СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная деятельность на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрена классификация и типы проектов, формы организации деятельности учащихся на уроках. Представлен План ведения проектной и исследовательской деятельнеости по учебному предмету "Физика" и Технологическая карта урока, соответствующего требованиям ГОС

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность на уроках физики"»

(Выступление  на МО учителей естественно-научного  цикла) Юрченко  Ольга  Васильевна Учитель  физики МБОУ  «Войковская  школа» Амвросиевского  района

(Выступление на МО учителей естественно-научного цикла)

Юрченко Ольга Васильевна

Учитель физики

МБОУ «Войковская школа»

Амвросиевского района

Под понятием «проект» понимается  творческая,  завершенная  работа,  соответствующая  возрастным  возможностям  учащихся. Цель  проектной  деятельности  – получение  такого  результата,  который  может  быть  как социально,  так  и личностно  значим. Социальный  характер  проявляется  в  том,  что  работа  окружающим  нравится  и  практически  используется,  например, в  оформлении  класса,  школы  или  дома. Личностный  характер  проявляется  в том,  что  ребенок  реализует  свое  собственное  “Я” через  самостоятельную  деятельность,  принятие  самостоятельного  решения,  оценивание своей  работы  и получение  от  нее  удовольствия. Проект  -  это

Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся.

Цель проектной деятельности

получение такого результата, который может быть как

социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я”

через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание

своей работы и получение от нее удовольствия.

Проект - это "пять П":

проблема

проектирование (планирование)

поиск информации

продукт

презентация.

Метод  проектов  основан  в  США  Дж.  Дьюи  (1859 –  1952гг.)  в  конце  19  века.  Его  ученики  и последователи  –  американские  педагоги  Е.  Пархерст,  В.  Кильпатрик. В  России  идеи  проектного  обучения  разрабатывались  в  начале  XX века  -  С.  Т.  Шацкий,  В.Н.  Шульгин, А.  С.  Макаренко. Вновь  метод  проектов  вернулся  в Россию в 80-е годы  XX  века  вместе с  компьютерными  технологиями  (В.В.  Гузеев,  Е.С.  Полат,  И.Д.  Чечель  и др.).
  • Метод проектов основан в США Дж. Дьюи (1859 – 1952гг.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Е. Пархерст, В. Кильпатрик.
  • В России идеи проектного обучения разрабатывались в начале XX

века - С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин,

А. С. Макаренко.

  • Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы XX века вместе с компьютерными технологиями (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.).
Формы организации  деятельности  учащихся Проекты бывают:  исследовательские,  поисковые,  творческие,  ролевые, прикладные  и прочие  проекты. По содержанию: монопредметным (выполняется на материале  конкретного  предмета)  и  межпредметным  (интегрируется  смежная  тематика  нескольких  предметов). По  продолжительности:  краткосрочными ,  средней  продолжительности (от  недели  до месяца) и  долгосрочными . Кроме  того,  проекты  могут  различаться  по  характеру  координации,  характеру  контактов  и количеству  участников.  Проект  может  быть  индивидуальным  и групповым

Формы организации деятельности учащихся

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые,

прикладные и прочие проекты.

По содержанию: монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности: краткосрочными , средней продолжительности

(от недели до месяца) и долгосрочными .

Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА

ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ

  • в проектной группе формируются навыки

ПРОЕКТОВ :

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной

сотрудничества;

точностью;

  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

разносторонне;

  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой

ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-

  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения

проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

исследователь,

лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый

  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно

включается в работу на определенном этапе;

  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,

предлагающие различные пути решения проблемы,

идеи, гипотезы,

точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило,

повышает мотивацию участников и положительно

влияет на качество

выполнения проекта.

Проектная деятельность способствует развитию  следующих  способностей  у школьников: коммуникативных,  которые  развиваются  в  процессе  обсуждения  творческих  заданий,  организации консультации  с  учителем,  защиты в  общении  со  сверстниками  самых  смелых  идей; личностных,  а именно  самобытности  и гибкости  мышления,  фантазии,  любознательности,  здоровых  творческих  амбиций; социальных:  способности  к  коллективной  деятельности,  готовности  соблюдать  самодисциплину,  терпимости  к мнению  других; литературно-лингвистических:  описание  идеи,  импровизация  в  процессе защиты; математических :  расчет  затрат,  соотнесение формы  и  объема,  пространства и  времени; художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;  манипулятивных:  умение  пользоваться  инструментами  и  приспособлениями,  координация движений; технологических:  наглядно-образная  память,  абстрактно-логическое мышление.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

литературно-лингвистических: описание идеи, импровизация в процессе

защиты;

математических : расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства

и времени;

художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн; манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;

технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое

мышление.

План  ведения  проектной и  исследовательской  деятельности  по  учебному  предмету  «физика» 1.  Информационный  этап  -  проводится  установочное  занятие  с  учащимися,  на  котором  им  сообщается  о  целях  и  задачах данного  исследовательского  проекта,  формируется  мотивация  к выполнению  проекта,  определяется  общее направление  работы. На  этом  этапе  учителю  необходимо: обратить  внимание  учащихся  на  общую  тему  и  подтемы  проекта; проинформировать  о ходе,  сроках и  этапах  работы  над  проектом; создать  ситуацию,  стимулирующую  к  самостоятельному исследованию.

План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»

1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах

данного исследовательского проекта, формируется мотивация к

выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

  • обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
  • проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
  • создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному

исследованию.

План  ведения  проектной  и  исследовательской  деятельности  по  учебному  предмету  «физика» 2 .  Плановый  этап  - проводится  коллективное  обсуждение  проекта,  обмен идеями  (“круглый  стол”,  “мозговой  штурм”  и  др.). Определяются  цели,  задачи,  структура  и форма  индивидуальных  и групповых  проектов.  Обдумываются  условия,  необходимые  для реализации  проекта.  Определяется  поле  деятельности. Составляется  план  работы. На  этом  этапе  учителю  необходимо: проанализировать  и  сгруппировать  выдвинутые  идеи; выделить  среди  них  наиболее  удачные; помочь  учащимся  составить  план  работы  над  проектом.

План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»

2 . Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.).

Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и

групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для

реализации проекта. Определяется поле деятельности.

Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

  • проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
  • выделить среди них наиболее удачные;
  • помочь учащимся составить план работы над проектом.
План  ведения  проектной и  исследовательской  деятельности  по  учебному  предмету  «физика» 4 . Обобщающий этап - производится обработка полученной  информации.  Интерпретируются  факторы,  делаются  выводы,  формируется  собственное  суждение  автора.  Уточняется  и  корректируется  структура  исследования. На  этом  этапе  учителю  необходимо: организовать  консультирование  по  обобщению  материалов; помочь  участникам  проекта  в выявлении  проблем  и  поиске путей  их  решения; продумать  формы  совместного  обсуждения  полученных результатов; выбрать  форму  представления  проектов.

План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»

4 . Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

  • организовать консультирование по обобщению материалов;
  • помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске

путей их решения;

  • продумать формы совместного обсуждения полученных

результатов;

  • выбрать форму представления проектов.
План  ведения  проектной и  исследовательской  деятельности  по  учебному  предмету  «физика» 5 . Этап представления и защиты проекта - учащиеся  представляют  и  защищают  свои  проекты,  демонстрируют  приобретенные  знания  и  умения,  анализируют  проблемы,  определяют  перспективы  дальнейшей  работы. На  этом  этапе  учителю  необходимо: определить  время  и  форму  защиты  проектов; подготовить  сценарий  защиты  проектов; оказать  помощь  учащимся  в  подготовке  защиты  проектов

План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»

5 . Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

  • определить время и форму защиты проектов;
  • подготовить сценарий защиты проектов;
  • оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов
План  ведения  проектной и  исследовательской  деятельности  по  учебному  предмету  «физика» 6 .  Аналитический  этап  - анализируются  результаты  работы  над проектами. На  этом  этапе  учителю  необходимо  помочь  учащимся  определить  результаты,  достижения  и проблемы,  а  также  перспективы дальнейших  исследований.

План ведения проектной и исследовательской деятельности по учебному предмету «физика»

6 . Аналитический этап - анализируются результаты работы над

проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Формы  продуктов  проектной  деятельности. В ы с т а вка Газета  Журнал  Карта  Сказка  С ц е н а рий Эк с к у р с ия Игра Праздник Видеоклип,  видеофильм WEB - сайт П у б лик а ция Буклет Серия иллюстраций  П а к е т  р е ком е нд а ций Учебное  пособие Путеводитель Атлас,  справочник Письмо  в  … Анализ  социологического опроса

Формы продуктов проектной деятельности.

В ы с т а вка Газета Журнал Карта Сказка С ц е н а рий

Эк с к у р с ия Игра

Праздник

Видеоклип, видеофильм

WEB - сайт П у б лик а ция Буклет

Серия иллюстраций П а к е т р е ком е нд а ций Учебное пособие

Путеводитель

Атлас, справочник

Письмо в

Анализ социологического

опроса

Вы в о д: Внедрение  проектных  технологий  в учебный  процесс  -  это  эффективная  форма  работы  учителя  и  ученика,  которая  создаёт  оптимальные  условия  для  самореализации  познавательных  компетенций  каждого  ученика.  Ученик  самостоятельно  создаёт  проект,  выполняя  его  от  идеи  до  воплощения  в жизнь. В  процессе  работы  учащиеся  опираются  на  знания,  умения,  полученные  от  других  школьных  дисциплин,  из  разнообразных  источников. Метод  проектной  деятельности,  требующий  поиска  нужной информации,  развивает  умения  общаться,  трудиться,  познавать.

Вы в о д:

  • Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь.
  • В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников.
  • Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.
Однако  учителю  нужно  учитывать  следующее: следует  четко  формулировать  предметные  задачи  уроков  с  использованием метода  проектов; учитель  должен  владеть  исследовательскими  методами  обучения,  уметь  организовывать  работу  малых  групп; следует  четко  структурировать  проект,  соблюдать  все  этапы  работы;  проект может начинаться на уроке и продолжаться во  внеурочное время до тех пор, пока не будут получены  необходимые  результаты;

Однако учителю нужно учитывать следующее:

  • следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
  • учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
  • следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
  • проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
Технологическая  карта  урока,  соответствующая  требованиям  ГОС О сн о вные э т а пы организации  учебной  деятельности Цель  этапа Содержание  педагогического  взаимодействия Д ея т ел ь н ос т ь учителя Создание пр о б л е м н о й ситуации. Деятельность  обучающихся Ф и к с а ция  н о в о й учебной  задачи 1.  Постановка Познавательная Организовывает  погружение в  проблему, создает  ситуацию разрыва. Пытаются  решить  задачу  известным  способом. учебных  задач Ор г а низ о в ы в ае т устный  коллективный Коммуникативная Ф и к с и р у ю т проблему. анализ учебной  задачи.  Фиксирует Регулятивная Слушают  учителя.  Строят понятные  для  собеседника высказывания выдвинутые  учениками  гипотезы,  организует  их  обсуждение. 2.  Совместное Принимают и  сохраняют  учебную  цель  и  задачу. исследование П о и с к  р е ш е ния учебной  задачи. проблемы. Анализируют,  доказывают, аргументируют  свою  точку  зрения О с о зн а нно  с т роят речевые  высказывания,  рефлексия своих  действий Исследуют  условия  учебной  задачи,  обсуждают  предметные способы  решения

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС

О сн о вные э т а пы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Д ея т ел ь н ос т ь учителя

Создание пр о б л е м н о й ситуации.

Деятельность обучающихся

Ф и к с а ция н о в о й учебной задачи

1. Постановка

Познавательная

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом.

учебных задач

Ор г а низ о в ы в ае т устный коллективный

Коммуникативная

Ф и к с и р у ю т проблему.

анализ учебной задачи. Фиксирует

Регулятивная

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

2. Совместное

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

исследование

П о и с к р е ш е ния учебной задачи.

проблемы.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

О с о зн а нно с т роят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные

способы решения

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

5. Переход к этапу решения частных

учебное

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Проводят коллективное и сс л е д о в а ни е , к о н с т р у и р у ю т н о вы й с п о с о б действия или формируют понятия.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

4. Конструирование

3. Моделирование

взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

задач.

Диагностическая работа (на входе), оценивает вы пол н е ние к а ж д о й операции.

н о в о г о с п о с о б а

Организует учебное и сс л е д о в а ние д ля

О с у щ е с т в ля ю т работу по выполнению отдельных операций.

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

выделения понятия.

действия.

В о с прини м а ю т ответы

Учатся ф о р м у л и р о в а ть собственное

обучающихся

мнение и позицию

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

О с у щ е с т в ля ю т самоконтроль

Осуществляют

самоконтроль

Технологическая  карта  урока,  соответствующая  требованиям  ГОС 6.  Применение общего способа  действия для  р е ш е ния  час т ны х задач. Организует коррекционную Диагностическая Применяют новый  способ. Отработка  операций, в  к о т о р ы х д о п у щ е ны ошибки. Коррекция  о т р а б от к и  с п о с о б а . Строят работу, работа  (на  выходе): практическую  работу,  с а м о с т оят е льн у ю коррекционную  работу. Самопроверка.  Отрабатывают  способ  в  целом.  Осуществляют  пошаговый  контроль по  результату рассуждения, 7. Контроль на  этапе  окончания  учебной  темы. организация  д и фф е р е нцир о в а нн ой коррекционной  работы, п о н ят ны е  д ля собеседника. контрольно- Контроль. оценивающая Выполняют  работу,  анализируют,  контролируют и  оценивают  результат. Умеют и с поль з о в а ть  р е ч ь деятельность. Рефлексия  своих О с у щ е с т в ля ю т пошаговый  контроль по  результату для регуляции с в о е г о  д е й с т в ия действий

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ГОС

6. Применение

общего способа действия для р е ш е ния час т ны х задач.

Организует

коррекционную

Диагностическая

Применяют новый способ. Отработка операций, в к о т о р ы х д о п у щ е ны ошибки.

Коррекция о т р а б от к и с п о с о б а .

Строят

работу,

работа (на выходе):

практическую работу, с а м о с т оят е льн у ю коррекционную работу.

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

рассуждения,

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

  • организация д и фф е р е нцир о в а нн ой коррекционной работы,

п о н ят ны е д ля

собеседника.

  • контрольно-

Контроль.

оценивающая

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Умеют

и с поль з о в а ть р е ч ь

деятельность.

Рефлексия своих

О с у щ е с т в ля ю т пошаговый контроль по результату

для регуляции с в о е г о д е й с т в ия

действий