1.1 Сущность проектного метода обучения.
Проект, по словарю В.В.Даля, - «задуманное, предложенное дело и самое изложенье его на письме или в чертежах. Проектный, проектовый к сему относящее». Другими словами, проектно-исследовательская деятельность — это организация особого взаимодействия учителя и учащегося в процессе обучения в общеобразовательной школе любого типа. Учащийся самостоятельно проводит глубокое исследование какого-либо вопроса или темы по предмету или нескольким предметам, если для получения ответа необходимо использовать взаимосвязи наук. Учитель выступает в роли консультанта, тренера. Результатом этого взаимодействия является получение учащимся помимо основных знаний более глубоких представлений по отдельно выбранной теме (или темам), настолько интересных, что они позволяют обучающимся становиться призёрами различных конкурсов.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Технология», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:
помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации,
производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения и информационно-комуникативныетехнологии. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожупроектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательногопроцесса, то будут созданы условия для решения многих задач.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и учителя должен быть направлен на повышение познавательной деятельности при выполнении творческих проектов по технологии.
1.2Виды проектов.
Исследовательские проекты – ориентированы на решение научной проблемы. Имеют четко продуманную структуру, совпадающую со структурой реального научного исследования: актуальность темы, определение целей и задач, предметов и объектов исследования, методов, обсуждение результатов, выводов и рекомендаций. Как правило, презентация данных проектов происходит на научно- практических конференциях, исследовательских чтениях различного уровня: от школьного до международного. Исследовательские проекты оформляются в соответствии с требованиями конференций или чтений.
Творческие (продуктивные) - проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Принципы их оформления: яркость и оригинальность дизайна в соответствии с темой проекта, лаконичность, емкость, динамизм и простота информации, убедительность. Примеры: стенгазеты, сценарии праздников, видеофильмы, презентации и другие. Разве урок не может быть примером творческого проекта учителя? Как свидетельствуют опросы учителей, о плане урока, о его методах, средствах они думают практически постоянно. Каждый урок может быть ярким, а может быть скучным, и зависит это от многих факторов. Но если урок разработан творчески, с огоньком, в нем продумано все до мельчайших подробностей, на таком уроке интересно ученику.
Информационные – проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры. Наиболее распространенные методы обработки информации – это статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение.
Практико-ориентированные или социально-значимые проекты рассматриваются в зависимости от их практического использования в социуме – проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. Отличаются четко обозначенным характером результат деятельности его участников. Этот результат должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей.
1.3 Этапы проектной деятельности.
Поисково-исследовательский (организационно – подготовительный)
Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ею. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и др.
Технологический этап
Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности
Заключительный этап
Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
1.4Проектная деятельность как средство
формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет учащихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности учащихся.
В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды. Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
2.Из опыта работы по использованию метода проектов в образовании
2.1Проекты в урочной деятельности.
Данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Учитель задает алгоритм деятельности учающихся.
Главная цель моей работы с детьми – развивать творческое воображение детей, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно. Свою методическую работу строю на изучении передовых развивающих технологий.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
Введение творческих заданий помогает мне решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами.Всякий раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого процесса: стереотипами, "зажимами", страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.
Не каждая ученица способна сама выбрать тему проекта. В связи с этим я даю перечень возможных проектных заданий, т.е. формирую банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Прежде чем приступить к выполнению работ, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриками, диванными подушечками, набором прихваток для кухни, или сделать что-то в подарок. Но при выборе проекта учащиеся должны уметь реально оценивать свои возможности, учитывать сложность проекта и доступность его изготовления. И для того, чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы его выполнения.
Осваивая эту технику, учащиеся изготавливают много красивых и нужных вещей, их работы выставляются в школе, районе, и заслуживают большого внимания. Самыми любимыми темами, в этом возрасте, стали проекты, выполненные в подарок маме (прихватка, игольница, салфетка). Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала. При изучении базового курса (7-8 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся. Зная интересы и потенциальные возможности своих учениц, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы.
Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного (индивидуальные проект) до нескольких человек (коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяем обязанности между ученицами и определяем ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Использование метода проектов на уроках технологии, учит девочек объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Ученицы учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучении.
Проекты во внеурочной деятельности
Система внеклассной работы по технологии
Групповая
работа
Индивидуальная
работа
Массовая
работа
олимпиады,
конкурсы,
тематические недели,
конференции
2.2Результативность применения метода проектов.
На протяжении многих лет я использовала эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса.Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
2) меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
3) у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
4) на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования, он способствует формированию метапредметных компетенций школьников.
Коллективные рассуждения, постановка вопросов, выработка суждений - организуют самостоятельный процесс воспитания, процесс выстраивания жизненно важных, смыслообразующих ценностей человеческой личности.
Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.
Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации.