СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад профессионального мастерства учителя на тему "Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов

Оноприенко Ольги Григорьевны

«Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность".

1 Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Очень часто мы задаёмся вопросом - «Кто такой успешный человек?» Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективы, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Этим требованиям в учебном процессе в полной мере отвечает проектная деятельность. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю «Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. 

Поэтому цель, которую я поставила перед собой, работая в данном вопросе, формирование УУД посредством активного использования технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Из неё вытекают следующие задачи:

  • использовать технологию проектной деятельности с целью формирования УУД;

  • применять интерактивные формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

  • развивать творческий потенциал обучающихся;

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все УУД,(познавательные, регулятивные, коммуникативные) а также предметные и личностные компетенции.

       Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Перспективность опыта.

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.

Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.

Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п.

Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Я работаю по образовательной программе «Школа России», которой предусмотрено время на проектную деятельность. Кроме того в школе введён курс « Решение проектных задач», реализуемый с целью развития УУД младших школьников. Также мною ведётся курс внеурочной деятельности «Мир моих интересов», программа которого предусматривает проведение целого цикла исследовательских проектов.

3. Теоретическая база опыта


Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.

В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).

Теоретическую основу опыта составляют:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).


4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

1 этап:

Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе- макеты, рисунки, поделки и т.д.

Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные, как у учеников старших классов. Кроме того в первом классе работа над проектом по полной структуре ещё невозможна. Однако, уже в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы обучающихся (рисунки), устные рассказы, а также проектные задачи, в которых дети с моей помощью поэтапно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Для работы в этот период я обязательно привлекаю родителей, но с условием – ребенок тоже участвует в работе над проектом. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве). Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД , которые вы видите на слайде.

(по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному вместе со мною. В этот период мы учились работать как в индивидуальных проектах ,так и коллективно- творческих.( «Моя семья», «Живая азбука». « Цифры от 1 до 10», «Моя клумба» «Мои питомцы»)

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения, но также присутствует и групповая форма работы. На занятиях кружка «Подружимся с глиной» и «Маленькие мастера» были простые краткосрочные коллективные и групповые творческих проекты, - («Панно из цветов», «Украшение окна снежинками», «Праздник птиц. Свистулька», «Чайный сервиз»и др.), ("Птицы наши друзья. Кормушка", "Вторая жизнь мусора" и др.) -

2 этап.

На 2-ом этапе применяю проектные работы с частичным использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания-проекты по литературному чтению, окружающему миру и др.. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации, доклады по материалам пройденных уроков, для уроков, внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности.Одними из таких проектов были - « Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». Этот проект совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Такое взаимодействие - учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. На этом этапе применяю парную и групповую формы работы, в которых дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.

3 этап.

На 3 этапе ПД акцент делаю на использовании компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие презентации, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.

Наиболее сложной при работе над проектами оказалась все-таки коллективная работа и в группах, но чем сложнее задача, тем лучше результат. Дети развили не только свои познавательные и творческие задатки, но и коммуникативные качества, научились работать в коллективе, договариваться и уступать друг другу. - Этому способствовали следующие проекты, - "Пасхальный венок","Всё начинается с мамы!", которые выполнялись на занятии моего кружка «Маленькие мастера».

С большим интересом ребята выполняли проекты- исследования - «А прочно ли куриное яйцо?», , "Откуда в хлебе столько дырочек", "Мыльные пузыри", «Круговорот воды в природе». Ребята моего класса принимали участие в районной научно- практической конференции "Юный исследователь" и получили диплом в проекте «Может ли вода течь вверх».

Нравится ребятам работать и с информационными проектами, - «Красная книга. Книжка- малышка.» «Города России», «Страны мира» "Животные нашего края", "Водоёмы нашего края", и др.

Использование проектной деятельности на моих уроках даёт выход за границы учебника, во внеурочную деятельность. Вне урока, организую участие обучающихся в социальных и творческих проектах нашего города и района. Благодаря этим проектам формируются внутриличностные факторы мотивации детей, углубляются присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Обучающиеся имели возможность участвовать в проектах "Хочу быть здоровым", "По дороге с дядей Стёпой", «Родные люди", «Мир без насилия» совместно с представителями Молодёжного центра, "Подарок для мамы"(изготовление пряника для мамы) на базе районного краеведческого музея и т.д. Такой познавательный интерес ведёт к успешным результатам в образовательном процессе.

Мои ребята вместе со мною принимают активное участие во внутришкольных коллективных творческих проектах оформительской направленности«Фабрика Деда Мороза», «День знаний», «День учителя», и т.д.

Также я применяю в своей работе и метод проектных задач, ведь он, как нельзя лучше готовит детей к проектной деятельности. Регулярное использование мною таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся-"Интерьер кукольного домика». В работе использую сборник для педагогов / сост. Г.А. Хардина, С.С. Салимова – Лысьва) и свои собственные, которые опубликованы на моём сайте. (https://multiurok.ru/olga12343/ )

5 Анализ результативности


Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием. У них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.

Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.

В соответствии с планом работы нашей школы в апреле - мае проводится мониторинг метапредметных УУД у обучающихся.) Его цель – определить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы, отследить динамику их продвижения к метапредметным образовательным результатам на основе данных, полученных за предыдущие годы (в 1 - 3 классах). Измеряются они с помощью заданий и диагностических уроков, представленных в рабочей тетради (автор Логинова О.Б.,Яковлева С.Г. « Мои достижения»)

В результате проделанной работы считаю, что метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат.

1. Результаты комплексных метапредметных работ за 2016-2020 уч.год


П

Б

НБ


П

Б

НБ

2 кл.

63%

100%

0%

4 кл.

78%

100%

0%

3 кл.

70%

100%

0%

1 кл.

56%

100%

0%

4 кл.

78%

100%

0%

2 кл.

63%

100%

0%

1 кл.

56%

100%

0%

3 кл.






Рисунок 1

Диаграмма результатов комплексных метапредметных работ за 2016-2020 уч.год

Данные, диаграммы свидетельствуют о положительной динамике развития учебных компетенций учащихся от класса к классу. В развитии отдельных умений наблюдался стабильный прогресс: умение оценивать и планировать свою деятельность (регулятивные УУД); осуществлять логические действия анализа, синтеза и сравнения (познавательные УУД), высказывать свою точку зрения и задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений (коммуникативные УУД). Большинство детей моего класса перешли на новый этап в развитии УУД.

Диаграмма 1

















Развивая метапредметные компетенции,( через ПД) я увидела положительное их влияние на предметные результаты. Мои убеждения, выводы и диагностику подтверждают и результаты диагностических работ по русскому языку, математике, окружающему миру по итогам внешней экспертизы- ВПР .

Н овосибирского института мониторинга и развития образования, 4 класс, 2019 год



Предмет

Количество человек

%

качества

Русский язык

25

63%

Математика

25

61%

Окружающий мир

25

65%





Вывод: по результатам диагностических работ, проводимых Новосибирским институтом мониторинга и развития образования 2018 года качественная успеваемость по русскому языку 63% ,математике составила 61 % и окружающему миру 65%.Результаты ВПР совпадают с отметками по предметам.

Подводя итог, хочется отметить, что проекты в начальной школе являются первой ступенькой для более серьезной исследовательской работы в основной школе, ведь метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности. Применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита обучающимися проектов, формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством. Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС НОО . В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному вопросу и использовать другие виды проектов, которые не использовала ранее.

6Трудности и проблемы при использовании опыта


В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.

7 Адресные рекомендации по использованию опыта.

С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моём сайте.

Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.В 2019 учебном году участвовала в конкурсе «Учитель года» и стала лауреатом.

За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Моя роль— помочь детям в этом.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!