СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как ключевая современная образовательная технология

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный текст является рефератом-защитой на цикловой комиссии

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как ключевая современная образовательная технология»

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАВАЛЕРОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»








ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Реферат по дисциплине «Проектная деятельность»















СОГЛАСОВАНО

Нормоконтролер

_________________________ __

(подпись ФИО нормоконтролера)

«____»__________________2024г.


Руководитель

____________________________

(подпись руководителя ФИО )

«____»__________________2024г.




Студент группы____________

(подпись ФИО студента)










пгт. Кавалерово

2024

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………

  1. Задачи и цели проектной деятельности…………………………….

  2. Описание проектной деятельности…………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

























ВВЕДЕНИЕ

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения(самообразования). Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств. Поэтому появилась острая потребность в новых методологических подходах к разработке новейших информационных технологий и информационных технических средств.

Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного преподавателя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место. В настоящее время все большее и большее внимание в этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы студентов, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время преподавателя.

Главная задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для студента. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в образовательных учреждениях современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий педагога, избавляя от рутинной работы. Каждое учебное заведение, мечтает о том, чтобы в ее кабинетах были современные технические средства обучения, практичные учебные пособия.

Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции. Комплексность в методическом основании учебно-воспитательного процесса предполагает выбор соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных дидактических функций и учебных ситуаций.

Использование метода проекта не только подготавливает студента к деятельности его по окончанию колледжа, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
















  1. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи проектной деятельности: развитие познавательных потребностей студентов; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование развитие и навыков исследовательского поиска.

Главные цели введения метода проектов:

— показать умения отдельного студента или группы студентов использовать приобретенный на парах в колледже исследовательского опыта;

— реализовать свой интерес к будущей профессии; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одногруппникам;

— продемонстрировать уровень знания; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

— подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС ставят задачу сформировать компетенции студента: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают студенту возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Таким образом, метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью; развитие самостоятельности и активности студента в учебном процессе; развития умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать со студентом в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить студента ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

В условиях образовательного процесса, проектная деятельность подразумевает обучение студента навыкам формулировать параметры будущего результата, планировать ресурсы и достигать его в заданный срок. В контексте достижения результата, студенты приобретают компетенции и обучаются мягким навыкам (переговорному процессу, работе в команде, управление временем и т.п.).

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача – научить студентов учиться самостоятельно. Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус. 

Изучением вопросов проектной деятельности от исследовательской занимались различные ученые. Проектный метод обучения (его называли также методом проблем) был разработан в начале XX в. в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи1, он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Результаты научно-экспериментальных исследований по проблеме формирования опыта творческой деятельности учащихся на парах справедливо указывают на необходимость включения студента в учебно-исследовательскую деятельность, которая является и способом освоения действительности и средством организации учебного процесса.

Активное использование в организации образовательного процесса на парах исследовательской деятельности даёт возможность развития у студентов важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможности освоить не только суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. Этот процесс поступательного преобразования личности учащегося, возможно, начинать с первых дней пребывания студента в колледже. С этой целью необходимо поставить студента в такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке, но при этом его мыслительная деятельность осуществляется так же, как и деятельность учёного.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятие решения.

Исследование и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное утверждение, но образовательная практика показывает, что у нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск в решение практической задачи.

Проектно-исследовательская работа способствует общему развитию студентов, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: классифицировать; обобщить; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; сравнивать различные объекты и их совокупности; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль.

Результаты психолого-педагогического диагностирования, мониторинг контрольных работ, темпа чтения и успеваемости за три- четыре года подтверждают наше мнение о том, что организация проектной и исследовательской деятельности, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей, создаёт благоприятные условия для развития творческой личности, формирования положительной мотивации учения.





























  1. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга2: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Метод проектов привлекает себя: самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью студентов, совместной или индивидуальной формами работы. Начинать работу над проектами уже можно с первого курса колледжа. Вначале предлагают темы проектных работ, участие вместе с ними в сборе и обработке материалов по темам. По прошествии времени заметно возрастает доля самостоятельности студента в работе.

Организуя работу над проектом важно соблюдать несколько условий:

— Тематика проектов должна быть известна заранее. Студенты должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов. Желательно чтобы студент или группа выбрала тему самостоятельно.

— Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

— Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше студентов, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.

Как же организуется работа над проектами? При определении темы проекта, совместно со студентами или группой проектантов подчеркивать актуальность выбранной темы проекта для его профессии, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования. Следующий этап предполагает формулировку проблемы, которые студент выбрал для исследования. К этому моменту уже продумать и осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание будущей работы. Может и быть такое, что студент полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь преподаватель или мастер, а возможно и однокурсники.

Следующая ступень в организации проектной деятельности – это совместное обсуждение проектантов. Здесь студенты разных проектов обсуждают конкретные проблемы исследования, уточнят или порой даже изменяют формулировку своей темы. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их кругозор, знание ими других источников. Далее идет полностью работа с информативным материалом. Проектная методика предполагает самостоятельную работу студента с источниками информации. Таким образом, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. На одной из пар по проектной деятельности проводиться предварительная апробацию написанного проекта. Именно на данном уроке снимаются все трудности: студенты сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по выбранной ими проблеме.

Завершающий этап работы над проектами заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию.

Социальная значимость проекта состоит в оказании помощи преподавателям, работающим на 2 и 3 курсах, в изучении разных тем курса уже по специальности.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектами и презентациями, их публичное представление и защита положительно влияют на развитие у студентов навыков общения и публичного выступления. Конечно, часто они прибегают к помощи преподавателей, но все, же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям, которые активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2023. – (Стандарты второго поколения).

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Набат.- М., 2023.

3.Развитие исследовательской деятельности учащихся./А.С. Обухов 2-е издание.

4.Современные педагогические технологии. Основная школа. Даутова О.Б.,Иваньшина Е.В., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. КАРО 2013г.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лессинг,_Готхольд_Эфраим




1 Джон Дьюи (1859–1952) — философ, психолог и педагог, реформатор школьного образования.

2 Готхольд Эфраим Лессинг — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы.