СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как эффективное средство достижения личностных результатов в освоении русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы помогут педагогу организовать на уроке или внеурочном занятии проектную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как эффективное средство достижения личностных результатов в освоении русского языка»

Проектная деятельность как эффективное средство достижения личностных результатов в освоении русского языка.


Анализ мирового педагогического опыта позволяет увидеть широкое распространение метода проекта в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

На мой взгляд, проектная деятельность является наиболее эффективным способом формирования универсальных учебных действий и достижения личностных результатов в учении.

Работа над проектом для формирования компетентностей у учащихся создает условия деятельности, максимально приближенные к реальным.

Приобщение учащихся к проектной деятельности решает как минимум 4 задачи допрофессионального образования:

  1. повышение уровня социальной адаптации учащихся, то есть происходит развитие одного из главных его компонентов - способности к рефлексии, формирование познавательной самостоятельности и активности;

  2. создание условий для личностного и профессионального самоопределения;

  3. формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования в вузе (так как исследовательская и проектная деятельность являются ведущими видами деятельности студента);

  4. формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности.

Роль учителя при выполнении проектов меняется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть консультирует, а именно провоцирует вопросы, моделируя различные ситуации.

Мотивирует. Высокий уровень мотивации деятельности - залог успешной работы над проектом.

Наблюдает. Также при использовании метода проектов необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект - формирование личностных качеств, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль учащихся принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. С самого начала работы над проектом учащимся трудно:

  • намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;

  • искать пути их решения;

  • осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки учителя);

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это нет».

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает) решения. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимоотношения с учителем-консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию - позицию коллеги в работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, научный работник) и сверстниками с новых позиций;

  • оценивает «чужой» продукт - информацию с позиции полезности для проекта и в то же время продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Процесс работы над проектом можно разбить на 5 этапов:

    1. Поисковый (определение тематического поля и темы проекта, поиски и анализ проблемы, постановка цели проекта).

    2. Аналитический (анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, составление плана реализации проекта - пошаговое планирование).

    3. Практический (выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение изменений по необходимости).

    4. Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта: выставка, продажа, публикация).

    5. Контрольный (анализ результатов, оценка качества выполнения проекта).

Таким образом, под проектом я подразумеваю специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающийся созданием «продукта».

На мой взгляд, в работе над проектом могут участвовать все желающие ученики, но справляются наиболее подготовленные, обученные и одаренные дети.

В проектной работе много плюсов, а именно: ученику гораздо легче освоить интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы и заканчивая оценочными суждениями.

Проектная деятельность дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний учащихся.


Примеры выполненных проектов:

5 класс «Учимся общаться», «Краски осени», «Письмо другу»

6 класс «Летние радости»

7 класс «Великие имена в русской лингвистике»

8 класс «Нормы литературного языка»

9 класс «Речь современной молодежи»






Проект «Учимся общаться» (5 класс)


Тип проекта: краткосрочный, коллективный, коммуникативный.

Время выполнения: 2 урока русского языка и внеклассное мероприятие.

Цель проекта: научить пятиклассников деловому общению в школе.

Этапы проекта:

  1. Свободная беседа учителя с пятиклассниками на уроке. Тема урока «Общение устное и письменное». Выявление проблем общения в школе.

  • - Не знаю, к кому подойти со своим вопросом.

  • - Все взрослые в школе всегда заняты. Как к ним подойти?

  • - Мы хотим спросить на перемене, а учителя разговаривают между собой и нам говорят: «Подождите, не перебивайте». А потом уже звонок.

  • - Мне дали сообщение, а мама нашла в Интернете только очень трудный текст. Я его понять и запомнить не мог.

  • - Я не понял на уроке одно, а учитель уже дальше дает задание.

  • - Как спросить на уроке во время объяснения учителя.

  • - Зачем мне слушать других ребят, я тоже это знаю.

  • - Меня учителя не ждут, я все время не успеваю.

  1. На основе выявленных проблем заполняем вместе опорный лист (для каждого ученика):


Ситуация

Выход из ситуации

Мне стало плохо в школе…


Я не знаю расписания…

Я не знаю или не понял Д/з…


Я не понял материал урока…


Как обратиться к учителю, если он занят…


Где найти материал для сообщения…



3. Работа с толковыми словарями. Выясняем значение слов общение, коммуникация.

  1. Создаем копилку народной мудрости из пословиц и поговорок о слове, умении слушать и общаться. Смысл пословиц обсуждаем.

Например:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.

Хлеб- соль кушай, а умные речи слушай.

С умным разговориться, что меду напиться.

От учтивых слов язык не отсохнет.

  1. Знакомство с правилами делового общения, с понятием речевого этикета.

  2. Обсуждение памятки «Приемы слушания» (Учебник П.4, с.8)

Задание: дополните памятку своими 2-3 советами.

  1. Игра «Послушайте и продолжите». Класс делится на 5 групп и выполняет групповое задание продолжить сказку о частях речи. Каждой группе- своя часть речи.

  2. В ходе игры учимся общаться, слушать и рассказывать перед классом.

  3. После уроков идем в школьную библиотеку на экскурсию «В мире энциклопедий и справочников».

  4. Выполняем коллективное творческое дело: «Золотые правила общения» и выступление на родительское собрание по речевому этикету.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!