СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»






Проектная деятельность











Исполнитель:

Лях Наталья Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 51»

г. Кемерово





























Кемерово 2017 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………….……….…..3

Глава I. Проектная деятельность в начальной школе в контексте ФГОС НОО

1.1. Сущность понятия «Проектная деятельность» …………………......…

1.2. Типы и формы проектной деятельности ……………...……………......6

    1. Результаты проектной деятельности…………………..………………...........................8

Глава II. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

    1. Этапы осуществления проектной деятельности в начальной

школе ..……………………………………………………………….………..9

Заключение………………………………………………………………...….10

Список литературы…………………………………………………………...11


































Введение

  Образовательный стандарт нового поколения  ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.         

Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала эту тему.

Проекты в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности младших школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности младших школьников и, конечно, об особенностях её организации. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности младших школьников, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Особенности проектной деятельности младших школьников» 
  Актуальность темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Объект: Процесс организации проектной деятельности младших школьников.

Предмет: Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.

Цель: Определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.

  2. Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.

Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время учитель будет организовывать проектную деятельность.





































































Глава I. Проектная деятельность в начальной школе в контексте ФГОС НОО

1.1.Сущность понятия «Проектная деятельность».

         Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел,  путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата. [18;С 32]

         Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

         Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы (Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс;

          В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;

- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.  мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;

информационные навыки: (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
презентационные  навыки: навыки монологической речи;  умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;

рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

 Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,

-получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • научиться применять полученные знания.[6;С.80]

    Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

  1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого  на всех этапах работы над проектом.

Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.



1.2.Типы и формы проектной деятельности.

        Классификация проектов по продолжительности:

·       Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.

·       Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

·       Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

·       Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

 По количественному составу различают:

 -индивидуальные;

- парные;

- групповые проекты.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В- третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний . [20, С.63].

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико - ориентируемые, информационные, игровые, учебные.

Различают следующие виды проектов: [14; С. 7]

  Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации

  Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

 Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

   Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. 

 Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.

Проект может выполняться индивидуально, или группой.  Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.

Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика. В 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов.



1.3.Результаты проектной деятельности.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. Публикация, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, , спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.













Глава II. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе



2.1.Этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  1. Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею; ученики: обсуж­дают, предлагают собственные идеи, уточняют      информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат;

  2. Планирующий — подготовительный этап: Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде определяются тема и цели проекта, фор­мулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовы­ваются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный; уче­ники: собирают материал, работают с лите­ратурой и другими источниками, непосред­ственно выполняют проект, формируют  задачи, уточняют информацию; учитель: наблю­дает, координирует, поддерживает, сам яв­ляется информационным источником, помогает в анализе и синтезе, наблюдает;

  3. Информационно – операционный этап: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, вырабатывают план действий, фиксируют результаты; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, косвенно руководит деятельностью;

  4. Рефлексивно-оценочный этап: Анализ выполнения проекта. ученики представляют проекты, участвуют в коллек­тивном обсуждении и содержательной оцен­ке результатов и процесса работы, осущест­вляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллектив­ной оценочной деятельности, наблюдает, направляет процесс анализа,  продумывает вопросы.

















































Заключение.



  Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественнонаучной и гуманитарной.

Целью нашего исследования являлось определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.

Реализацией поставленных целей, способствовало решение частных задач.

Решая первую задачу, мы раскрыли понятие проектной деятельности и изучили типы и формы проектной деятельности, и сделали вывод, что в соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Решая вторую задачу, мы изучили результаты и эффективность проектной деятельности, и сделали вывод, что результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную  активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный  подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Всё выше сказанное позволяет заключить, что гипотеза выдвинута в начале нашей работы: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время применять проектную деятельность.











































Список литературы

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

  4. Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.

  5. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

  6. А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 29.04.2014)

  7. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.

  8. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.

  9. Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.

  10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  11. Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004.

  12. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

  13. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.

  14. http://www.ucheba.com/met_rus/k_nachalka/project.htm