СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов "Проектная деятельность как средство развития младших школьников в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: познакомить с проектной деятельностью младших школьников; особенностями индивидуальных и групповых проектов.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов "Проектная деятельность как средство развития младших школьников в условиях реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как средство развития младших школьников в условиях реализации ФГОС»


Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков.


Уважаемые коллеги!

Как вы думаете, какую педагогическую технологию иллюстрируют данные строчки?

Именно ей мы и посвятим наш сегодняшний разговор.


На современном этапе одной из важнейших задач является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Поэтому стал необходимым поиск прогрессивных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.

Перед каждым педагогом возникает проблема: проектная технология в рамках ФГОС – мода времени или необходимый ресурс индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности?

Если проектная технология необходимый ресурс индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности, то ее использование в практике работе позволит обучение сделать продуктивным, повысить качество образования, в полном объеме выполнить требования Стандарта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта (работ).

Цели проектной деятельности:

  • научить сотрудничать;

  • приобретать знания самостоятельно;

  • систематизировать полученную информацию;

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;

  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;

  • пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;

  • делать выводы и заключения;

  • получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.

Типология проектов

По количеству участников: личностные, парные, групповые.

По продолжительности: мини-проект (1-2 урока), краткосрочные (от 3-6 уроков), средней продолжительности (от 2 недель до 2 месяцев), долгосрочные (от одной четверти и более), годичный (весь учебный год).

По типу деятельности: творческие, исследовательские, ролевые, практико-ориентированные, информационные.

По количеству предметов: монопроекты, межпредметные.

По содержанию: учебный, социальный.

Самыми распространенными проектами в начальной школе являются: творческие, информационные, исследовательские.

Творческий проект

Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео­фильмы.

Информационный проект

Цель проекта сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

Исследовательский проект

Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Особенности индивидуальных и групповых проектов.

Преимущества индивидуальных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

  • у учащегося формируется чувство ответственности;

  • учащийся приобретает личный опыт на всех этапах выполнения проекта;

  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.


Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Чаще всего я использую в своей работе исследовательские краткосрочные личностные монопроекты на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы «Живая природа Земли» дети получили задание исследовать условия существования одного из видов животных. Проектным продуктом обычно является доклад, реферат, презентация, защита продукта происходит на уроке.

Этапы проектной деятельности.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  1. мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  2. планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  3. информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  4. рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

При выполнении проекта выделяют следующие этапы.

  1. Погружение в проект.

  2. Организационный этап.

  3. Осуществление деятельности.

  4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

  5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Рассмотрим более детально каждый этап реализации проекта.

1. Погружение в проект. Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед обучающимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме.

Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться при работе над проектом на понятии «проблема» более подробно.

Итак, на первом этапе, предполагающем формирование исследовательских умений, перед педагогом стоит достаточно сложная задача по постановке проблемных вопросов по выбранной теме.

2. Организационный этап. При формировании рабочей группы важно чтобы обучающиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются следующие критерии.

  1. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и обучающегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • для чего создается данный проект?

  • чем вызвана необходимость его создания?

  • существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

  • как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

  • найдет ли он своих потребителей

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

  • поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

  • анализ проблемы, с которой связан проект;

  • материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

  • поиск источников финансирования.

После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

  • каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

  • какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

  • как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта.

3. Осуществление деятельности – третий этап, который ещё называют практическим, предполагает не участие со стороны учителя, а лишь консультации и ненавязчивый контроль, активную и самостоятельную работу учащихся, их консультации с учителем.

В процессе выполнения практических операций, учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.

При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Обучающиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой.

Таким образом, этот этап один из самых непредсказуемых – найденная информация, полученный в ходе эксперимента промежуточный результат или выявленные в ходе опроса (анкетирования, интервьюирования и т.п.) противоречия могут повлиять на весь процесс и на конечный результат проекта в целом.

4. Обработка и оформление результатов проекта. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

а) анализ информации;

б) формулирование выводов.

Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, подвести итог работы, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования.

Когда проекты будут выполнены, учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления.

Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки, присутствующие могут задавать ему вопросы.

Таким образом, обработка и оформление результата проекта сложная работа для учащихся начальных классов, поэтому на этом этапе необходим не только контроль, но и помощь учителя

5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок.

Обучающимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача рефлексии – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.

Рефлексию может осуществлять и один ученик. В этом случае он анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: «Я делал так, потому, что считал, что …» – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?»

Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


  • название проекта;

  • заказчик проекта;

  • руководитель проекта;

  • учебный предмет;

  • тип проекта по классификации;

  • тема учебно-тематического планирования предмета;

  • цели: образовательные, развивающие, воспитательные;

  • знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта;

  • состав и учебно-тематические задачи каждой группы;

  • вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса);

  • необходимое оборудование;

  • этапы работы над проектом;

предполагаемый продукт проекта


Общеучебные умения и навыки формируемые в проектной деятельности.

1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • Навыки коллективного планирования

  • Умение взаимодействовать с любым партнером

  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • Навыки делового партнерского общения

  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

2. Менеджерские умения и навыки:

  • Умение проектировать процесс (изделие).

  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

3. Коммуникативные умения:

  • Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

  • Умение вести дискуссию

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Умение находить компромисс

  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

4. Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи

  • Умение уверенно держать себя во время выступления

  • Артистические умения

  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

5. Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

6. Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • Умение выдвигать гипотезы;

  • Умение устанавливать причинно­-следственные связи


Уровневые характеристики сформированности сквозных метапредметных умений.

Уровни формирования умения учиться:

  • Умение ставить цели учебной деятельности;

  • Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов);

  • Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация);

  • Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи;

  • Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.

Уровни формирования учебного сотрудничества:

  • Инициатива в учебном сотрудничестве;

  • Планирование учебного сотрудничества;

  • Позиционное взаимодействие;

  • Управление коммуникацией.

Уровни формирования грамотности чтения информационных текстов:

  • Умение ориентироваться в тексте, поиск информации;

  • Анализ текстовой информации;

  • Структурирование и фиксация текстовой информации;

  • Использование (применение) текстовой информации.

Какой вывод можно сделать?

Проектная технология - основное условие формирования личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за сделанный выбор. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.