СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как одно из условий успешного развития предметных навыков и умений на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. Актуальность данной работы состоит в том, что в соответствии с новым образовательным стандартом обучающийся сам должен добывать и применять полученные знания.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как одно из условий успешного развития предметных навыков и умений на уроках английского языка»

МБОУ « Тельченская СОШ»

11 марта 2019 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

как одно из условий успешного развития

предметных навыков и умений

на уроках английского языка

И.Голубцова,

учитель английского языка



Введение

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Актуальность данной работы состоит в том, что в соответствии с новым образовательным стандартом обучающийся сам должен добывать и применять полученные знания. Один из эффективнейших способов – метод проекта.

Объектом исследования стала проектная деятельность в современной школе. Предметом исследования мы избрали проектные работы при формировании навыков устной и письменной речи.

Цель нашего исследования – изучить возможности проектной деятельности в развитии устной и письменной речи обучающихся на уроках английского языка.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

1. Изучить историю и развитие метода проектов;

2. Определить классификацию проектов, а также цели и задачи, которые ставит перед собой данный метод;

3. Определить соответствие данного метода новому стандарту, изучив роль проектов на уроках английского языка в развитии универсальных учебных действий на разных этапах подготовки проекта;

4. Определить наиболее удачные типы проектов для школы сельской местности и этапы их подготовки, используя собственный опыт работы в школе;

5. Выявить роль проектной деятельности в развитии устной и письменной речи обучающихся 2-9 классов на уроках английского языка.


1.1. Возникновение и история становления метода проектов

Проект это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. 

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Дж. Дьюи выдвигал лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья». При этом Дж. Дьюи выделял ряд требований к успешности обучения:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина.


На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам.


1.2. Классификация проектов

Рассматривая технологию использования проектной методики при обучении английского языка в школе, необходимо, прежде всего, отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить, как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.


Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

  • Исследовательский - требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

  • Творческий - предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

  • Ролево - игровой - предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

  • Информационный (ознакомительно-ориентировочный) - предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация.

  • Предметно-ориентировочный - предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них.


Предметно-содержательная область

  • Монопроект - проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе английского языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.

  • Межпредметный - выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур.


Характер координации проекта

  • С открытой координацией (непосредственный) - предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

  • Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) - координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся – партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности.

Характер контактов

  • Внутренний (региональный) - организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны.

  • Международный - предполагает участие школьников из разных стран.


Количество участников проекта

  • Личностный - проводится индивидуально, между двумя партнерами.

  • Парный - проводится между парами участников.

  • Групповой - проводится между группами.


Продолжительность проведения

  • Краткосрочный - проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.

  • Средней продолжительности (1-2 мес) - междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.

  • Долгосрочный (до года) - междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.


1.3. Цели и задачи проектной деятельности на уроках английского языка

Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

При ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.


Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.

2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  • Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

  • Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.


Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении английскому языку являются:

1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.


В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

4. Эгофактор имеет особое значение, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.


Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея - наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.


В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий, при этом проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальные языковой материал.


1.4. Формирование универсальных учебных действий на разных этапах подготовки проекта на уроках английского языка

Универсальные учебные действия - основа формирования умения учиться.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

1.Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическая ориентация.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

-целеполагание;

-планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

-саморегуляция.

3.Познавательные действия включает:

-общеучебные;

-логические;

-постановку и решение проблемы.

  1. Коммуникативные действия:

-планирование учебного сотрудничества;

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Используя метод проектов в учебном процессе, учащийся самостоятельно или с помощью учителя ставит и решает какую-то личностно окрашенную проблему. С нее начинаются 5П этого метода:

наличие проблемы,

проектирование ее решения,

поиск необходимой информации,

получение конечного продукта,

его презентация.


Первый этап. Определение темы (проблемы) и конечного результата, распределение ролей в группе.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Ребята с увлечением начинают работать над проектом.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.

  2. Коммуникативные УУД – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.

  3. Регулятивные УУД – определять и формулировать цель своей деятельности.

  4. Личностные УУД – развитие познавательных интересов.


Второй этап. Проектирование решения, поиск информации и подготовка проекта.

Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД - умение определять последовательность промежуточных целей, составлять план и планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать полученную информацию: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение.

  2. Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  3. Регулятивные УУД – составлять план и планировать последовательность действий, принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

  4. Личностные УУД – формирование мотивационной основы, умение делать выбор.


Третий этап. Оформление проекта, получение конечного продукта.

На третьем этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.

Форму оформления проекта (в виде плаката, афиши, коллажа или компьютерной презентации) каждый определяет индивидуально. 

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сообщений, совершенствуя навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

На этом этапе происходит формирование таких универсальных учебных действий как:

  1. Познавательные УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  2. Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.

  3. Коммуникативные УУД - критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

  4. Личностные УУД – освоение личностного смысла работы над проектом 


Четвертый этап. Презентация проекта.

На данном этапе происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. Познавательные УУД- умение строить логическое рассуждение, делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с нормами языка.

  2. Регулятивные УУД – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

  3. Коммуникативные УУД- умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

  4. Личностные УУД - способность выразить себя через свой проект, Умение уверенно держаться во время выступления, формирование эстетических чувств.

Таким образом, мы делаем вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты.


2.1. Типы проектов, используемые в работе в школе, и этапы их подготовки

За время работы в школе и в ходе исследования метода проекта у меня сформировалась своя программа проектной деятельности в соответствии с условиями в сельской малокомплектной школе.

Для успешной работы в проектной деятельности мы выбрали следующие типы проектов:


Доминирующий в проекте метод или вид деятельности

  • Творческий - предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

  • Ролево - игровой - предполагает распределение участниками определенных ролей: герои, имитирующие социальные или деловые отношения Информационный (ознакомительно-ориентировочный) - предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация Предметно-ориентировочный - предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников («Самое интересное увлечение», «Самая лучшая профессия»)


Предметно-содержательная область

  • Монопроект - проводится в рамках одного учебного предмета (английского языка)


Характер координации проекта

  • С открытой координацией (непосредственный) - предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

  • Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект) - координатор выступает как полноправный участник проекта.


Характер контактов

  • Внутренний - организуют внутри школы


Количество участников проекта

  • Личностный - проводится индивидуально

  • Парный - проводится между парами участников.


Продолжительность проведения

  • Краткосрочный - проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы.


Мы используем следующие этапы подготовки проекта:

1) Выбор темы. В урочное время тема проекта определяется текущей темой планирования. Часто учащимся предлагаются варианты проектов. Например, при изучении темы «Хобби» предлагаются такие варианты проекта: «Самое интересное хобби» или «Моё увлечение».

2) Подбор материалов. В работе используется учебник по английскому языку, тексты из рабочих тетрадей, материалы из интернета и других источников. Поскольку в нашем поселке имеются определенные трудности с Интернетом, а школьная библиотека обладает недостаточными материалами для уроков английского языка, то приходится иногда помогать учащимся с поиском материала или предлагать собственный, но в основном каждый учащийся справляется силами своей семьи.

3) Выполнение проекта. Этот этап включает в себя анализ и систематизация полученной информации. Многие учащиеся – достаточно слабые ученики, поэтому они часто обращаются за помощью к учителю. Проверяются их готовые тексты проектов на наличие ошибок с целью помочь точнее выразить свои мысли на английском языке.

4) Оформление проекта. Проект представляется преимущественно в виде постера (на ватмане), последнее время учащиеся предпочитают выполнение в виде компьютерной презентации. 5) Презентация проекта, защита. Представление проекта происходит на уроке и включает в себя устное выступление и ответы на вопросы учителя и одноклассников по теме проекта.


2.2. Проектная деятельность как средство развития устной и письменной речи обучающихся

Проектная деятельность актуальна в связи с введенными стандартами второго поколения. Она направлена на достижение следующих целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а именно:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;

- языковая компетенция – овладение языковыми средствами в соответствии с темами и ситуациями общения;

- социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, формирование умений представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – развитие учебных умений, ознакомление со способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.


В рамках моей темы я остановлюсь на речевой и языковой компетенциях.

На этапе подбора материала для проекта продолжается развитие умений в чтении (особенно в исследовательском проекте, где обучающимся требуется читать дополнительные незнакомые тексты на английском языке).

Когда впервые мои ученики стали выполнять проекты, мы столкнулись с проблемами. Незнакомые тексты, а также большое количество знакомой информации многих пугали. Очень много использовали словарь, пытались разобрать все тексты. Для решения этой проблемы на уроках мы отрабатывали разные виды чтения (чтение с полным пониманием текста, просмотровое и поисковое) старались определить разницу между ними и их основные принципы. Использование просмотрового и поискового видов чтения значительно сократило время подбора материала.


Во время презентации проекта главным становится развитие устной речи. Во-первых, монологической речи. Задача обучающегося: рассказать о результате его проекта.

Нужно отметить, что во время презентации остальные обучающиеся не остаются пассивными. Они развивают навык воспринимать на слух и полностью понимать речь одноклассника и учителя.

И наконец, развитие диалогической речи. Одноклассники на основе прослушанного текста задают вопросы, выступающий отвечает на их вопросы и вопросы учителя. Также обучающиеся высказывают свое мнение о представленном проекте, иногда оспаривают некоторые идеи, и таком случае, задача выступающего – защитить свою точку зрения.


Особо хотелось бы отметить, и важность развития компенсаторной компетенции в проектной деятельности. Выступление даже перед своим классом – это стресс, и для обучающихся – это большая возможность научиться выходить из сложной ситуации в условиях дефицита языковых средств: они могут забыть текст – приходится выражать мысль своими словами, отвечая на вопросы – пытаются составить ответ из известных им единиц, а также применяют этикетные клише в разных случаях: просят повторить вопрос, просят объяснить непонятное или неизвестное им слово.

Таким образом, проектная деятельность охватывает все виды устной и письменной речи, позволяет развивать их и стимулирует обучающихся к их комплексному развитию.



2.3. Результаты применения метода проектов на уроках английского языка

Метод проектов – один из самых интересных и эффективных методов, применяемых для изучения английского языка. Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.



Заключение

Анализ изученной литературы и собственные результаты работы с методом проектов на уроках английского языка в школе позволили заключить о том, что:

1. Метод проектов является новой педагогической технологией, тем не менее, имеющей корни ещё в 20-х гг. XX в. Его часто называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно деятельностный подход в обучении.

2. Учебный проект – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования,

а именно учить:

- проблематизации (формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии;

- презентации (самопредъявлению) результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;

- поиску нужной информации

- практическому применению знаний, умений, навыков

- проведению исследования

3. Метод проекта отвечает требованиям образовательного стандарта нового поколения, поскольку «учит учиться» и помогает формированию универсальных учебных действий.

4. Проектная деятельность в полной мере может использоваться в качестве средства для развития устной и письменной речи на уроках английского языка поскольку она

- способствует улучшению качества чтения;

- способствует улучшению произношения;

- способствует обогащению словарного запаса и запоминанию слов;

- способствует лучшему усвоению грамматического материала;

- помогает развивать навыки аудирования, т.е. восприятие текста на слух;

- помогает развивать умение формулировать свои мысли на английском языке;

- дает опыт публичных выступлений на английском языке и, таким образом, помогает бороться со страхом говорения на иностранном языке;

- мотивирует дальнейшее изучение английского языка.

А также работа над проектами развивает у обучающихся умение находить необходимую информацию, они овладевают алгоритмом деятельности при решении проблем, учатся анализировать объекты, сотрудничать и договариваться между собой, учатся выступать перед товарищами. Учащиеся учатся контролировать свое поведение, становятся более самостоятельными, рассудительными, появляется заинтересованность узнавать и находить что-то новое.




Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - Москва: Академия, 2002. – 271 с.

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова. – Москва: Просвещение, 2013. – 159 с.

  3. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.

  4. Доступ к электронному ресурсу: http://nsportal.ru

  5. Доступ к электронному ресурсу: http://ped-kopilka.ru

  6. Доступ к электронному ресурсу: http://festival.1september.ru

  7. Доступ к электронному ресурсу: http://www.uchportal.ru




14