Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов
Оноприенко Ольги Григорьевны
«Единственный путь, ведущий к знаниям,- это деятельность".
1 Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.
Очень часто мы задаёмся вопросом - «Кто такой успешный человек?» Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективы, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления. Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Этим требованиям в учебном процессе в полной мере отвечает проектная деятельность. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю «Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».
Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целью которого является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, учет индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья.
Поэтому цель, которую я поставила перед собой, работая в данном вопросе, формирование УУД посредством активного использования технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО. Из неё вытекают следующие задачи:
использовать технологию проектной деятельности с целью формирования УУД;
применять интерактивные формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
развивать творческий потенциал обучающихся;
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все УУД,(познавательные, регулятивные, коммуникативные) а также предметные и личностные компетенции.
Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектов. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
Перспективность опыта.
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости научно-исследовательской и проектной деятельности в школе. Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной.
Используя технологии проектного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры личности.
Формированию информационной культуры школьников способствует использование в учебном процессе метода проектов, так как реализация проекта предполагает работу с информацией – поиск, обработку, использование и т.п.
Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.
Я работаю по образовательной программе «Школа России», которой предусмотрено время на проектную деятельность. Кроме того в школе введён курс « Решение проектных задач», реализуемый с целью развития УУД младших школьников. Также мною ведётся курс внеурочной деятельности «Мир моих интересов», программа которого предусматривает проведение целого цикла исследовательских проектов.
3. Теоретическая база опыта
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.
В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).
Теоретическую основу опыта составляют:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 этап:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе- макеты, рисунки, поделки и т.д.
Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные, как у учеников старших классов. Кроме того в первом классе работа над проектом по полной структуре ещё невозможна. Однако, уже в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы обучающихся (рисунки), устные рассказы, а также проектные задачи, в которых дети с моей помощью поэтапно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Для работы в этот период я обязательно привлекаю родителей, но с условием – ребенок тоже участвует в работе над проектом. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве). Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД , которые вы видите на слайде.
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). | Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. |
2.Технологическая разработка идеи. | Доведение идеи до возможности ее практической реализации. |
3. Практическая работа над идеей. | Практическая реализация идеи. |
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы. | Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. |
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному вместе со мною. В этот период мы учились работать как в индивидуальных проектах ,так и коллективно- творческих.( «Моя семья», «Живая азбука». « Цифры от 1 до 10», «Моя клумба» «Мои питомцы»)
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения, но также присутствует и групповая форма работы. На занятиях кружка «Подружимся с глиной» и «Маленькие мастера» были простые краткосрочные коллективные и групповые творческих проекты, - («Панно из цветов», «Украшение окна снежинками», «Праздник птиц. Свистулька», «Чайный сервиз»и др.), ("Птицы наши друзья. Кормушка", "Вторая жизнь мусора" и др.) -
2 этап.
На 2-ом этапе применяю проектные работы с частичным использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания-проекты по литературному чтению, окружающему миру и др.. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации, доклады по материалам пройденных уроков, для уроков, внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности.Одними из таких проектов были - « Моя малая Родина», «Мой класс и моя школа». Этот проект совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Такое взаимодействие - учитель–ученик-родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. На этом этапе применяю парную и групповую формы работы, в которых дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 этап.
На 3 этапе ПД акцент делаю на использовании компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие презентации, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.
Наиболее сложной при работе над проектами оказалась все-таки коллективная работа и в группах, но чем сложнее задача, тем лучше результат. Дети развили не только свои познавательные и творческие задатки, но и коммуникативные качества, научились работать в коллективе, договариваться и уступать друг другу. - Этому способствовали следующие проекты, - "Пасхальный венок","Всё начинается с мамы!", которые выполнялись на занятии моего кружка «Маленькие мастера».
С большим интересом ребята выполняли проекты- исследования - «А прочно ли куриное яйцо?», , "Откуда в хлебе столько дырочек", "Мыльные пузыри", «Круговорот воды в природе». Ребята моего класса принимали участие в районной научно- практической конференции "Юный исследователь" и получили диплом в проекте «Может ли вода течь вверх».
Нравится ребятам работать и с информационными проектами, - «Красная книга. Книжка- малышка.» «Города России», «Страны мира» "Животные нашего края", "Водоёмы нашего края", и др.
Использование проектной деятельности на моих уроках даёт выход за границы учебника, во внеурочную деятельность. Вне урока, организую участие обучающихся в социальных и творческих проектах нашего города и района. Благодаря этим проектам формируются внутриличностные факторы мотивации детей, углубляются присущие им природные потребности в саморазвитии, стремлении к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Обучающиеся имели возможность участвовать в проектах "Хочу быть здоровым", "По дороге с дядей Стёпой", «Родные люди", «Мир без насилия» совместно с представителями Молодёжного центра, "Подарок для мамы"(изготовление пряника для мамы) на базе районного краеведческого музея и т.д. Такой познавательный интерес ведёт к успешным результатам в образовательном процессе.
Мои ребята вместе со мною принимают активное участие во внутришкольных коллективных творческих проектах оформительской направленности«Фабрика Деда Мороза», «День знаний», «День учителя», и т.д.
Также я применяю в своей работе и метод проектных задач, ведь он, как нельзя лучше готовит детей к проектной деятельности. Регулярное использование мною таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся-"Интерьер кукольного домика». В работе использую сборник для педагогов / сост. Г.А. Хардина, С.С. Салимова – Лысьва) и свои собственные, которые опубликованы на моём сайте. (https://multiurok.ru/olga12343/ )
5 Анализ результативности
Итогом проведенной работы является то, что дети учатся самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием. У них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.
Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.
В соответствии с планом работы нашей школы в апреле - мае проводится мониторинг метапредметных УУД у обучающихся.) Его цель – определить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы, отследить динамику их продвижения к метапредметным образовательным результатам на основе данных, полученных за предыдущие годы (в 1 - 3 классах). Измеряются они с помощью заданий и диагностических уроков, представленных в рабочей тетради (автор Логинова О.Б.,Яковлева С.Г. « Мои достижения»)
В результате проделанной работы считаю, что метод проектов чётко ориентирован на реальный практический результат.
1. Результаты комплексных метапредметных работ за 2016-2020 уч.год
| П | Б | НБ | | П | Б | НБ |
2 кл. | 63% | 100% | 0% | 4 кл. | 78% | 100% | 0% |
3 кл. | 70% | 100% | 0% | 1 кл. | 56% | 100% | 0% |
4 кл. | 78% | 100% | 0% | 2 кл. | 63% | 100% | 0% |
1 кл. | 56% | 100% | 0% | 3 кл. | | | |
Рисунок 1
Диаграмма результатов комплексных метапредметных работ за 2016-2020 уч.год
Данные, диаграммы свидетельствуют о положительной динамике развития учебных компетенций учащихся от класса к классу. В развитии отдельных умений наблюдался стабильный прогресс: умение оценивать и планировать свою деятельность (регулятивные УУД); осуществлять логические действия анализа, синтеза и сравнения (познавательные УУД), высказывать свою точку зрения и задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений (коммуникативные УУД). Большинство детей моего класса перешли на новый этап в развитии УУД.
Диаграмма 1
Развивая метапредметные компетенции,( через ПД) я увидела положительное их влияние на предметные результаты. Мои убеждения, выводы и диагностику подтверждают и результаты диагностических работ по русскому языку, математике, окружающему миру по итогам внешней экспертизы- ВПР .
Н
овосибирского института мониторинга и развития образования, 4 класс, 2019 год
Предмет | Количество человек | % качества |
Русский язык | 25 | 63% |
Математика | 25 | 61% |
Окружающий мир | 25 | 65% |
Вывод: по результатам диагностических работ, проводимых Новосибирским институтом мониторинга и развития образования 2018 года качественная успеваемость по русскому языку 63% ,математике составила 61 % и окружающему миру 65%.Результаты ВПР совпадают с отметками по предметам.
Подводя итог, хочется отметить, что проекты в начальной школе являются первой ступенькой для более серьезной исследовательской работы в основной школе, ведь метод проектов помогает готовить школьников к научно – исследовательской деятельности. Применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита обучающимися проектов, формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством. Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС НОО . В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному вопросу и использовать другие виды проектов, которые не использовала ранее.
6Трудности и проблемы при использовании опыта
В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. И в некоторых семьях родители по ряду субъективных и объективных причин (трудовая занятость родителей, отсутствие опыта у родителей) не могут оказать помощи. Но многие семьи заинтересованы и оказывают помощь своим детям. И практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями.
7 Адресные рекомендации по использованию опыта.
С опытом моей работы, разработанными уроками, мероприятиями, составленными презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моём сайте.
Ежегодно даю открытые уроки, участвую в научно-практических семинарах, в работе районных методических объединений. Провожу мастер-классы и принимаю активное участие в научно-практических семинарах.В 2019 учебном году участвовала в конкурсе «Учитель года» и стала лауреатом.
За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Моя роль— помочь детям в этом.