    • Задачи, связанные с теорией: изучить, найти, собрать информацию и т. д.

    • Задачи, связанные с моделированием или исследованием: смоделировать изучаемый объект, провести исследование-эксперимент;

    • Задачи, связанные с презентацией: проведение грамотной защиты проекта.

  5. Гипотеза.Гипотезу выдвигают исходя из цели.

  6. План работы (методы и способы).

Дети должны ответить на вопрос: «Как мы это можем делать?»

Прежде, чем начать практическую разработку проекта, мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги;

- спросить у взрослых;

- обратиться к компьютеру;

- понаблюдать;

- проконсультироваться со специалистом;

- провести эксперимент;

- другие.

  1. Продукт проекта. Учащиеся отвечают на вопрос: «Что получится?» (как решение проблемы). Продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

  2. Выводы (итог) проекта.Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой, получился ли продукт значимым. Можно озвучить планы на будущее.

Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью.

Оценивание проектной деятельности



14