МБОУ «Павловская СОШ»
Выступление на заседании педагогического совета
«Проектная деятельность – как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся»
11.01.2018 года
Бацаева С.М.
Бацаев Л.Е.
«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.»
В современных условиях одной из приоритетных задач школы является создание полноценных условий для развития каждого школьника. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей школьников, познавательной активностью, способностью находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях.
Чтобы научить школьников решать возникающие проблемы, необходимо привлекать обучающихся к проектной деятельности. Это позволяет школьникам умело ориентироваться в окружающем мире, открывать новые знания, выбирать способы деятельности. В наше время каждый человек должен быстро ориентироваться в мире, творчески подходить к решению проблем, свободно, на протяжении всей жизни, уметь самообразовываться.
Метод проектов
это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- наличие социально значимой задачи,
- планирование действий по разрешению проблемы,
- поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
- оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
- презентация “продукта” и его социальной значимости.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию;
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- Умение анализировать;
- Умение составлять письменный отчет;
- Формировать позитивное отношение к работе.
Типы проектов:
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности | По количеству предметов |
1.индивидуальные 2.парные 3.групповые | 1.краткосрочные 2.средней про-должительности 3.долгосрочные | 1.творческие 2.исследовательские 3.игровые 4.практико- ориентированные 5.информационные | 1.монопроект 2.межпредметные |
Через проектную деятельность формируются различные компетенции учащихся: коммуникативные, социальные, информационные и другие. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся: умение конструировать свои знания, развитие творческого мышления, создание собственного продукта проектной деятельности, ориентация в информационном пространстве.
Метод проектов связан с применением ИКТ и способствует активизации мышления. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень навыков, умение ориентироваться в бурном потоке информации. Школьники создают собственный электронный продукт: презентацию, слайд-шоу, буклеты.
Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС – защита итогового индивидуального проекта
С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО) учащиеся 9 класса обязаны выполнить индивидуальный проект.
Особенности оценки индивидуального проекта:
Индивидуальный итоговый проект –
учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету!!!
С данной формой работы на своих предметах мы знакомы уже давно учащиеся принимают участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях.
2013 год – научно-практическая конференция «Значение химии в жизни человека» - проект «Золото – солнечный металл» (индивидуальный, долгосрочный, информационный, монопроект) – победитель в номинации «Лучший индивидуальный проект»
2014 год – научно-практическая конференция «Экология и здоровье человека – будущее планеты» - проект «Наш дом – наша крепость?!» (индивидуальный, долгосрочный, информационный, монопроект) – 3 место
2016 год – научно-практическая конференция «Я познаю мир» - проект «Условия, влияющие на прорастание семян» (парный, долгосрочный, исследовательский, монопроект) – победитель в номинации «владение исследовательскими навыками»
2015 год – научно-практическая конференция «География в литературе» - проект «Как я путешествовал с Диком Сендом» (индивидуальный, долгосрочный, информационно-исследовательский, межпредметный) – победитель в номинации «Лучший информационно-исследовательский проект»
2016 год - научно-практическая конференция «География в литературе» - проект «Путешествие на Кон-Тики» (индивидуальный, долгосрочный, информационно-исследовательский, межпредметный) – 3 место.
Принимаем участие и в заочных конкурсах проектов:
2015 год - Диплом 3 степени общероссийского конкурса «Мой край родной» (совместный проект педагога и обучающихся)
2017 год - Диплом призера регионального конкурса научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя Курская область»
Ежегодно в 6 классе ведется проектная деятельность по теме «Наблюдение за погодой»
Цель:
учить детей вести наблюдения за погодой;
Фиксировать процесс наблюдения;
Анализировать и обобщать результаты наблюдения;
Сравнивать данные между собой;
Развивать творческие способности, основываясь на изучении погоды.
В ходе проектной деятельности учащиеся ежедневно заполняют календарь погоды (облачность, осадки, направление ветра, температуру, давление).
В конце учебного года составляют: розу ветров, график изменения температур и давления.
Рассчитывают средние температуры каждого месяца и определяют преобладающие в каждом месяце направление ветра.
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде используется проектная деятельность.