Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация "Омский совет ректоров"
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
"Русское географическое общество"
Детская областная общественная организация
"Научное общество учащихся "Поиск"
МКОУ "Комсомольская СШ"
L
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодёжи
Тема: "Жизнь и исчезновение динозавров на Земле"
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: естествознание
Выполнил: ученик 4 «а» класса
МКОУ «Комсомольская СШ»
Степаненко Радион,
Руководитель: Шевченко Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………… Глава 1. Историческая справка о жизни динозавров и основные гипотезы об их исчезновении …………………………………………………………… Глава 2. Практическая часть………………………………………………….. Заключение …………………………………………………………………….. Список литературы…………………………………………………………….. Приложения……………………………………………………………………. | 3 5 10 12 13 14 |
Введение
С детства мне очень нравились книги с картинками про динозавров. Родители мне покупали энциклопедии об их жизни, сестра со мной играла в игрушки, среди которых были в основном динозавры, мне нравились мультфильмы про них. Уже в 4 года я знал, как мне казалось, о динозаврах всё, но, когда я пошёл в школу и стал изучать предмет «Окружающий мир», вместе с ним я заново открыл для себя мир динозавров. Мне захотелось узнать о них больше, и я решил провести исследовательскую работу по этой теме. Как оказалось, мой интерес к динозаврам не угасает, а требует новых знаний, которыми я хочу поделиться в своей исследовательской работе и узнать, почему исчезли динозавры с Земли. Может быть, эти знания помогут нам сохранить нашу природу на Земле. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы.
Проблема исследования заключается в том, что учёные выдвигают много мнений, в результате чего исчезли динозавры.
Отсюда вытекает гипотеза: если существует много мнений об исчезновении динозавров, то одно из них может быть верным.
Поэтому в рамках данной работы мы определим следующую цель: формирование ценностного отношения к знаниям о жизни динозавров и доказать правильность одной из гипотез об исчезновении динозавров на Земле.
Задачи:
Изучить историю жизни динозавров на Земле.
Узнать основные гипотезы исчезновения динозавров и доказать правильность одной из них.
Провести анкетирование младших школьников для исследования ценностного отношения к знаниям о жизни динозавров.
Провести анализ результатов исследования. Сделать выводы.
5. Показать практическую значимость исследования.
Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы:
1. Наблюдение.
2. Сравнение.
3. Изучение литературы.
4. Анализ информации в электронных СМИ, книгах.
5. Анкетирование
Объект исследования: жизнь динозавров на Земле.
Предмет исследования: причины исчезновения динозавров.
Место исследования: МКОУ "Комсомольская СШ" Одесского
муниципального района Омской области, обучающиеся 2 - 4 классов.
Предметно-содержательная область: окружающий мир.
Срок реализации: средняя продолжительность (2 месяца).
Глава 1. Историческая справка о жизни динозавров и
основные гипотезы об их исчезновении
Греческое слово «динозавр» означает «ужасный ящер». Ужасными назвал этих животных английский зоолог Ричард Оуэн в 1842 году. Вероятно, такое название у ученого возникло в ходе описания первых окаменелых останков древних ящеров, поразивших воображение учёного своими размерами.[2]1
Динозавры жили в Мезозойской эре. К ней относятся периоды: Триасовый, Юрский, Меловый. (Приложение 4)2. Приблизительно 225 миллионов лет назад они начали своё существование.
Палеонтологам удалось описать более 500 разных родов и более 1000 видов динозавров. С помощью многочисленных исследований учёным удалось разделить этих ящериц на 3 группы по типу питания:
растительноядные;
плотоядные;
всеядные.
Также динозавров разделили на несколько групп по месту их обитания и способу передвижения:
летающие;
морские;
сухопутные.
Среди этого огромного множества динозавров мы выбрали несколько, о которых я вам сейчас расскажу.
По моему мнению, самый популярный из летающих динозавров является птеродактиль. [1]3 (Приложение 2)4
Размах крыльев взрослой особи достигает примерно, до 1, 04 м. Длина тела- 0,5 м., высота до 25 см, вес до 2 кг.
Обитал этот летающий ящер в Германии, примерно 150,8 – 148,5 миллионов лет назад в Юрском периоде. Впервые описал его Жорж Кювье в 1809 году.
Так как птиродактиль был летающим динозавром, по суше он передвигался медленно и неуклюже.
Отличительной чертой его являлась длинная голова, основную часть которой занимали узкие прямые челюсти.
Длина черепа могла достигать 20 см. У них были мелкие зубы-иглы. У взрослых представителей на задней части головы был кожистый гребень. Тело было небольшим и лёгким, покрыто мелким пухом. Шея гибкая, вытянутая. Небольшой хвостик.
Основной пищей птеродактиля была мелкая рыба, которую они могли заметить даже со значительной высоты, благодаря хорошему зрению.
Также в пищу, они употребляли небольших земноводных ящериц и насекомых.
Но эти хищники и сами становились добычей других динозавров.
Следующий динозавр, о котором я хочу рассказать – это тираннозавр – рекс. [3]5
Перевод с латыни - «королевский ящер – тиран». Самый популярный и впечатляющий хищник, о котором, наверно, слышал каждый. О нём мы читаем в книгах, смотрим мультфильмы и художественные фильмы. (Приложение 2)6
Жили они в конце мелового периода, примерно 68 миллионов лет назад, на территории Северной Америки.
По всем параметрам, кроме величины тела, (на втором месте, уступил только спинозавру) занимает первое место среди наземных хищников. (Приложение 2)
Длина тела до 12,8 м., высота достигает до 4,3 м., вес – до 7 тонн.
Тираннозавр передвигался на двух сильных задних конечностях, опираясь на три длинных пальца с острыми когтями, четвёртый палец располагался сзади.5
Передние две конечности были неразвиты и очень малы с двумя пальцами. Голова бала очень массивная, могла достигать 1,5 м. в длину, шея короткая, мощная.
У этого хищника были очень хорошо развиты мускулатура и челюсть, из которой жертва не могла вырваться из-за острых, загнутых назад как крючки, зубов.
Но тираннозавр мог также питаться падалью и отбирать пищу у более мелких динозавров.
Следующий мой рассказ о травоядном динозавре – брахиозавре. [2,3]7
Существовали они в конце Юрского периода около 154 миллионов лет назад на территории США. (Приложение 2)8
В длину они могли достигать до 23 м., в высоту – до 13,3 м. Весили до 35 тонн.
Эти динозавры напоминали скалу с вершиной до небес, так как была очень длинная шея, маленькая голова и очень массивное тело.
Особенностью брахиозавров являлось то, что крупные ноздри у них располагались над глазами на закруглённом костном гребне, благодаря которым он трубил громче слона.
В сутки эти динозавры съедали более тонны растений. Зубы у них были крупные, ложкообразные. Пили они тоже много и обитали стадами.
Откуда к нам пришли эти знания? Ученые, изучающие доисторических животных, называются палеонтологами. А наука о древнем животном мире Земли - палеонтологией. [5]9 Первая кость динозавра была найдена более 300 лет назад.
Когда находят кости динозавров, их аккуратно извлекают из земли. Затем кости отправляют в музей. В музее их очищают от частиц породы специальной кислотой. На сломанные кости накладывают гипсовые повязки. Потом из отдельных костей составляют скелет животного. Часто в найденном скелете не хватает каких-то частей. Их изготавливают из гипса или пластмассы. И только потом скелет попадает в зал музея.
С помощью компьютера ученые могут узнать, как выглядел тот или иной динозавр. До настоящего времени найдено свыше 10000 останков динозавров: отдельные кости и целые скелеты, черепа, зубы и др. Все сведения о динозаврах, которыми располагают ученые, добыты путем исследования этих останков.
В наше время существует много различных палеонтологических музеев, в которых можно увидеть скелеты динозавров, узнать что-то новое об их жизни, представить их реальные размеры и почувствовать себя беззащитным маленьким человеком в огромном мире динозавров. (Приложение 3)10
Один из музеев естествознания находится в Берлине (Германия), Филдовский музей естественной истории в Чикаго (США), Американский музей естественной истории в Нью – Йорке, музей естествознания в Лондоне и многие другие.
Но самый главный, на наш взгляд, музей динозавров находится в Москве. Он называется «Палеонтологический музей имени Ю.А.Орлова». Он относится к числу известнейших естественно - исторических музеев мира.[4]11
Динозавры исчезли около 65 миллионов лет назад. По какой именно причине это произошло до сих пор неизвестно. Но существует несколько гипотез, которые мы хотели бы рассмотреть в своём исследовании.
Первая гипотеза – это падение астероида. Учёные предполагают, что в конце мезозойской эры на Землю упал огромный астероид. Пыль, поднявшаяся после падения, не оседала и привела к похолоданию и темноте на Земле. Таким образом, отсутствие солнечного света привело к замедлению, а затем и к прекращению жизненно - необходимых процессов, один из них - фотосинтез. Слово «фотосинтез» произошло от двух греческих слов: «фото» и «синтез», что в переводе означает «вместе со светом». (Приложение 4)12
Солнечный свет попадает на листочки растений, где происходит химическая реакция, в результате которой образуется питание для растений и оно живёт. [5]13
Эта гипотеза была выстроена на основе найденных во время раскопок платиновых элементов, которые являются неотъемлемой частью метеоритов.
Вторая гипотеза – это ледники. Ледниковый период – одна из распространённых гипотез. Резкое похолодание, к которому не был готов никакой организм, и привело к исчезновению динозавров.
Третья гипотеза – это голод. Растительности и животных стало не хватать гигантам для поддержки жизни. Растительноядные динозавры употребляли много растительной пищи, и её стало им не хватать. В результате чего они стали вымирать, а хищникам стало не хватать растительноядных динозавров, что тоже привело к исчезновению.
Четвёртая гипотеза – вулканическая активность. Учёные предполагают, что в конце мелового периода большинство вулканов начали проявлять чрезмерную активность, что привело к сдвигам земной коры. Вулканическая пыль и пепел повлияли на температуру на Земле, что и привело к исчезновению динозавров.[4]14
Глава 2. Практическая часть
Мы провели анкетирование среди младших школьников (2 - 4 классов), с целью выявления знаний о жизни динозавров и причинах их исчезновения. В опросе участвовало 77 человек. (Приложение 1)15 Для последующего сравнения результатов и подтверждения или опровержения гипотезы, выдвинутой нами в исследовательской работе.
В таблице представлены результаты анкетирования (Приложение 5)16.
В ходе исследовательской работы, проанализировав результаты анкетирования младших школьников, которые представлены в таблице 1, по теме «Жизнь и исчезновение динозавров на Земле», на вопрос «Знаешь ли ты кто такие динозавры?» 100 % чел. ответили: «Да», 0 % чел. ответили: «Нет».
На вопрос: «В какой эре жили динозавры?»
68 % чел. ответили: «Мезозойская» , 23 % чел. – «Палеозойская», 13 % чел. – «Кайнозойская».
На вопрос «Как ты думаешь, почему динозавры исчезли с Земли?»
46 %чел. ответили: «От падения астероида»,
32 %чел. ответили: «В результате Ледникового периода»,
9 % чел. ответили: «От голода»,
13 % чел. ответили: «От вулканической активности».
Изучив гипотезу о том, что учёные предполагают, что в конце мезозойской эры на Землю упал огромный астероид. Пыль, поднявшаяся после падения, не оседала и привела к похолоданию и темноте на Земле. Таким образом, отсутствие солнечного света привело к замедлению, а затем и к прекращению жизненно - необходимых процессов, например, такого как фотосинтез.
Эта гипотеза была выстроена на основе найденных во время раскопок платиновых элементов, которые являются неотъемлемой частью метеоритов и которую мы решили доказать в своей исследовательской работе. Мы провели опыт, для которого взяли два горшочка с комнатными растениями и поместили одно на подоконник, где много света и тепла, а другое убрали в тёмный шкаф в холодное помещение, где темнота, холод и нет солнечного света, условия, приближённые как при падении астероида на Землю.
Что же произошло с тем растением, которое стояло на подоконнике? (Приложение 6)17. Ему хватало солнечного света и тепла и своевременного полива растения. Стебель стал крепким, листья зелёными, растение живым.
Если же посмотреть на растение в горшочке (Приложение 6)18, которое стояло в холодном шкафу без света, то мы увидели, что тёмные листочки покрылись блеском от холода. На вид это растение как будто живое, но процесс фотосинтеза был остановлен, потому что не поступал солнечный свет, следовательно, это растение погибло. Оно замёрзло на холоде.
Это хорошо видно, когда растение постояло в тёплой комнате (Приложение 6)19. Глядя на него сразу понятно, что растение погибло: оно приобрело тёмно - зелёный цвет, листочки поникли.
Результат нашего исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. По результатам анкеты у младших школьников (2-4 классов) сформировано ценностное отношение к знаниям о жизни динозавров.
2. Мы убедились, что отсутствие солнечного света привело к замедлению, а затем и к прекращению жизненно - необходимых процессов, например, такого как фотосинтез.
Заключение
Цель нашей работы достигнута полностью. Проведя опыт мы доказали, что отсутствие солнечного света привело к замедлению, а затем и к прекращению жизненно - необходимых процессов, например, такого как фотосинтез, что и произошло при падении астероида. Растения на Земле погибли, травоядные динозавры остались без пищи и стали вымирать. Следовательно, хищным динозаврам стало не хватать пищи, и динозавры исчезли. Гипотеза о том, что если существует много мнений об исчезновении динозавров, то одно из них может быть верным, подтвердилась.
В ходе работы выявились следующие перспективы для дальнейшего исследования. Во-первых, заинтересовать младших школьников в изучении окружающего мира, применяя знания на практике.
Во-вторых, наметилась тема для более детального изучения моего исследования.
На сегодняшний день главная задача человечества – это охрана животных, природы, чтобы они тоже не исчезли бесследно, как динозавры.
Список литературы
1. М. Першин, М. Ордынская, М. Собе – Панек Энциклопедия для самых маленьких. «Хочу все знать», 2010 .
2. П.Р. Ляхов Детская энциклопедия. «Я познаю мир».-2009.
3. Джинни Джонсон, «От диплодока до стегозавра» – Москва, Астрель ,2001.
4. Сайт про динозавров .http://dinozavr.info
5. Википедия, wikipedia.org
Приложение 1
Анкета
Здравствуйте!
Описание и назначение. Приглашаем Вас принять участие в анкетировании с целью обсуждения вопроса «Жизнь и исчезновение динозавров на Земле».
Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!
Инструментарий: вопросы, предложенные в инструкции.
Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение (индикатор) и, оценив его применительно к себе, пожалуйста, выберите один вариант ответа. Подписывать анкету не обязательно.
1.Знаешь ли ты кто такие динозавры?
2.В какой эре жили динозавры?
Мезозойская
Палеозойская
Кайнозойская
3.Как ты думаешь, почему динозавры исчезли с Земли?
Приложение 2

А) Тиранозавр

Б) Птеродактиль

В) Брахиозавр

Г) Спинозавр
Приложение 3

Филдовский музей истории в Чикаго. Музей естествознания в Берлине.

Музей динозавров в Москве им. Ю. А. Орлова.

Музей естествознания в Лондоне.
Приложение 4

Фотосинтез

Приложение 5
№ | Вопрос | Варианты ответов |
Да % | Нет % |
1 | Знаешь ли ты кто такие динозавры? | 100% | 0% |
Мезозойская | Палеозойская | Кайнозойская |
2 | В какой эре жили динозавры? | 64% | 23% | 13% |
Астероид | Ледниковый период | Голод | Вулканическая активность |
3 | Как ты думаешь, почему динозавры исчезли с Земли? | 46% | 32% | 9% | 13% |
Приложение 6
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
1 П.Р. Ляхов Детская энциклопедия « Я познаю мир».-2009.
2 Приложение 4 Фотосинтез, геохронологическая таблица.
3 М. Першин, М. Ордынская, М. Собе – Панек Энциклопедия для самых маленьких «Хочу все знать», 2010
4 Приложение 2 Тиранозавр, Птеродактиль, Брахиозавр, Спинозавр.
5 Джинни Джонсон, «От диплодока до стегозавра» – Москва, Астрель, 2001
6 Приложение 2 Тиранозавр, Птеродактиль, Брахиозавр, Спинозавр.
7 П.Р. Ляхов Детская энциклопедия « Я познаю мир».-2009, Джинни Джонсон, «От диплодока до стегозавра» – Москва, Астрель, 2001
8 Приложение 2 Тиранозавр, Птеродактиль, Брахиозавр, Спинозавр.
9 Википедия . wikipedia.org
10 Приложение 3 Филдовский музей истории в Чикаго. Музей естествознания в Берлине, Музей динозавров в Москве им. Ю. А. Орлова, Музей естествознания в Лондоне.
11 Сайт про динозавров .http://dinozavr.info
12 Приложение 4 Фотосинтез, геохронологическая таблица
13 Википедия. wikipedia.org
14 Сайт про динозавров .http://dinozavr.info
15 Приложение 1 - Анкета
16 Приложение 5 - Таблица
17 Приложение 6 - фото растения 1.
18 Приложение 6 – фото растения 2.
19 Приложение 6 – фото растения 3.
5
20