СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на занятиях в УДО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описывается опыт в организации проектной деятельности в творческом объединении "Юный исследователь" на станции юных натуралистов в организованных группах (по договору со школами) и группах увлеченных детей в самом начале пути.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на занятиях в УДО.»

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

на занятиях в УДО

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов.

Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.



                                  1.Из  истории  метода  проектов

Сегодня  во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди  Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека.

Проект(от projectus)- ,брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий)

  • Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени;

  • Направленная на достижение заранее определённого результата(цели), создание определённого, уникального продукта или услуги,

  • При заданных ограничениях по ресурсам и срокам,

  • А также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основоположник- американский философ –идеалист ДЖОН ДЬЮИ(1859-1952гг).

         Джон Дьюи ввёл понятие  опыта как источника образования( в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая её как подчинённость усвоенного знания динамично представленным целям.

        Условия успешности обучения по ДЬЮИ:                                    

- проблематизация учебного материала,

- активность ребёнка,

- связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

        Принцип «ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛАНИЯ»:

Ведущая идея - выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась на основе прагматики: «ВСЁ ИЗ ЖИЗНИ, ВСЁ ДЛЯ ЖИЗНИ». ребёнок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, содержание учения исходит из его реальной детской жизни, результат такой деятельности можно обязательно практически применить.

   Соратник Дьюи - Килпатрик, Уильям Херд считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.

                      2.      Метод  проектов в России

С.Т. Шацкий внедрял проектный метод в сотрудничестве с группой педагогов-преподавателей в практику обучения с 1905 года. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования -социально- педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

    Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века  А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988г), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это ---ДЖОН ДЬЮИ, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

     В 1931 году метод проектов был осуждён и запрещён постановлением ЦК ВКП(б). Использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Причины:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

- слабую разработанность методики проектной деятельности,

- гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

3.Требования ФГОС к проектной деятельности

       В 2011-2012 учебном году начальная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному  государственному стандарту начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу(ООП): личностным, мета предметным и предметным. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода. 

Цель проектов – формирование интеллектуальных, обще трудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

  • Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

  • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Мы попробуем ответить на все эти вопросы.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на занятиях в творческих объединениях, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и мета предметные результаты);

  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход;

  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Стадии работы над проектом:

Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.




Выбор тем для учебных и исследовательских проектов достаточно широк. На занятиях в творческом объединении «Юный исследователь» темы для учебных проектов запланированы на 3-ий год обучения. Это: «Химия в искусстве» (получение экологически чистых продуктов для творчества), «Химия на кухне» (затрагиваются проблемы сбалансированного питания), «Химия в быту» (Экологически чистые средства гигиены своими руками), «Химия и парфюмерия» (ароматерапия), «Физика вокруг нас» (гигиена зрения, слуха), «Творим вместе с природой» (творчество природными средствами – валяние из шерсти, целебные растения в нашем лесу).

Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей на занятиях в творческом объединении «Юный исследователь»

Проекты на тему: “Химия в искусстве”

Первый месяц на третьем году обучения по программе «Юный исследователь» предлагает учащимся выполнить работы с целью получения материала – сырья для творчества в изобразительном искусстве или скульптуре и изготовлении из него какого-либо продукта. Каждый учащийся выбирал себе форму проектной деятельности не только по тематике, но и по количеству участников, а также рассматривался тип проекта на предмет учебной или исследовательской направленности.

Темы давались по выбору, а также найти тему можно было самостоятельно. Учащимся предлагалось изготовить холодный фарфор, пластилин, краски (средневековые, на рисовом клее, акварельные и т.д.), восковые карандаши и т. д. Некоторые учащиеся объединялись в группы, но чаще работали в парах или самостоятельно (с помощью педагога в силу их возраста)

Структура проектной деятельности   была поэтапно распределена по занятиям в следующей последовательности

Выбор темы проекта.

Пр.р. Работа с информационными источниками по направлениям.

Правила конспектирования и реферирование литературы по проекту. Пр.р. Составление конспекта или тезисов статьи.

Планирование проектной деятельности. Пр.р. Составление плана проекта.

Пр.р. Реализация проекта. Начальный этап.

Пр.р. Реализация проекта. Основной этап.

Пр.р. Реализация проекта. Заключительный этап. Фиксирование его результатов.

Анализ результатов проектной деятельности.

Пр.р. Обсуждение результатов проектной деятельности.

Правила оформления проектов.

Пр.р. Оформление проекта.

Конференция «Химия в искусстве».

Круглый стол «Новые проекты по химии в области искусства и возможные способы их реализации»

Мастер-классы для учащихся.



  • Целеполагание (поставить цель, проблему учащимся было необходимо в рамках предлагаемой темы.); в группе любителей в результате образовалась пара учащихся выполняющих один и тот же проект «Изготовление пластилина», остальные работали индивидуально. Учащийся старшей школы выбрал «Очистку глины физическим способом» самостоятельно. Учащиеся школ 34 и 91 темы работали большими группами, но самостоятельности в поиске информации, а также в дальнейших стадиях: планирования и подготовке к проектной деятельности не проявили. Возможно, причиной этому послужило отсутствие материальной базы-выхода в интернет, а на самостоятельную работу дома рассчитывать пока не приходится. Был найден выход – дидактический материал с названием «Как сделать …» и представлен учащимся. Но, к сожалению, работа с литературой даже в этом ключе, детям представляла трудности в связи разной подготовленностью учащихся.

  • Планирование (наметить этапы выполнения проекта); на этом этапе ребята средней школы испытывали некоторые трудности в связи возрастными особенностями и малым опытом, и требовалась помощь учителя.

  • Создание проекта длилось не менее 3-4 занятий, так как пробовались различные решения проблемы и необходимо было приобрести опыт

  • Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты) проводились почти на каждом технологическом этапе.

  • Презентация проекта (выступление с готовым продуктом); Презентация продуктов: поделок из холодного фарфора и рисунков полученными красками проходила за круглым столом и оформлена в форме выставки работ.

  • Рефлексия (когда ученики проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили.) происходила при анализе проектной деятельности, а также за круглым столом.

Важным оказалось, что два проекта могут стать исследовательскими и отправлены на доработку: «Экологически чистые краски и способы их получения» - Бащенко Юли,4 класс лицей №11 и «Получение различных качеств холодного фарфора в зависимости от способа его изготовления» - Кузмичев Илья, 6 класс гимназия №48.

К сожалению, полностью оформить проекты нам пока не удалось, но заведены тетради для рабочих записей, а презентацией будет выставка. Также планируются мини конференции с защитой проектов.

Вот такие этапы проектов в начальной школе предлагает Канищева Галина Васильевна, учитель нач. классов Пушкинского района Московской области:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

 Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза», «выступающий». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная  работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию.

В ходе проектной деятельности  учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия:

Поисковые (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).

Исследовательские (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).

Менеджерские (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).

Работать в сотрудничестве (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).

Коммуникативные (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).

Рефлексивные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)

Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные сред

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!