СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»

                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)











Методическая разработка

Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология







Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ

Дужик С.Р.





















2022 год

Рассмотрено на заседании

ПЦК дисциплин физической культуры и БЖД

Пр. № от «___» ___________ 2022 года

Председатель ПЦК_________________/Дьякова К.И./

















































«Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология»

«Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.»

А.В. Суворов.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»

В.А. Сухомлинский

Введение

Все более актуальным в образовании становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таким образом активизировать у ученика познание и творчество.

Эту проблему в учебном заведении пытаются решать через введение новых форм в образовательный процесс, а именно через организацию проектной деятельности.

Организация проектных работ представляет собой современную технологию, которой предается большое значение, так как:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

  • учениками проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» приобретают в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что растет количество происшествий, в которых погибают и получают серьезные травмы и заболевания сотни тысяч человек ежегодно, в том числе дети и подростки. Это происходит потому, что многие из них не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсах ОБЖ и БЖД вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и других качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Все это требует определенных технологий обучения.

Технология обучения – это, прежде всего, технология построения учебного процесса. Педагогические технологии определяют учебный процесс и деятельность преподавателя соответственно. Важно не только овладеть какими-либо технологиями, но и уметь их грамотно применять, т.е. конкретизировать цели, уделять много времени дополнительной подготовке к занятию, объективно оценивать результаты, и на основе их анализа корректировать процесс обучения [6].

Современный процесс обучения, так называемый инновационный, требует новых подходов к технологиям обучения, так как именно они влияют на эффективность процесса обучения в целом. Чтобы понять, что же такое инновационный процесс обучения, необходимо определить, что инновации – это не просто шаг вперед, толчок к развитию. Инновации – это результат разработки, применения и анализа новых идей, которое несут в себе позитивное решение различных проблем потребителей с целью их удовлетворения на практике.

Сущность метода проекта

Работая над своей методической темой «Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология», я изучил разные инновационные методы работы на уроке. Некоторые даже с успехом применяю на практике, например, компьютерные технологии. Они, на мой взгляд, действительно способствуют познавательной и творческой активности учащихся на уроках ОБЖ и БЖД.

Важно помнить, что каждая технология обучения не является универсальной, она позволяет решить определенный круг задач, но не все задачи, стоящие перед обучением. Более того, для применения той или иной технологии нужно убедиться, что именно это конкретная технология наиболее эффективна в данной ситуации.

Проблема современных образовательных технологий — это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное поведение, т.е. отвечающих целям и задачам современного образования.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

Современные тенденции в образовании снова обратили свое внимание на понятие «проект». И хотя оно еще не осмыслено до конца, но уже ясно: проект многогранен, эффективен и перспективен. Потому что ориентирован на достижение целей учащимися. Формирует невероятно большое количество умений и навыков.

Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Ведущее место среди методов формирующих активную и самостоятельную позицию учащихся в учении, нацеленных на развитие познавательного интереса, реализующих принцип связи обучения с жизнью, принадлежит сегодня методу проектов.(6)

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.(2)

При изучении курсов ОБЖ и БЖД учащиеся формируют у себя умения ориентироваться в опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с проектированием, так как включает представление о самом действии, способах его выполнения и предполагаемом результате. Кроме этого, курс содержит необходимую информацию о здоровом образе жизни, важным критерием которого является высокий уровень духовного здоровья. Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и обществом, умением моделировать и прогнозировать события и составлять программу своих предстоящих действий. Таким образом, умение проектировать предстоящую деятельность является одним из важных средств достижения высокого уровня духовного здоровья.

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, подготавливая себя к возникновению чрезвычайных ситуаций, студенты разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируют у себя особенный, присущий только одной личности в конкретной ситуации поведенческий акт. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности каждого учащегося.

Важнейшей частью и формой реализации подобных технологий является внедрение проектной деятельности в обучение. Если обратиться к истокам возникновения данного метода, то можно сказать, что он вовсе не новый, поскольку возник еще в начале прошлого века в США и носил название «метод проблем». Теоретической основой метода является «прагматическая педагогика» философа Дж. Дьюи, согласно которой условия успешности обучения – познавательная активность ребенка, связь теории с практикой, обучение в игровой и трудовой деятельности [2]. Русские педагоги (С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко) в начале XX века также активно интересовались и пропагандировали проектную деятельность в качестве метода обучения.

В основе метода проектов при обучении лежит развитие, в первую очередь, познавательных интересов, а реализация проекта всегда предполагает наличие конкретного значимого результата, который применим на практике. Практическая направленность проектов очень важна, так как учащиеся могут использовать свои разработки в будущей профессиональной деятельности [1].

Конышева А.В. считает главными целями проектного обучения следующие: · демонстрация исследовательского опыта, приобретенного в процессе обучения; · мотивация личного интереса к проблеме исследования; · создание условий для активного развития личности; · создание условий для самостоятельного мышления; · формирование умения работать в коллективе; · развитие навыков самостоятельного поиска информации и т.д. [3].

Также стоит отметить, что подготовка к работе над проектом ставит перед учащимися цели самостоятельного поиска и отбора информации. Так, в процессе работы над проектом у обучающихся происходит освоение материала через творчество.

Использование инновационных технологий в образовании – неотъемлемая часть образовательного процесса. Проектная деятельность как форма реализации подобных технологий должна быть гармонично вплетена в образовательный процесс наряду с другими методами, формами и технологиями. Процесс реализации проектной технологии позволяет развивать самостоятельность мышления и формирует инновационное поведение, соответствуя целям и задачам современного образования.

Заключение

Проектный подход к обучению уже доказал свою эффективность в системе современного образования и начинает применяться все активнее в обучении разных уровней образовательной системы.

Проектная деятельность прочно вошла в современную педагогическую практику. Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, действий учащихся для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной виде конечного продукта.

Таким образом, проектная деятельность будет способствовать:

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Вместе с тем, я уверен, что изменение технологий обучения должно стать одним из основных элементов в развитии образования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Зверева Н.М., Николина В.В. «Преподавателю вуза: полезная педагогика» - Н. Новгород: НГПУ, 2011.

2. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Минск, 2003.

3. Мендель Б.Р. Современные инновационные технологии в образовании и их применение – Новосибирск, 2013.

4. Минюк Ю.Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. – 68 с.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008 г. - 192 с.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – Москва, 2005 – 76 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!