«Творческая среда школы»
Карпова Елена Владимировна учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 поселок Зеленый Ногинский район.
Программа курса ОРКСЭ разработана в соответствии с основными целями и задачами ФГОС о развитии социальной компетентности учащихся и учётом закономерностей возрастного психического развития младших школьников; направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .
Курс «Основы светской этики» я веду уже 7 лет.
Цель курса: формирование мотивации к осознанию нравственного поведения, основывающемся на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, уважении к ним и представителям других культур и мировоззрений; формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической и религиозной толерантности; вооружение детей нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания.
Данные в учебнике задания позволят младшему школьнику: осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения; понять не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека; оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления; стремиться быть нравственным; подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.
Занятия строятся на реализации личностно- ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях.
Особенностью программы является её построение на основе принципа событийности. Событийность предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.
Наряду с традиционными формами преподавания использую адаптивные психологические формы и методы: ролевая игра; практикум; создание проблемных ситуаций; драматизация; тестирование; творческие работы; проекты.Это помогает мне отслеживать эффективность формируемых на уроке умений. Критериями эффективности занятий можно считать формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков.
Огромное значение я придаю организации проектной деятельности на уроках курса «Основы светской этики».
В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности, т.к. он должен научиться самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим значительное место в педагогической практике следует уделять организации проектной деятельности младших школьников. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир, участвует в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину - важнейшие черты поведения ребёнка младшего школьного возраста. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Цель проектной деятельности: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи: Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию специальных занятий; развивать у детей умение работать с различными источниками информации; развивать творческие способности.
Результаты: Дети осваивают первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться. У детей формируется интерес к исследованию. Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие детей в конференциях учебно - исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой).
В 4 классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы предстоящего исследования.
2. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Проблемы должны быть актуальны, соответствующие теме предмета.
3. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.
4. Организация непосредственной работы самого ребёнка над выбранной темой.
В плане моей работы над темой исследования выделяется следующее:
планирование работы по исследованию; работа с различными источниками информации;
проведение наблюдений, экспериментов, формулировка выводов; проведение анкетирования и обработка данных.
5. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.
6. Выступление в классе.
7. Школьная конференция учебно - исследовательских работ младших школьников.
Помощь учителя и родителей просто необходима в работе над проектом.
Не надо сильно загружать детей проектами. Достаточно 1 исследовательской работы за учебный год. Работа должна быть интересна ученику. Основные темы проектов, взятые учениками для исследования, это: «Добро и зло»; «Что такое этикет»; «Прически (история косы)»; «Туфли»; «Семейные традиции»; «Что такое дружба»; «Вот что значит настоящий верный друг», т.е. те, которые близки детям, которые они хотят исследовать сами и поделиться своими наблюдениями с другими.
Литература:
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
3. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Нач. школа. 2006, №2
4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов,
В.Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.