СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.»

Проект, проектик, полпроектика…

Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности.

Прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся младших классов, однако начинать вовлекать их в проектную деятельность нужно обязательно.

Проектная деятельность – одна из форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта, например: рассказ, альмонах, видеофильм, газета, поделка, лэпбук, рисунок, модель, спектакль и т.д.).

Организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для учителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача учителя - быть готовым к содействию ребёнку, если он обратится к вам за помощью

Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой дидактическое средство обучения и развития детей, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Нюанс: цель проектной деятельности учеников в школе не создание нового продукта, получение нового, ранее неизвестного результата, а развитие личности школьника. Этим  работа над проектом отличается от исследования, хотя исследовательская деятельность входит в рамки почти всех проектов. Проект предполагает действия по решению проблемы с заранее запланированным результатом, а в исследованиях результат заранее неизвестен.

Проектная деятельность — неотъемлемая часть современного обучающего процесса. Она позволяет школьнику не только получать академические знания, но пользоваться ими на практике для решения конкретных задач. Работа над проектами развивает у учеников прикладные навыки (Hard soft) и гибкие умения (Still soft). Дети учатся следующему:

  • планировать свою деятельность, определять последовательность шагов на пути решения проблемы;

  • анализировать поставленную задачу, развивая критическое мышление, углубляя свои знания темы;

  • правильно отбирать нужные сведения из огромного массива данных;

  • проявлять энтузиазм, развивать терпение, усидчивость в работе;

  • креативно мыслить, особенно в творческих проектах;

  • уметь формировать и отстаивать собственное мнение, которое сложилось при работе над проектом, применять объективные аргументы, не задевая других;

  • уважать чужое мнение;

  • уметь грамотно и четко выражать свои мысли в презентации;

  • уметь работать в команде, распределяя обязанности, выполняя разные роли, строить продуктивные отношения с другими участниками проекта;

  • уметь распознавать причинно-следственные связи.

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;

  • благоприятная среда;

  • грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.

Современная классификация учебных проектов

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

По содержанию:

  • экологические;

  • социально-экономические;

  • комплексные;

  • краеведческие;

  • историко-географические.

По комплексности проекты могут быть:

  • монопроектами (реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания);

  • межпредметными (выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания).

По характеру контактов проекты бывают:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • международными.

По продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

  • краткосрочные — на 4-6 уроков;

  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников:

  • индивидуальный;

  • групповой;

  • коллективный.

В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:

  1. Постановка задачи.

  2. Разработка проекта принятого задания.

  3. Организация    общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

  4. Непосредственно трудовая работа (практическая работа).

  5. Учёт проделанной работы (защита). 

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

Этапы осуществления проектной деятельности:

1 этап:

Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем.

В результате определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.

2 этап:

На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

3 этап:

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Учащиеся могут найти информацию по проблеме:

  • в справочниках и энциклопедиях;

  • газетах, журналах, дополнительной литературе;

  • в Интернете;

  • из личных бесед со взрослыми;

  • из других источников информации.

4 этап:

Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как ребят подготовили.

5 этап:

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Возможное представление результатов проектной деятельности:

  • альбом;

  • газета;

  • гербарий;

  • журнал;

  • книжка-раскладушка;

  • коллаж;

  • коллекция;

  • костюм;

  • макет;

  • модель;

  • наглядные пособия;

  • паспарту;

  • плакат;

  • план;

  • реферат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • фотоальбом;

  • web-сайт;

  • экскурсия.

Трудности учащихся в работе над проектом:

  • постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

  • поиск пути их решения;

  • осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

  • аргументация выбора;

  • сравнение полученного результата с требуемым;

  • корректировка (при необходимости) результата;

  • объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1. Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2. Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3. Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4. Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками.

Реализация проекта на практике

За время работы было организовано и проведено мною ряд проектов:

  • Социальный проект «Сенсорный театр для детей с ОВЗ и РАС».

Детям с ограниченными возможностями классический театр недоступен из-за нарушений зрения или слуха. Но если у человека проблемы с одним из органов восприятия, то закономерно, что остальные у него развиты намного лучше, чем у здоровых людей. Этот принцип и послужил основой создания необычных спектаклей для детей. В России сенсорный театр для детей с ограниченными возможностями впервые появился в 2017 году благодаря сотрудничеству фонда поддержки слепоглухих с театральной компанией Великобритании.

С появлением сенсорного театра появилась возможность детям с аутизмом прикоснуться (в буквальном смысле) к миру искусства.

Театр учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любимые персонажи становятся образцами для подражания.

Мы подготовили спектакль "Снегурочка" с использованием кукол би-ба-бо для наших первоклассников. Ребята с удовольствием пришли в импровизированный зрительный зал, заняли своими места и внимательно наблюдали за спектаклем, а в конце премьеры аплодировали начинающим актерам стоя. После спектакля первоклассники смогли поиграть этими куклами и попробовать себя в роли актёров.

В рамках реализации проекта с концертной программой мы посетили ГБУ ЦСПСД города Сарова для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также мы организовали мини-спектакли на дому для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не посещают образовательные учреждения.

Также ученики показали кукольный спектакль "Снегурочка" в МБОУ Школе-интернат № 9. Зрители остались очень довольны представлением и благодарили юных артистов дружными аплодисментами. А в завершении мероприятия дети познакомились с перчаточными куклами и артистами.

В предверии знаменательной даты в России «Дня театра» в МБОУ «Школа № 16» провели творческий конкурс «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА». В конкурсе приняли участие разновозрастные группы (учащиеся 1-7 классов, а также педагоги). Номинации конкурса: рисунок, поделка, аппликация, декоративно-прикладное творчество (выжигание по дереву, вязание, вышивание, фетровые поделки и т.д.). На конкурс было представлено более 300 работ. Победители и участники конкурса были награждены дипломами и особыми призами.

  • Социальный проект «Сказка на ладошке».

В рамках декады инвалидов для учащихся школы-интерната № 9 подготовили проект "Сказка на ладошке».

Воспитанникам интерната был представлен спектакль, поставленный по мотивам сказки "Снегурочка", с использованием кукол би-ба-бо. Красочные куклы и увлекательная постановка привлекли внимание детей, и они с большим интересом попробовали самостоятельно управлять сказочными персонажами.

Среди проектов, вызвавших у учащихся большой познавательный интерес, можно назвать групповой конструкторский проект «Снежный городок». Долго работали над оформлением – моделировали фигуры, придумывали украшения. Это был очень хороший результат. После защиты работа над проектом не закончилась. Возникали новые вопросы и идеи.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Профессии моих родителей» и т.д.

  • Проект «Дерево счастливой семьи».

Цель:

Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

  1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие», Родина.

  2. Дать понятие о национальных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

  3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

  5. Укреплять детско – родительские отношения.

Фантазировать нужно было вместе с ребенком. При реализации этого проекта произошло самое настоящее чудо! Все долго вынашивали свои замыслы. Работа началась на уроке окружающего мира, затем вышла за рамки одного школьного предмета и перешла во внеурочную деятельность. Сколько творчества, фантазии проявила каждая семья! Раскрывался внутренний мир каждой семьи. Этот проект помог осмыслить понятия «Я и моя семья».

  • Экологический проект «Гостевой домик для пернатых» (экологические кормушки).

Ребята познакомились с историей возникновения праздника «Синичкин день», нарисовали плакат «Чем кормить птиц зимой», просмотрели мультфильм по произведению В. Бианки «Синичкин календарь» и, конечно же, смастерили ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ кормушки.

  • Исследовательский проект из цикла проектов «Секреты бабушкиного сундучка», «Куклы – берегини».

На этапе выполнения этого проекта, познакомились с народной куклой, с их историй и значением, а также сами научились их делать, для особенных случаев.

  • Проект «АРТ-елка» и «Маленькая ёлочка».

  • Проект «Безопасный Новый год»

Ребята изготовили, а затем раздавали новогодние тематические игрушки на улицах города и напоминали прохожим о правилах дорожного движения.

  • Социальный проект «Новогодье».

Ребята подготовили открытки с новогодними поздравлениями для участников СВО, проходящих лечение в госпитале. Также посетили военнослужащих, которые вернулись из госпиталя и поздравили их с наступающим праздником.

  • Проект «Чудеса из тыквы».

  • Проект «Новогодье».

Ребята подготовили открытки с новогодними поздравлениями для участников СВО, проходящих лечение в госпитале. Также посетили военнослужащих, которые вернулись из госпиталя и поздравили их с наступающим праздником.

  • Проект «Семена доброты».

Творить добрые дела – невероятно просто, порой – не требует много времени и сил, главное – начать. Даже просто добрая улыбка незнакомому человеку – уже способна творить чудеса, в том числе и для самого человека, кто это Добро делает.

В праздник - День Доброты вышли на улицы города и подарили прохожим открытки, сделанные своими руками.

Важно быть добрым бескорыстно не только в этот День, но и ежедневно, и безгранично!

  • Проект «Мир профессий».

В яркой атмосфере класса ребята обсуждали, кем они мечтают стать в будущем. Каждый из них поделился своими мыслями о карьерных целях, искренне и с горящими глазами рассказывая о своих мечтах.

Каждый учащийся составил древо профессий своей семьи, что позволило маленьким исследователям ближе познакомиться с различными профессиями. Это стало не только познавательно, но и трогательно.

Готовым продуктом данного проекта ребята показали сценки, где представили понравившиеся им профессии. Смех и радость наполнили класс, обостряя желание детей учиться и развиваться.

Групповой познавательный проект «Мир профессий глазами первоклассников» помог ребятам самостоятельно организовывать рабочие группы, распределять обязанности. Освоили технику создания «Лепбука».

  • Проект «Гость в классе. Профессия моих родителей».

После осуществления этих проектов стало понятно, куда идти дальше.

Заключение

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.

Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.