ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной культуры учащихся. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
Использование информационных технологий, мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроке и во внеурочное время позволяет решить задачу формирования информационной компетентности учащихся (это Мультимедийные презентации, Интерактивная доска, Мультимедийные диски, цифровые образовательные ресурсы)
Сейчас более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная деятельность позволяет решить эту задачу. Учащиеся школы создают различные проекты, которые выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. В ходе выполнения проекта формируются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации, умение представлять информацию в доступном, эстетичном виде, умение работать в группе, самостоятельно, делать выбор, принимать решение, довольно основательно изучить компьютерную программу, с которой работает, воплотить свои замыслы. Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции.
Я не буду останавливаться на теоретической составляющей этого метода, продемонстрирую только тот опыт, который мы имеем.
В результате работы учащихся над проектом появляется готовый продукт.
Ребята создают:
Буклеты, листовки
Компьютерные рисунки, поздравительные открытки
Анимации
Презентации, видеоролики
Разрабатывают тестовые задания
Оформляют школьную газету, школьный сайт.
Учащиеся активно применяют ИКТ, представляя продукты своей проектной и исследовательской деятельности на уроках, научно-практических конференциях, конкурсах. Оказывают техническую помощь учителям-предметникам в освоении современного оборудования. Уверенно используют компьютерную технику на других уроках.
Участвуют в социальных проектах. Учащиеся из года в год наращивают темпы по реализации своих способностей на различных олимпиадах и конкурсах очных и дистанционных.
Выполняя проекты, ученики включаются в реальную творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью, занимательностью. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают углубленные знания, но и учатся оформлять творческие работы и документы, приобретают навыки подготовки исследовательской работы, её защиты, обучаются стратегии успеха. Под опытным руководством учащиеся могут научиться эффективно искать и анализировать информацию, принимать решения и решать проблемы, работать вместе и обмениваться информацией.
Всё сказанное создаёт предпосылки для воспитания нового, творчески активного поколения, подготовленного для жизни и деятельности в информационном обществе будущего.
Накопленный опыт в области проектной деятельности, частично представленный сегодня, помогает решать основную задачу – выполнять социальный заказ современного общества: формировать ключевые компетентности, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности.