Проектная деятельность на уроках географии
Мальжунова Надежда Валентиновна учитель географии МБОУ «Далахайская ООШ» Тункинский район РБ
В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО – «БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»
.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата .
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы , направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы , значимой для участников проекта.
ЦЕЛЬ: СОЗДАТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ,ИМЕЮЩИХ ДЛЯ НИХ ЖИЗНЕННЫЙ СМЫСЛ. ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ; 2.ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ; 3. МАКСИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ, ОСНОВАННОЕ НА ИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ. 4. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Для ученика
возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированный самими учащимися.
Для учителя
Интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность .
Подари ему мир …
«Проект – мой вклад в общую жизнь, мое предъявление себя миру».
Это переход ребенка во взрослую позицию, от слов – к делу. Когда мы предлагаем школьнику найти и осуществить свой проект, мы действительно признаем его независимость, уникальность и предлагаем ему найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. Это многое меняет в общении взрослого и ребенк а.
ГРУППЫ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (Е.С. ПОЛАТ)
- практико-ориентированный проект
- исследовательский проект
- информационный проект
- творческий проект
- ролевой
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (Е.С.ПОЛАТ)
1 . Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская,
поисковая, творческая, ролевая, прикладная
(исследовательский проект, творческий, ролевой,
информационный, практико- ориентированный).
2. Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знаний);
межпредметный.
3. Характер контактов
( среди участников одной школы, города, региона).
4. Количество участников проекта
( личностные, парные, групповые).
5. Продолжительность выполнения проекта
( краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
.
Ф Формы представления
проекта
1.Макет географического объекта.
2.Путеводитель
3.Презентация
4.Наглядное пособие
5.Газета, журнал
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ПРОЕКТА
- сотрудничество педагога и ученика в процессе обучения на основе взаимного уважения и доверия;
- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса учащихся;
- создание условий для самостоятельной работы по углубленному изучению материала, заинтересовавшего ученика;
- практическая отработка основных теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов с последующим обсуждением и оформлением результатов;
- привитие и совершенствование навыков работы с дополнительной литературой;
- изучение географии на основе интегрирования знаний по основным естественнонаучным дисциплинам.
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Работа в группах
Творческие проекты
Работы ребят дома и на уроках.
ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Спасибо за внимание!