СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разделе "Лексика"  в учебнике Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. отсутствует тема "Жаргонизмы", но я перед темой  "Словари" провожу этот урок в форме защиты проекта (проект обучающиеся готовят в период изучения данной темы). Цель урока - доказать, что русский язык – это национальная идея. Именно русский язык объединяет население нашей страны в народ, нацию, а употребление жаргонных слов и нецензурных выражений обедняют язык и разъединяют людей.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках русского языка»

Из опыта работы образовательных учреждений по преодолению сквернословия.

Уроки по теме «Лексика» в 6 классе.

Жаргонизмы.

Неоднократно на уроках русского языка и литературы говорится о силе человеческого слова, которое может убить или поддержать, дать силу и веру.

В своё время писатель Петр Проскурин писал: «Каждый проходит свой путь обретений и потерь и не сразу начинает понимать, что в мире много ереси и самая главная из них отвергает слово как величайшую созидательную силу. Эта богоборческая ересь утверждает высшим смыслом бытия разрушения, вседозволенность и порок…» Как не прискорбно, но «живое русское слово» не вызывает в современном школьнике душевного отклика, все реже можно услышать красивую монологическую речь. Но самое страшное, что в речи уже младших школьников присутствует ненормативная лексика, а такие слова-паразиты, как «типа», «блин», «как бы» уже давно воспринимаются как норма. Безусловно, надо стараться не проходить мимо этого языкового безобразия. Именно учителя русского языка и литературы, как никто другой, должны беречь русский язык, сопротивляться его искажению, упрощению и обезличиванию.

В 6 классе учащиеся более подробно, чем в предыдущие годы, изучают раздел русского языка «Лексика и фразеология». Эта тема имеет большое значение, так как ею закладывается, во-первых, общее представление о богатстве слов и фразеологизмов русского языка, во-вторых, воспитывается стремление в максимальной степени овладеть богатством русского языка в школьные годы и в дальнейшей жизни.

Одним из способов борьбы со сквернословием являются уроки по теме раздела лексика жаргонизмы. Употребляя слова кайф, тачка, баксы, хата и др, учащиеся даже не задумываются о том, что употребление этих слов ограничено определённой сферой или слоём общества. Для 12-летних детей - это «обычные» слова, они удивлённо отвечают на замечание: «А что я такого сказал, я же не матерился?!» Мы, взрослые, понимаем, что граница между употреблением в речи детей жаргонизмов и ненормативной лексики очень тонкая, а чем взрослее ребёнок, тем невидимее она становится.

Используя исследовательский и проектный методы на уроке по теме «Жаргонизмы», учащиеся проводят ряд наблюдений:

- наблюдают за речью школьников;

- наблюдают за речью сверстников вне школы;

- наблюдают за речью взрослых.

Цель исследования – употребление в речи жаргонных слов и выражений.

После проведённых наблюдений учащиеся отвечают на поставленные в начале изучения темы проблемные вопросы:

- Есть ли в речи культурного человека место для жаргонных выражений?

- Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?

Учащиеся делают вывод, что образованный человек не может себе позволить употреблять жаргонные слова, и тем более – нецензурные выражения. Жаргонные слова обедняют речь, делают её примитивной, невыразительной, ограниченной.

На этом же уроке в качестве дополнительного материала используется материал из книги А.В.Давыдовой «Классные часы, 7 класс»:

Ученые доказали, что сквернословие является такой же болезнью, как наркомания, токсикомания, алкоголизм. Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между прочим, эта вредная привычка – сквернословие – очень опасна для здоровья человека. Причём вредно не только говорит, но и слушать матерные слова. Ученые провели такой эксперимент: возле семян арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов учёные сравнили с радиоактивным излучением в тысячи рентген. Ученые установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат – это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

В конце урока учитель подводит детей к выводу, что русский язык – это национальная идея. Именно русский язык объединяет население нашей страны в народ, нацию.

- Представьте ситуацию, что все люди, живущие в нашей стране, будут использовать в своей речи сленг, жаргоны, мат, что произойдёт?

- Если исчезнет язык, то исчезнет и русская нация, то есть мы с вами. Не случайно говорится: «Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей».

Урок заканчивается чтением стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык» и высказываний писателей о русском языке.