Проектная деятельность с обучающимися ДОП «Театр» в постановке спектакля «Все мальчишки дураки!» по пьесе К. Драгунской с обучающимися направления «Театр» (11 – 15 лет)
Преподаватель ДШИ п. Монетного
Чиркова Т. М..
Цель: способствовать формированию интереса к театральной деятельности через исследовательскую деятельность обучающихся.
Задачи:
- выявление основных направлений постановки спектакля как средство развития познавательной активности обучающихся
- развитие творческой активности обучающихся
- обучение основам знаний о постановочном процессе
В процессе решения задач используются следующие методы:
- метод теоретического исследования (чтение сценария, биографии сценариста, работа с интернет-ресурсами)
- аналитический метод (обсуждение сценария: определение цели, задач, сверхзадачи спектакля)
- метод игры (начальный этап постановки спектакля в форме этюдов, игр, драматизации)
1 этап – организационно-установочный. Определение мотивации, изложение темы спектакля, знакомство исполнителей с ролями, распределение обязанностей, формирование групп исполнителей.
Первая группа: режиссёр и его помощник (главные организаторы театрального процесса) знакомят с содержанием спектакля, проводят кастинг на роль, изучают выбранные для постановки костюмы, декорации, их совпадение со сценарным замыслом.
Вторая группа: актеры – исполнители авторского и режиссёрского замысла.
Третья группа: декораторы, музыкальные оформители, костюмеры, гримёры, которые помогают в поисках наилучшего оформления спектакля и предлагают свои варианты на обсуждение
2 этап – работа над постановкой спектакля. Читка по ролям, индивидуальные репетиции, построение сценического образа, выстраивание мизансцен, репетиции по постановке танцев и вокальных номеров.
Главный метод на данном этапе – этюдный, проходимый в репетиционном классе, он представляет собой действие в предлагаемых обстоятельствах. Примеры этюдов: «Как мне написать сказку» с персонажем Пумпочкиным, «Я – Царица» с персонажем Царица, «Давай колбаситься» с действующими лицами Аней и Кузей. В индивидуальных репетициях главным этюдом является «Я в предлагаемых обстоятельствах», при котором обучающимся даётся задание ответить на вопросы «кто я», «Какой я», «Почему я?», «Отчего складываются мои взаимоотношения с данным персонажем?», «Как я двигаюсь?», «Как я пою?», «Как я говорю». На этом этапе был найден характер образов: пластическое решение, речевое воплощение. С помощью этюдного метода были решены многие мизансцены спектакля – «Битва мальчишек и девчонок», «Сон Пумпочкина», «Мечта Анечки и Кузи», «Ограбление»
На данном этапе после работы этюдным методом, проходила репетиционная работа над сценическим воплощением спектакля, при котором соединялись мизансцены между собой, использовались костюмы, музыкальное и световое оформление, реквизит, декорации. Обучающиеся принимали активное участие в изготовление и поиске реквизита, декораций, костюмов персонажей. Реквизит: «Летающие сосиски», изготовление конфети, надувание шаров и др.
3 этап – премьерный показ спектакля, выступления на различных площадках, участие в конкурсах и фестивалях.
4 этап – рефлексивный. Обсуждение спектакля, просмотр видеозаписи. Планирование дальнейшей творческой работы.
Примерный план проектной деятельности обучающихся в работе над постановкой спектакля в процессе занятий по предметам: «Актёрское мастерство» и «Сценическая практика»
Первое занятие. Знакомство с пьесой, читка. Раскрытие идейно-тематического замысла пьесы. Литературный анализ. Домашнее задание – создание конспекта по тепе занятия (выписка темы, сверхзадачи)
Второе занятие. Знакомство с режиссерским замыслом. Определение темы будущего спектакля, его идеи, сверхзадачи на основе того, что выразили в своих домашних «заготовках» обучающиеся.
Третье занятие. Распределение ролей и первая читка по ролям. Вскрытие подтекста каждой роли. Домашнее задание: работа над ролью – ответы на вопросы «Кто я», «Какой я».
Четвёртое занятие. Работа над словесным действием. Читка пьесы по ролям.
Пятое занятие. Этюдный метод работы над спектаклем. Домашнее задание: определение костюмов, декораций спектакля, поиск реквизита.
Шестое занятие. Поиск художественного образа спектакля. Работа над эскизами костюмов, реквизита и оформления спектакля.
Седьмое занятие на тему «Что такое детство? Какое оно».
Восьмое занятие. Работа с исполнителями. Поиск словесной выразительности героев.
Девятое занятие. Работа с исполнителями. Поиск пластического решения образов.
Десятое занятие. Работа с исполнителями. Поиск характерности образов.
Одиннадцатое занятие. Конструирование событийного ряда этюдным методом.
Двенадцатое занятие. Импровизация на материале пьесы.
Тринадцатое занятие. Подбор фонограммы. Прогон отдельных сцен с фонограммой.
Четырнадцатое занятие. Сводная репетиция спектакля. Репетиция с фонограммой.
Пятнадцатое занятие. Введение всех выразительных средств: фонограммы, света, спец. эффектов и др.
Шестнадцатое занятие. Предварительная генеральная репетиция спектакля.
Семнадцатое занятие. Генеральная репетиция спектакля.
Май 2018 года – премьера спектакля.
Восемнадцатое занятие. Рефлексия – обсуждение спектакля
Таким образом, проектная деятельность помогает обучающимися раскрыть индивидуальные способности, активизировать творческую инициативу, формирует интерес к исследовательской деятельности, способствует формированию умения выражать свои мысли устно и письменно, умению отстаивать свою точку зрения в коллективе.