Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
на занятиях в УДО
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов.
Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
1.Из истории метода проектов
Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека.
Проект(от projectus)- ,брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий)
Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени;
Направленная на достижение заранее определённого результата(цели), создание определённого, уникального продукта или услуги,
При заданных ограничениях по ресурсам и срокам,
А также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Метод проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основоположник- американский философ –идеалист ДЖОН ДЬЮИ(1859-1952гг).
Джон Дьюи ввёл понятие опыта как источника образования( в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая её как подчинённость усвоенного знания динамично представленным целям.
Условия успешности обучения по ДЬЮИ:
- проблематизация учебного материала,
- активность ребёнка,
- связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Принцип «ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛАНИЯ»:
Ведущая идея - выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась на основе прагматики: «ВСЁ ИЗ ЖИЗНИ, ВСЁ ДЛЯ ЖИЗНИ». ребёнок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, содержание учения исходит из его реальной детской жизни, результат такой деятельности можно обязательно практически применить.
Соратник Дьюи - Килпатрик, Уильям Херд считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом. Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.
2. Метод проектов в России
С.Т. Шацкий внедрял проектный метод в сотрудничестве с группой педагогов-преподавателей в практику обучения с 1905 года. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования -социально- педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
Этот метод широко использовался в 20-х годах ХХ века А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов. Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988г), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это ---ДЖОН ДЬЮИ, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
В 1931 году метод проектов был осуждён и запрещён постановлением ЦК ВКП(б). Использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Причины:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабую разработанность методики проектной деятельности,
- гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
- сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
3.Требования ФГОС к проектной деятельности
В 2011-2012 учебном году начальная школа Российской Федерации перешла на работу по новому Федеральному государственному стандарту начального общего образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу(ООП): личностным, мета предметным и предметным. Стандарт второго поколения построен на основе системно-деятельностного подхода.
Цель проектов – формирование интеллектуальных, обще трудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Мы попробуем ответить на все эти вопросы.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на занятиях в творческих объединениях, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и мета предметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Стадии работы над проектом:
Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация → портфолио.
Выбор тем для учебных и исследовательских проектов достаточно широк. На занятиях в творческом объединении «Юный исследователь» темы для учебных проектов запланированы на 3-ий год обучения. Это: «Химия в искусстве» (получение экологически чистых продуктов для творчества), «Химия на кухне» (затрагиваются проблемы сбалансированного питания), «Химия в быту» (Экологически чистые средства гигиены своими руками), «Химия и парфюмерия» (ароматерапия), «Физика вокруг нас» (гигиена зрения, слуха), «Творим вместе с природой» (творчество природными средствами – валяние из шерсти, целебные растения в нашем лесу).
Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей на занятиях в творческом объединении «Юный исследователь»
Проекты на тему: “Химия в искусстве”
Первый месяц на третьем году обучения по программе «Юный исследователь» предлагает учащимся выполнить работы с целью получения материала – сырья для творчества в изобразительном искусстве или скульптуре и изготовлении из него какого-либо продукта. Каждый учащийся выбирал себе форму проектной деятельности не только по тематике, но и по количеству участников, а также рассматривался тип проекта на предмет учебной или исследовательской направленности.
Темы давались по выбору, а также найти тему можно было самостоятельно. Учащимся предлагалось изготовить холодный фарфор, пластилин, краски (средневековые, на рисовом клее, акварельные и т.д.), восковые карандаши и т. д. Некоторые учащиеся объединялись в группы, но чаще работали в парах или самостоятельно (с помощью педагога в силу их возраста)
Структура проектной деятельности была поэтапно распределена по занятиям в следующей последовательности
Выбор темы проекта. Пр.р. Работа с информационными источниками по направлениям. |
Правила конспектирования и реферирование литературы по проекту. Пр.р. Составление конспекта или тезисов статьи. |
Планирование проектной деятельности. Пр.р. Составление плана проекта. |
Пр.р. Реализация проекта. Начальный этап. |
Пр.р. Реализация проекта. Основной этап. |
Пр.р. Реализация проекта. Заключительный этап. Фиксирование его результатов. |
Анализ результатов проектной деятельности. Пр.р. Обсуждение результатов проектной деятельности. |
Правила оформления проектов. Пр.р. Оформление проекта. |
Конференция «Химия в искусстве». |
Круглый стол «Новые проекты по химии в области искусства и возможные способы их реализации» Мастер-классы для учащихся. |
Целеполагание (поставить цель, проблему учащимся было необходимо в рамках предлагаемой темы.); в группе любителей в результате образовалась пара учащихся выполняющих один и тот же проект «Изготовление пластилина», остальные работали индивидуально. Учащийся старшей школы выбрал «Очистку глины физическим способом» самостоятельно. Учащиеся школ 34 и 91 темы работали большими группами, но самостоятельности в поиске информации, а также в дальнейших стадиях: планирования и подготовке к проектной деятельности не проявили. Возможно, причиной этому послужило отсутствие материальной базы-выхода в интернет, а на самостоятельную работу дома рассчитывать пока не приходится. Был найден выход – дидактический материал с названием «Как сделать …» и представлен учащимся. Но, к сожалению, работа с литературой даже в этом ключе, детям представляла трудности в связи разной подготовленностью учащихся.
Планирование (наметить этапы выполнения проекта); на этом этапе ребята средней школы испытывали некоторые трудности в связи возрастными особенностями и малым опытом, и требовалась помощь учителя.
Создание проекта длилось не менее 3-4 занятий, так как пробовались различные решения проблемы и необходимо было приобрести опыт
Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты) проводились почти на каждом технологическом этапе.
Презентация проекта (выступление с готовым продуктом); Презентация продуктов: поделок из холодного фарфора и рисунков полученными красками проходила за круглым столом и оформлена в форме выставки работ.
Рефлексия (когда ученики проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили.) происходила при анализе проектной деятельности, а также за круглым столом.
Важным оказалось, что два проекта могут стать исследовательскими и отправлены на доработку: «Экологически чистые краски и способы их получения» - Бащенко Юли,4 класс лицей №11 и «Получение различных качеств холодного фарфора в зависимости от способа его изготовления» - Кузмичев Илья, 6 класс гимназия №48.
К сожалению, полностью оформить проекты нам пока не удалось, но заведены тетради для рабочих записей, а презентацией будет выставка. Также планируются мини конференции с защитой проектов.
Вот такие этапы проектов в начальной школе предлагает Канищева Галина Васильевна, учитель нач. классов Пушкинского района Московской области:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический
3 этап – заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы.
На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза», «выступающий». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию.
В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия:
Поисковые (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
Исследовательские (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
Менеджерские (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).
Работать в сотрудничестве (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
Коммуникативные (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
Рефлексивные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)
Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные сред
4