СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Цель: Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»

Метод проектов

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»

Ральф  У. Эмерсон


Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Цель: Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Задачи.

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Изучить теоретические основы новой технологии;

  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;

  • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;

  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

  • Осваивать и применять мультимедийные технологии  для повышения эффективности учебного процесса.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Суть метода проекта:

  • Умение практически применять полученные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;  

  • Умение работать с информацией;

  • Владение новыми информационными технологиями;

  • Стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем;

  • Умение защищать проект

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Информационные  проекты  направлены  на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.          Выходом таких  проектов часто являются публикации в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом таких проектов  может быть и создание информационной среды класса или школы.Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком – то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.                                                 Творческие  проекты  предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.  Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанный структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т.д.                  

Ролевые  проекты.  Разработка и реализация таких  проектов  наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится  сказка, судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?                                                                            Исследовательские  проекты по структуре напоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.   В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения исследовательских проектов  детьми младшего школьного возраста. Ценность проектов данного типа проявляется параллельно с учебными задачами еще и в привитии интереса к книгам, что весьма актуально в нынешнее время.

Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая.          

 Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и т.д.)

 Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.                                         Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.                  

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.                       Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. 

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Межрегиональные.
Международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных  технологий.

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;

  • анализ разнообразной информации;

  • программа действий;

  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции

  • оформляют портфолио

  • готовят стендовую защиту

  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.




Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный


Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный


Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический


Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный


Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный


Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.




Анализ проделанной работы.

  • Описание работы.

  • Объяснение причин успехов и неудач.

  • Оценивание эффективности групповой работы.

  • Сравнение полученного продукта с предполагаемым.

  • Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересе.

Для направления деятельности учеников разработана памятка начинающему исследователю.

  • Выбери тему исследования.

  • Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

.

     Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентацияВыбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и  развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся следующие умения:                    кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
демонстрировать найденное решение;  анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
    Деловая игра.  

  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.    

  • Диалог исторических или литературных персонажей.
    Защита на Ученом Совете.
    Игра с залом.
    Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…


Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.                                                                                                                           Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия..





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!