Проектная деятельность на уроках физики

Категория: Физика

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в РФ», Устава школы.    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках физики»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики»

 «Познай самого себя»

Развитие мышления методом исследовательского поиска.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в РФ», Устава школы.    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В настоящее время на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, овладение исследовательскими методами, навыками структурирования этапов выполнения задания, освоение проектной деятельности, повышение интереса к экспериментированию.

Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Практические работы по изучению своего тела вызывают неподдельный интерес учащихся.

Полученные знания и экспериментальные навыки помогают учащимся реализоваться, успешно выступая на олимпиадах различного уровня, чтениях НОУ. Объединённые общими идеями, ребята образуют коллектив единомышленников, учатся решать собственные задачи, активно взаимодействуя друг с другом. Маленькие победы каждого становятся достоянием всех.

Одной из существенных задач такого проекта является совершенствование умений пользоваться современным инструментарием физика с возможностью практически применять результаты решения проблемы. Значительная часть программы проекта реализуется без специальных технических средств, оборудование учащиеся самостоятельно исследуют свое тело из доступных материалов. Интересной частью программы является измерения и вычисления своего тела. В конце года учащийся подготавливает отчёт о проведённых физических экспериментах, докладывает результаты своей работы.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельности подходы, которые определяют и позволяют решить в процессе исследовательской работы.

Задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов; 

  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  Принципы:

    • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

    • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

    • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.


 Характеристика программы.

Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».

В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:

  1. повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

  2. организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;

  3. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

  4.  сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

  5. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

  6. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

  7. приобретение коммуникативных умений;

  8. выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

- моделирование идеальной                     - анализ имеющейся информации;

(желаемой) ситуации;                                - определение потребности

- анализ имеющейся информации;            в информации;

- определение и анализ проблемы;          - сбор и изучение информации

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

- постановка цели проекта;                        - анализ ресурсов;

- определение задач проекта;                     - планирование проекта;

- определение способов разрешения          - анализ имеющейся информации;

проблемы;

- анализ рисков;                               - определение потребности в информации;

- составление плана реализации     - сбор и изучение информации

проекта; пошаговое планирование

работ;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

- выполнение плана работ;                              - текущий контроль.

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

- предварительная оценка продукта;              - презентация продукта

- планирование презентации и 

подготовка презентационных материалов;

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

- анализ результатов выполнения                    - оценка продукта;

проекта;                                                              - оценка продвижения


Рекомендуемые формы обучения

  • Мозговой штурм

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Коллективно – творческое дело

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение

  • Измерение

  • Определение

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,

  • основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,

  • основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

  • определять характеристику объекта познания,

  • разделять УИД на этапы,

  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.

  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы),

  • пользоваться специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Техническое обеспечение программы

  • Учебные столы

  • Ученическая доска

  • Компьютер

  • Диски СД, СДR и другие электронные носители.




















Список литературы


  1. Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М: Классикс Стиль, 2002

  2. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.

  5. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование

  6. процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.

  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., Сентябрь, - 1996

  9. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998.

  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.

  11. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002.

  12. Яблочкова Р.И. К вопросу о проектировании на уроках астрономии. Сб. статей «Теория и практика проектирования в образовательном процессе». Нижний Тагил,- 1997.

  13. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас