СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках курса "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромное значение на уроках  курса "Основы светской этики" я придаю проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках курса "Основы светской этики"»

«Творческая среда школы»

Карпова Елена Владимировна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 поселок Зеленый Ногинский район.

Программа курса ОРКСЭ разработана в соответствии с основными целями и задачами ФГОС о развитии социальной компетентности учащихся и учётом закономерностей возрастного психического развития младших школьников; направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .

Курс «Основы светской этики» я веду уже 7 лет.

Цель курса: формирование мотивации к осознанию нравственного поведения, основывающемся на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России, уважении к ним и представителям других культур и мировоззрений; формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической и религиозной толерантности; вооружение детей нравственными ориентирами в построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания.
Данные в учебнике задания позволят младшему школьнику: осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения; понять не только свой собственный внутренний мир, но и мир другого человека;  оценить на основе нравственных критериев соответствующие моральные явления; стремиться быть нравственным; подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми.

Занятия строятся на реализации личностно- ориентированного подхода, т. к. их содержание обращено к каждому ученику, отражая его потребность в этих знаниях. 

Особенностью программы является её построение на основе принципа событийности. Событийность предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.

Наряду с традиционными формами преподавания использую адаптивные психологические формы и методы: ролевая игра; практикум; создание проблемных ситуаций; драматизация; тестирование; творческие работы; проекты.Это помогает мне отслеживать эффективность формируемых на уроке умений. Критериями эффективности занятий можно считать формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков.

Огромное значение я придаю организации проектной деятельности на уроках курса «Основы светской этики».

В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности, т.к. он должен научиться самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим значительное место  в  педагогической практике следует уделять организации проектной деятельности младших школьников. Маленький ребёнок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир, участвует в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину - важнейшие черты поведения ребёнка младшего школьного возраста. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу.  Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Цель проектной деятельности: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.

 Задачи:  Помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований через организацию    специальных занятий; развивать у детей умение работать с различными источниками информации; развивать творческие способности.

Результаты: Дети осваивают первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и  умеют ими пользоваться. У детей формируется интерес к исследованию. Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Формы подведения итогов реализации программы

  Участие детей в конференциях учебно - исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой).

  В 4 классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы предстоящего  исследования.

2. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Проблемы должны быть актуальны, соответствующие теме предмета.

3. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.

4. Организация непосредственной работы самого ребёнка над выбранной темой.

В плане моей работы над темой исследования  выделяется следующее:

 планирование работы по исследованию; работа с различными источниками информации;

проведение наблюдений, экспериментов, формулировка выводов; проведение анкетирования и обработка данных.

5. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.

6. Выступление в классе.

7. Школьная конференция учебно - исследовательских работ младших школьников.

Помощь учителя и родителей просто необходима в работе над проектом.

Не надо сильно загружать детей проектами. Достаточно 1 исследовательской работы за учебный год. Работа должна быть интересна ученику. Основные темы проектов, взятые учениками для исследования, это: «Добро и зло»; «Что такое этикет»; «Прически (история косы)»; «Туфли»; «Семейные традиции»; «Что такое дружба»; «Вот что значит настоящий верный друг», т.е. те, которые близки детям, которые они хотят исследовать сами и поделиться своими наблюдениями с другими.

                                                             Литература:

  1. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000

  2. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.

3. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Нач. школа. 2006, №2 

4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов,

В.Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!