(Выступление на МО учителей естественно-научного цикла)
Юрченко Ольга Васильевна
Учитель физики
МБОУ «Войковская школа»
Амвросиевского района
Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся.
Цель проектной деятельности –
получение такого результата, который может быть как
социально, так и личностно значим.
Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.
Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я”
через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание
своей работы и получение от нее удовольствия.
Проект - это "пять П":
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация.
- Метод проектов основан в США Дж. Дьюи (1859 – 1952гг.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Е. Пархерст, В. Кильпатрик.
- В России идеи проектного обучения разрабатывались в начале XX
века - С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин,
А. С. Макаренко.
- Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы XX века вместе с компьютерными технологиями (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.).
Формы организации деятельности учащихся
Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые,
прикладные и прочие проекты.
По содержанию: монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
По продолжительности: краткосрочными , средней продолжительности
(от недели до месяца) и долгосрочными .
Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ
- в проектной группе формируются навыки
ПРОЕКТОВ :
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной
сотрудничества;
точностью;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой
ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения
проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
исследователь,
лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый
- формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно
включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,
предлагающие различные пути решения проблемы,
идеи, гипотезы,
точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило,
повышает мотивацию участников и положительно
влияет на качество
выполнения проекта.
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
литературно-лингвистических: описание идеи, импровизация в процессе
защиты;
математических : расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства
и времени;
художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн; манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;
технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое
мышление.
План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»
1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах
данного исследовательского проекта, формируется мотивация к
выполнению проекта, определяется общее направление работы.
На этом этапе учителю необходимо:
- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному
исследованию.
План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»
2 . Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.).
Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и
групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для
реализации проекта. Определяется поле деятельности.
Составляется план работы.
На этом этапе учителю необходимо:
- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
- выделить среди них наиболее удачные;
- помочь учащимся составить план работы над проектом.
План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»
4 . Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.
На этом этапе учителю необходимо:
- организовать консультирование по обобщению материалов;
- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске
путей их решения;
- продумать формы совместного обсуждения полученных
результатов;
- выбрать форму представления проектов.
План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»
5 . Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
На этом этапе учителю необходимо:
- определить время и форму защиты проектов;
- подготовить сценарий защиты проектов;
- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов
План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»
6 . Аналитический этап - анализируются результаты работы над
проектами.
На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.
Формы продуктов проектной деятельности.
В ы с т а вка Газета Журнал Карта Сказка С ц е н а рий
Эк с к у р с ия Игра
Праздник
Видеоклип, видеофильм
WEB - сайт П у б лик а ция Буклет
Серия иллюстраций П а к е т р е ком е нд а ций Учебное пособие
Путеводитель
Атлас, справочник
Письмо в …
Анализ социологического
опроса
Вы в о д:
- Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь.
- В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников.
- Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.
Однако учителю нужно учитывать следующее:
- следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
- учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
- следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
- проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС
О сн о вные э т а пы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Д ея т ел ь н ос т ь учителя
Создание пр о б л е м н о й ситуации.
Деятельность обучающихся
Ф и к с а ция н о в о й учебной задачи
1. Постановка
Познавательная
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом.
учебных задач
Ор г а низ о в ы в ае т устный коллективный
Коммуникативная
Ф и к с и р у ю т проблему.
анализ учебной задачи. Фиксирует
Регулятивная
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
2. Совместное
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
исследование
П о и с к р е ш е ния учебной задачи.
проблемы.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
О с о зн а нно с т роят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные
способы решения
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
5. Переход к этапу решения частных
учебное
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Проводят коллективное и сс л е д о в а ни е , к о н с т р у и р у ю т н о вы й с п о с о б действия или формируют понятия.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
4. Конструирование
3. Моделирование
взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
задач.
Диагностическая работа (на входе), оценивает вы пол н е ние к а ж д о й операции.
н о в о г о с п о с о б а
Организует учебное и сс л е д о в а ние д ля
О с у щ е с т в ля ю т работу по выполнению отдельных операций.
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
выделения понятия.
действия.
В о с прини м а ю т ответы
Учатся ф о р м у л и р о в а ть собственное
обучающихся
мнение и позицию
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
О с у щ е с т в ля ю т самоконтроль
Осуществляют
самоконтроль
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС
6. Применение
общего способа действия для р е ш е ния час т ны х задач.
Организует
коррекционную
Диагностическая
Применяют новый способ. Отработка операций, в к о т о р ы х д о п у щ е ны ошибки.
Коррекция о т р а б от к и с п о с о б а .
Строят
работу,
работа (на выходе):
практическую работу, с а м о с т оят е льн у ю коррекционную работу.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
рассуждения,
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
- организация д и фф е р е нцир о в а нн ой коррекционной работы,
п о н ят ны е д ля
собеседника.
Контроль.
оценивающая
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Умеют
и с поль з о в а ть р е ч ь
деятельность.
Рефлексия своих
О с у щ е с т в ля ю т пошаговый контроль по результату
для регуляции с в о е г о д е й с т в ия
действий