СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«методика проектной деятельности»

Технология проектной деятельности


Методика организации проектной деятельности учащихся



  • Что такое «метод проектов»?

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дъюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

Проект – это реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости. Метод проектов основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличии от проектирования, проект как метод не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность предполагает интегрированную форму учебно-воспитательной деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат. Можно выделить внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Существует и внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Темы проектов можно брать из окружающей действительности, из жизни.

Применение метода проектов позволяет строить учебно-воспитательный процесс на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересом и личными целями.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой еиу предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:

1) «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­влечения и т. д.);

2) «экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб­разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­щественной жизнью;

3) «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет­ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

  • Основные требования к проекту.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию педагога. Если большинство общеизвест­ных методов требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебно-воспитательного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами - с проектирования са­мого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск инфор­мации - Продукт - Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

  • Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.

В современной мировой и отечественной педагогике существу­ет несколько десятков детально разработанных технологий про­ектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Модель № 1

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца).

2. Выполнение работы (2-3 месяца).

3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выяв­ления уровня понимания и владения материалом, а также выработ­ки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).

4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).

5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парла­мента о защите проекта. Затем обозначаются про­блемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежу­точные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель­ность.

Модель № 3

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосроч­ных проекта (в течение учебной чет­верти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.

1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направле­ния и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование про­ектной работы школы на четверть (для административного контро­ля) (1-я неделя четверти).

2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение прин­ципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).

4. Выполнение практической части проектов, оформление про­дукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

5. Презентация проектов. Торжественный заключительный ве­чер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)

6. Оценка преподавателями деятельности участников проект­ных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разрабо­танной Е.С. Полат.

1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основ­ной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих про­ектов.

2. Стендовая информация о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).

4. Консультации но выбору тематики учебных проектов, форму­лирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

8. Поисковый этап.

9. Промежуточные отчеты учащихся.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Обобщающий этап: оформление результатов.

12. Предзащита проектов.

13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

15. Подготовка к публичной защите проектов.

16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероп­риятие.

18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение ма­териалов, оформление отчетов о выполненной работе.

  • Классификация проектов.

По доминирующей деятельности учащихся.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна – от электронного пособия по элективному курсу для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и зак­лючен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

По комплексности и характеру контактов

Иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного пред­мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­мацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорка­ми) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками. Они могут быть:

• внутриклассными;

• внутришкольными;

• региональными (разного масштаба);

• межрегиональными (в рамках одного государства);

• международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в одно дело.

Краткосрочные проекты требуют нескольких дел или мероприятий:

1) определение со­става проектных групп; определение задания проектных групп - сбор информации по своим элементам;

2) отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации;

3) презентация готовых проектов, их об­суждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках учени­ческих научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеуроч­ное время.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

  • проекты, выполняемые в ходе классных часов (мини-проекты и среднесрочные);

  • проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

  • телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).

  • Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения - полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; — Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия (видеомонтаж с собствен­ным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре­комендациями и видеофильм);

3) частотный словарь молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего;

5) экологические программы мониторинга и лабораторного ана­лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне;

6) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса;

7) коллекция софизмов, невозможных математических объек­тов и интересных чисел.

  • Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директо­ра школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представ­ляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публика­ции или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы, состоит из следую­щих пунктов:

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультант (ы) проекта.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

  9. Заказчик проекта.

  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

  13. Необходимое оборудование.

  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

  15. Предполагаемые продукт (ы) проекта.

  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­ты, выход этапа).

  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

  • Оформление портфолио проекта

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

  • Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неоду­шевленного существа).

  • Деловая игра.

  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

  • Диалог исторических или литературных персонажей.

  • Защита на Ученом Совете.

  • Игра с залом.

  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

  • Инсценировка реального или вымышленного историчес­кого события.

  • Научная конференция.

  • Научный доклад.

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Пресс-конференция.

  • Путешествие.

  • Реклама.

  • Ролевая игра.

  • Соревнования.

  • Спектакль. Спортивная игра. Телепередача. Экскурсия.

Примеры удачных презентаций проектов:

1) инсценировка-диалог;

2) пресс-конференция;

3) ролевая игра, имитирующая поведение;

4) инсценировка драматической постановки;

5) диалог с участием.

  • Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

  • Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

  • Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию)?

  • Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

  • Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

а) предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

б) все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех пред­ставленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проек­танты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащих­ся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударствен­ной школы:

    • самостоятельность работы над проектом;

    • актуальность и значимость темы;

    • полнота раскрытия темы;

    • оригинальность решения проблемы;

    • артистизм и выразительность выступления;

    • как раскрыто содержание проекта в презентации;

    • использование средств наглядности, технических средств;

    • ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государствен­ной школы:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

  • Итоги рассмотрения темы

Понятие «проект» снова вброшено в российскую педа­гогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект много­гранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Итак, подведем некоторые итоги:

  1. Проект это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно боль­шое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

  2. Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проек­тирование может быть частью учебного предмета «Технология». Про­ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со­временные области человеческой деятельности — дизайн и PR — ос­нованы на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

  3. Проект это форма организации учебного процесса. Полно­ценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и приро­да урока — принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.

  4. Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она при­нята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

  5. Общий процесс работы над проектом представляет собой:

    • потребности (написать краткую формулировку задачи);

    • исследование (соц. заказ, аналоги, методы, материалы);

    • дизайн-критерии;

    • первоначальные идеи (много);

    • оценка идей;

    • проработка лучшей идеи (2-3 идеи);

    • планирование и изготовление;

    • испытание продукта в реальной ситуации;

    • оценка продукта по отношению к потребности, определенной вначале.

  1. Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких эталонно, а модель творческого мышления и принятия решений.

  2. Школа будущего — школа проектов?












Литература



    1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 29-35.

    2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

    3. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е гг.). — М., 1999.

    4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной тех­нологии обучения //Директор школы. — 1995. — № 6.

    5. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рожде­ния А.С. Пушкина. — М., 1998.

    6. Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). — М., 1925.

    7. Мельников В.Е., Мигунов ВА., Петряков ПА.. Метод проектов в пре­подавании образовательной области «Технология». — Вел. Новгород, 2000.

    8. Метод проектов в технологическом образовании школьников. — СПб. 2001.

    9. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). — Вып. 6. — М., 2002.

    10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

    11. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. — 2002. — № 1. — С. 14-16.

    12. Полат Е.С. Как рождается проект. — М., 1995.

    13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Инос­транные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.

    14. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // На­ука и школа. — 1997. — № 4.

    15. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образо­вательной среде негосударственного образовательного учреждения. — М., 2001.

    16. Проекты как способ организации детской жизни. — Ханты-Ман­сийск, 2002.

    17. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб. проектов для 5, 6 кл. — Н. Новгород, 2000.

9


Просмотр содержимого документа
«ktp_proektnaya_deyatelnost (2)»

7. Календарно-тематическое планирование.

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. Урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

6. Комбинированный урок – КУ


п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

личностные

метапредметные

предметные

По плану

фактически

Глава I. Способы получения и переработки информации (4).

1

Введение


1

УИПЗЗ

опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

уметь анализировать, делать выводы;

формирование представлений об

основах методологии исследовательской и проектной деятельности;



2

Виды источников информации.



1

УЗЗВУ

опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

формирование у обучающихся представлений о работате с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме.



3-4

План информационного текста

2

УЗЗВУ

Составить план текса

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

уметь анализировать, делать выводы, составлять планы к тестам;

формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией.



Глава II. Проект (4)

5-7

Особенности и структура проекта, критерии оценки.


3

УЗЗВУ

практикум

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах работы над проектом и разработке критериев оценивания проекта; .



8

Виды проектов. Требования, предъявляемые к проекту.

1

УИПЗЗ

опрос

понимание значения знаний для человека.

Оценка собственной деятельности.

выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике;

поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;


формирование представлений о

видах проектов.



Глава III. Создание индивидуальных проектов (20)

9

Тема проекта и обоснование актуальности.


1

УИПЗЗ

Опрос

умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения.

формирование навыков учащихся в формулировке темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;




10-12

Планирование учебного проекта.


3

УЗЗВУ

Практическая работа

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

участие в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями.

применение на практике знаний об основах методологии исследовательской и проектной деятельности;



13

Основные методы исследования.


1

УКИЗ

опрос

мотивированность к учебной деятельности; ин­терес к новому учебному материалу;

способность к самооценке.


удерживание цели дея­тельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного кон­троля своей деятельности.


формирование представлений о возможных методах проведения исследований для выполнения проекта.



14-15

Обзор литературы по теме проекта.


2

УИПЗЗ

Подготовка библиографического списка

осознание значения науки в жизни человека и общества.

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;



16-17

Составление индивидуального рабочего плана.

2

УКИЗ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;


умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами;

подготовительный этап проектной деятельности.

формирование навыков составления индивидуального плана исследовательской проектной работы; определения объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы.



18-19

Проведение опытно-экспериментальной работы.


2

УЗЗВУ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;


владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов;



20-22

Создание компьютерной презентации.


3

УКИЗ

практикум

личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию.

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.



23-25

Подготовка тезисов выступления.


3

УИПЗЗ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;


 способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты исследовательской и проектной работы



26-28

Отзыв и рецензия на проект.

3

УКИЗ

практикум

личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию.

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

формирование



Глава IV. Защита индивидуального проекта (6)

29-30.

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

2

УИПЗЗ

практикум


ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

формирование навыков учащихся проводить анализ выполненной работы.



31-33

Предзащита проекта.

3

УОСЗ

практикум


мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

формирование навыков учащихся по представлению результатов проектной деятельности.



34

Конференция.

Представление проектов.

1

УПОКЗ

защита проектов

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

представление результатов проектной деятельности




Просмотр содержимого документа
«polozhenie_ob_ind-proektakh-10_klass»

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальных проектах

учащихся 10х классов, обучающихся по ФГОС СОО

  1. Общие положения

    1. Настоящее положение составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования.

    2. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

    3. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую).

    4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося, обучающегося по ФГОС СОО.

    5. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по профильному учебному предмету.

    6. Защита индивидуального проекта является одним из обязательных составляющих материа лов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

    7. Отметка за выполнение проекта выставляется в классный журнал на отдельной странице «Индивидуальный учебный проект», а также выдается свидетельство установленного образовательной организацией образца с указанием темы проекта и отметки, полученной за его защиту.

  1. Цели индивидуального проекта

    1. Формирование способности и готовности учащихся:

      • к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и

интеграции; 

      • к сотрудничеству и коммуникации; 

      • к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных

 решений в практику; 

      • к использованию ИКТ в целях обучения и развития; 

      • способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 

  1. Требования к подготовке индивидуального проекта 3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются учащимся совм естно с руководителем, педагогом, преподающим профильный предмет.

    1. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

    2. Учащиеся вправе самостоятельно выбрать как тему, так и руководителя проекта.

    3. Тема проекта может носить междисциплинарный характер.

    4. План реализации индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руко водителем проекта.

    5. Индивидуальный проект учащегося 10 класса МБОУ «Чистогорская СОШ» обязательно должен содержать резюме, глоссарий по теме проекта.

  1. Классификация проектов:

    1. Социально ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудио-материалы.

    1. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

    2. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте ил явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

    3. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

    4. Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

  1. Требования к содержанию и оформлению проекта 5.1. Структура проекта:

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

  • наименование учебного заведения, где выполнена работа;

  • фамилию, имя и отчество автора;

  • тему работы;

  • фамилию, имя и отчество руководителя (учитель) и консультантов

(и их научные степени);

-город и год;

Паспот

проектной

Содержит:

работы


  • тему проекта;

-учебный год;

-школа, класс;

-автор проекта (фото, фамилия и имя);

  • руководитель проекта (ФИО);

-консультанты (ФИО, научная степень); - резюме;

  • график работы над проектом;

  • иллюстративный ряд к проекту;

  • материально-техническое обеспечение проекта;

  • оценка содержания проекта (заполняется жюри); -оценка оформления проекта (заполняется жюри);

  • оценка презентации проекта (заполняется жюри).

Оглавление

Включает:

- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

План выполнения

Включает:

проекта

- короткое перечисление этапов и график их выполнения.

Введение

Содержит:

(вступление)

- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

(рекомендуемый объем 1-2 страницы)

- обоснование необходимости проведения работы.

Цель работы

В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, дает характеристику предмета исследования.

Основная часть

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по


(не более 10-15

конкретной исследуемой теме:


страниц)

Методики проведения содержит подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик эксперимента. Приводится мнение консультантов, участвующих в исследовании и помогавших добиться желаемых результатов.

Научная (теоретическая) часть работы содержит краткий анализ автора прочитанной литературы по данной теме, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют основное содержание и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Автор в работе должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Выписки из прочитанного должны быть полными и точными, т.е. цитата и её библиографическое описание.


Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы; автор анализирует полученные в ходе эксперимента

данные.


Глоссарий

Основные термины, используемые в проекте (исследовательской работе) на русском и английском языках


Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы.


Мультимедийная

Мультимедийная презентация проекта содержит основные


презентация проекта

положения и результаты проекта (исследовательской работы), может включать авторские фото-, видео- и аудио-материалы. При использовании заимствованных фото-, видео- и аудио- материалов

обязательно указание автора. Презентация должна быть в двух

вариантах: на русском и английском языках


Электронный носитель

Содержит в себе всё содержание проектной папки.

    1. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.

    2. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

  1. Требования к защите проекта 6.1. Защита индивидуального проекта осуществляется в два этапа: в феврале – предзащита проекта; в марте - защита проекта в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов.

6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации проекта учащимся и отзыва руководителя.

  1. Критерии оценки индивидуального проекта

    1. Оценка индивидуального проекта осуществляется в соответствии с действующим МБОУ «Чистогорская СОШ» Положением о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

п/п

Аспект оценки

Объект оценивания

1

Продукт

(материализованный результат проектной деятельности)

Изделие, спектакль, стенд, программа. устройство и т.д.

2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Защита проекта, пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики,

рисунки, макеты и т.д.)

3

Оформление проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

4

Защита проекта

Процесс защиты проекта

Поведение учащегося-докладчика

    1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

1.1. Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

1.3. Эксплуатационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

1.4. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

1.5. Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта

1.6. Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

        1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

          Критерии оценки

          Показатели

          2.1. Актуальность

          Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

          2.2. Проблемность

          Наличие и характер проблемы в замысле

          2.3. Технологичность

          Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

          2.4. Соответствие объемам учебного времени

          Качественное выполнение проекта в определенные сроки

          2.5. Экологичность

          Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

          2.6. Экономичность

          Оптимальные затраты на материалы и изготовление

          2.7. Безопасность

          Соблюдение правил ТБ

          2.8. Соответствие современному уровню научнотехнического прогресса

          Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

          2.9. Содержательность

          Информативность, смысловая емкость проекта

          2.10. Разработанность

          Глубина проработки темы

          2.11. Завершенность

          Законченность работы, доведение до логического окончания

          2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

          Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

          2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

          Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

          2.14. Самостоятельность

          Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю — руководителю проекта, на основании анкеты самооценки учителя

        2. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

36. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

    1. Максимально возможное количество баллов: 86

  • Оценка “удовлетворительно”: от 36 до 54 баллов (42%)

  • Оценка “хорошо”: от 55 до 76 баллов (65%)

  • Оценка “отлично”: от 77 до 86 баллов (90%)

  1. Контроль выполнения индивидуальных проектов

    1. Руководителями индивидуальных учебных проектов являются учителя, работающие в старших классах.

    2. В начале учебного года на первом заседании МО каждому руководителю индивидуальных учебных проектов необходимо представить не менее десяти тем (в рамках преподаваемого предмета или междисциплинарных). После обсуждения на заседании МО формируется банк тем, которые предлагаются учащимся.

    3. В случае, если учащийся предлагает собственную тему индивидуального учебного проекта, она согласуется с руководителем индивидуального проекта и принимается в случае отсутствия возражений со стороны руководителя индивидуального проекта.

    4. К 15-му сентября в обязательном порядке формируется список тем индивидуальных проектов учащихся, а также руководителей проектов.

    5. За одним руководителем индивидуальных проектов не может быть закреплено более пяти учащихся.

    6. Руководителями индивидуальных проектов совместно с учащимся составляется план индивидуальной работы над проектом (Приложение 2), который предоставляется руководителю МО.

    7. На каждом заседании МО руководители индивидуальных проектов отчитываются о ходе работы учащихся.

    8. Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на заседании МО о выполнении индивидуальных проектов учащимися.

Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

члена комиссии по оцениванию индивидуального учебного проекта учащегося 10 класса

в ________ учебном году

Дата _______________

Предметная область_________________________________________________________

1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося

Три уровня успешности при реализации проекта:

  • 2 балла – выше среднего

  • 1 балл – средний  0 баллов – ниже среднего.

Критерии оценки

Показатели

Уровни реализации

1.1. Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

1.3. Эксплуатационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

1.4. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

1.5. Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта

1.6. Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

  1. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

    Критерии оценки

    Показатели

    Уровни реализации

    2.1. Актуальность

    Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

    2.2. Проблемность

    Наличие и характер проблемы в замысле

    2.3. Технологичность

    Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

    2.4. Соответствие объемам

    Качественное выполнение проекта в

    учебного времени

    определенные сроки




    2.5. Экологичность

    Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

    2.6. Экономичность

    Оптимальные затраты на материалы и изготовление

    2.7. Безопасность

    Соблюдение правил ТБ

    2.8. Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

    Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

    2.9. Содержательность

    Информативность, смысловая емкость проекта

    2.10. Разработанность

    Глубина проработки темы

    2.11. Завершенность

    Законченность работы, доведение до логического окончания

    2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

    Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

    2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

    Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

    2.14. Самостоятельность

    Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 — руководителю индивидуального проекта

  2. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

Уровни реализации

3.1. Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3.6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Приложение 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

члена комиссии по оцениванию защиты индивидуальных учебных проектов учащихся 10 класса в _______________ учебном году

Дата _______________

Член комиссии (ФИО):

____________________________________________________________

Показатели проявления компетентности при защите учебных проектов

Три уровня сформированности компетентности:

  • 2 балла – выше среднего

  • 1 балл – средний  0 баллов – ниже среднего.

Фамилии учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

3.Знание источников информации

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –20)

4. Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

5. Умение формулировать цель, задачи

6. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы


7. Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить

аргументы и иллюстрировать примерами

8. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

9. Умение находить требуемую информацию в различных источниках

10. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

11. Качество доклада: системность, композиционная целостность

Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

12. Ответы на вопросы: Понимание сущности вопроса и адекватность ответов. Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов. Аргументированность, убедительность

13. Личностные проявления докладчика: Уверенность, владение собой. Настойчивость в отстаивании своей точки зрения.

Удержание внимания аудитории. Импровизационность, находчивость.

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)


14.Понимание актуальности темы и практической значимости работы

15.Выражение собственной позиции, обоснование ее

16.Умение оценивать достоверность полученной информации

17.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство

ИТОГО:

Член комиссии (подпись):

________________________________________________