Проектная деятельность как эффективное средство достижения личностных результатов в освоении русского языка.
Анализ мирового педагогического опыта позволяет увидеть широкое распространение метода проекта в системах образования разных стран. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
На мой взгляд, проектная деятельность является наиболее эффективным способом формирования универсальных учебных действий и достижения личностных результатов в учении.
Работа над проектом для формирования компетентностей у учащихся создает условия деятельности, максимально приближенные к реальным.
Приобщение учащихся к проектной деятельности решает как минимум 4 задачи допрофессионального образования:
повышение уровня социальной адаптации учащихся, то есть происходит развитие одного из главных его компонентов - способности к рефлексии, формирование познавательной самостоятельности и активности;
создание условий для личностного и профессионального самоопределения;
формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования в вузе (так как исследовательская и проектная деятельность являются ведущими видами деятельности студента);
формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности.
Роль учителя при выполнении проектов меняется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть консультирует, а именно провоцирует вопросы, моделируя различные ситуации.
Мотивирует. Высокий уровень мотивации деятельности - залог успешной работы над проектом.
Наблюдает. Также при использовании метода проектов необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект - формирование личностных качеств, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль учащихся принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными слушателями.
Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. С самого начала работы над проектом учащимся трудно:
намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;
искать пути их решения;
осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки учителя);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это нет».
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:
выбирает (принимает) решения. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимоотношения с учителем-консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию - позицию коллеги в работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, научный работник) и сверстниками с новых позиций;
оценивает «чужой» продукт - информацию с позиции полезности для проекта и в то же время продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.
Процесс работы над проектом можно разбить на 5 этапов:
Поисковый (определение тематического поля и темы проекта, поиски и анализ проблемы, постановка цели проекта).
Аналитический (анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, составление плана реализации проекта - пошаговое планирование).
Практический (выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение изменений по необходимости).
Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта: выставка, продажа, публикация).
Контрольный (анализ результатов, оценка качества выполнения проекта).
Таким образом, под проектом я подразумеваю специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающийся созданием «продукта».
На мой взгляд, в работе над проектом могут участвовать все желающие ученики, но справляются наиболее подготовленные, обученные и одаренные дети.
В проектной работе много плюсов, а именно: ученику гораздо легче освоить интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы и заканчивая оценочными суждениями.
Проектная деятельность дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только нормативной базы учебного материала, но и расширению и углублению знаний учащихся.
Примеры выполненных проектов:
5 класс «Учимся общаться», «Краски осени», «Письмо другу»
6 класс «Летние радости»
7 класс «Великие имена в русской лингвистике»
8 класс «Нормы литературного языка»
9 класс «Речь современной молодежи»
Проект «Учимся общаться» (5 класс)
Тип проекта: краткосрочный, коллективный, коммуникативный.
Время выполнения: 2 урока русского языка и внеклассное мероприятие.
Цель проекта: научить пятиклассников деловому общению в школе.
Этапы проекта:
Свободная беседа учителя с пятиклассниками на уроке. Тема урока «Общение устное и письменное». Выявление проблем общения в школе.
- Не знаю, к кому подойти со своим вопросом.
- Все взрослые в школе всегда заняты. Как к ним подойти?
- Мы хотим спросить на перемене, а учителя разговаривают между собой и нам говорят: «Подождите, не перебивайте». А потом уже звонок.
- Мне дали сообщение, а мама нашла в Интернете только очень трудный текст. Я его понять и запомнить не мог.
- Я не понял на уроке одно, а учитель уже дальше дает задание.
- Как спросить на уроке во время объяснения учителя.
- Зачем мне слушать других ребят, я тоже это знаю.
- Меня учителя не ждут, я все время не успеваю.
На основе выявленных проблем заполняем вместе опорный лист (для каждого ученика):
Ситуация | Выход из ситуации |
Мне стало плохо в школе… | |
Я не знаю расписания… | |
Я не знаю или не понял Д/з… | |
Я не понял материал урока… | |
Как обратиться к учителю, если он занят… | |
Где найти материал для сообщения… | |
3. Работа с толковыми словарями. Выясняем значение слов общение, коммуникация.
Создаем копилку народной мудрости из пословиц и поговорок о слове, умении слушать и общаться. Смысл пословиц обсуждаем.
Например:
Хорошую речь хорошо и слушать.
Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.
Хлеб- соль кушай, а умные речи слушай.
С умным разговориться, что меду напиться.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Знакомство с правилами делового общения, с понятием речевого этикета.
Обсуждение памятки «Приемы слушания» (Учебник П.4, с.8)
Задание: дополните памятку своими 2-3 советами.
Игра «Послушайте и продолжите». Класс делится на 5 групп и выполняет групповое задание продолжить сказку о частях речи. Каждой группе- своя часть речи.
В ходе игры учимся общаться, слушать и рассказывать перед классом.
После уроков идем в школьную библиотеку на экскурсию «В мире энциклопедий и справочников».
Выполняем коллективное творческое дело: «Золотые правила общения» и выступление на родительское собрание по речевому этикету.