СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность по географии 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по географии»

Проектная деятельность в рамках предмета «География»



Срок реализации: 2 года


Возраст обучающихся: 11-12лет


Учитель: Пантелеева Ирина Владимировна



Программа разработана на основе:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2019 г. (Стандарты второго поколения).

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2019 год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.

Проектная деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,

развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной деятельности; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире.

Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Результат проектной деятельности – значимый продукт: выполненный индивидуальный монопредметный учебный проект-конструктор по теме.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Второй этап работы – это реализация проектного замысла.

Третий этап – защита. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе выполнения проектов.


Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Задачи проекта:

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

  • задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

  • задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

  • задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

План работы:

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги;

  • спросить у взрослых;

  • обратиться к компьютеру;

  • понаблюдать;

  • проконсультироваться со специалистом;

  • провести эксперимент;

  • другие.

В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта.

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

Продукт проекта:

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

Выводы (итог) проекта:

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.


Место «Проектной деятельности» в учебном плане.


Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».


Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),

  • уроки-тренинги,

  • групповые исследования,

  • игры-исследования,

  • творческие проекты.



Основные методы и технологии.


Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа и др.

Методы контроля: консультация, выступление, презентация, участие в конкурсах и т.д. Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

поисковая деятельность;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,

  • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.


Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:


  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.



Учащиеся должны уметь:


  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе;

  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

  • планировать и организовывать проектную деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.


Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Регулятивные:

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.


Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные:

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.


Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Коммуникативные:

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

  • альбом; серия иллюстраций;

  • газета; сказка;

  • журнал; стенгазета;

  • книжка-раскладушка; справочник;

  • коллаж; сценарий праздника;

  • выставка-коллекция; фотоальбом;

  • костюм; учебное пособие;

  • макет; презентация.

  • плакат;

С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности.



Что должен уметь исследователь?



  • самостоятельно находить недостающую информацию (посмотреть книги);

  • узнать недостающую информацию у учителя, библиотекаря, родителей, и т.д.;

  • находить несколько вариантов решения проблемы;

  • выдвигать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • систематизировать накопленные материалы.

После каждого занятия происходит рефлексия.


Формы организации:

Занятия проводятся в каникулярное и внеучебное время в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на берегу моря, на различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности).

Сроки реализации:

  • 2 года (5-6 классы)

Распределение часов:

  • 5 класс – 17ч

  • 6 класс – 17ч

Формы работы учащихся на занятиях:

  • коллективная

  • групповая

  • индивидуальная


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


5 класс (17 час)

Введение. Тайны за горизонтом. План и карта. Их роль в жизни человека.

Жили-были динозавры…и не только они. Движения материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Геохронология. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров. Птицы и звери прошлого.

Тайны камней. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике. Знаменитые бриллианты. Обыкновенное чудо - соль. Анапаит. Лаборатория природы. Поэзия камня.

Загадки под землёй… и над землёй. Мир пещер края. Эй вы там, наверху… Особенности рельефа г.Казани и посёлка Юдино.

Человек и литосфера.


6 класс (17 часов)

Удивительная вода. Объекты гидросферы края. Загадки капитана Немо (необычные природные объекты и явления гидросферы). Свойства воды.

Загадки под водой. Как изучается подводный мир. Кто такие дайверы. Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие «живые чудеса».

Человек и море. Какого цвета вода в Чёрном море?

Воздушная одежда Земли. Как работать с метеоприборами. «Живые» метеоприборы. Необычные явления атмосферы: галло, огни Св.Эльма, радуга, авроры…


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Но в конце каждого учебного года учеником должен быть представлен проект в 5 классе «Путешествие в глубь Земли», в 6 классе «Путешествие на воздушном шаре» или «Голубая планета воды».


Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

владение рефлексией;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5 класс


Введение. Тайны за горизонтом (1час)


Раздел 1. План и карта. Их роль в жизни человека (1час)

  • знакомятся с понятием «проект», учатся организовывать свою деятельность.

  • определяют цель выполнения заданий, план выполнения задания под руководством педагога, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения заданий.


Тема 1. Жили-были динозавры…и не только они. (4 часа)


Тема 2. Движения материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. (1 час)


Тема 3. Как изучают прошлое Земли. Геохронология. (1 час)


Тема 4. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров. Птицы и звери прошлого. (1 час)


Тема 5. Видеозанятие. Парк Юрского периода. (1 час)


Тема 6. Тайны камней. (5 часов)


Тема 7. Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике. Знаменитые бриллианты. Обыкновенное чудо - соль. Анапаит. (1 час)


Тема 8. Лаборатория природы. (1 час)

  • включаются в собственный исследовательский поиск

  • составляют план работы

  • анализируют ход поиска информации


Тема 9. Поэзия камня. (1 час)


Тема 10-11. Экскурсия в музей Горгиппия. (2 часа)


Тема 12. Загадки под землёй… и над землёй. (3 часа)


Тема 13. Мир пещер края. (1час)

  • учатся ориентироваться в полученной информации.

  • корректируют выполнение заданий под руководством учителя.

  • учатся слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, трудиться в коллективе совместно с одноклассниками и взрослыми.

  • реализуют проектные задачи и представляют свои результаты


Тема 14. Эй вы там, наверху…Особенности рельефа г.Казани и посёлка Юдино. (1 час)


Тема 15. Игровой практикум. Составление синквейна. (1 час)


Тема 16. Человек и литосфера. (3 часа)


Тема 17. Человек и литосфера. Учимся писать эссе. (1 час)


Тема 18-19. Экскурсия на высокий берег. Зарисовка и анализ залегания горных пород. (2 час)


Тема 20. Творческий отчёт. Рефлексия. (1 час)






6 класс


Тема 21. Удивительная вода. (5 часов)

  • подбирают необходимую информацию;

  • учатся работать в группе, применять свои знания, анализировать, прислушиваться к мнению товарищей, вести диалог, вырабатывать артистические умения, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • целеполагают, моделируют, проявляют инициативу, проводят рефлексию.


Тема 22. Объекты гидросферы края. Путешествие по карте. (1 час)


Тема 23. Экскурсия на реку Волга. (2 часа)


Тема 24. Загадки капитана Немо (необычные природные объекты и явления гидросферы). (1час)


Тема 25. Лаборатория кабинета географии: свойства воды. (1 час)


Тема 26. Загадки под водой. (3 часа)


Тема 27. Как изучается подводный мир. (1 час)


Тема 28. Кто такие дайверы? (1 час)


Тема 29. Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие «живые чудеса». (1 час)


Тема 30. Человек и море. (1 час)


Тема 30. Человек и море. Какого цвета вода в Чёрном море? (1 час)


Тема 31. Воздушная одежда Земли. (7 часов)


Тема 32. Лаборатория кабинета географии: как работать с метеоприборами. (1 час)


Тема 33-34. Экскурсия на метеостанцию. (2 часа)

  • учатся ориентироваться в полученной информации;

  • корректируют выполнение заданий под руководством учителя


Тема 35. «Живые» метеоприборы. (1 час)


Тема 36. Необычные явления атмосферы: галло, огни Св.Эльма, радуга, авроры… (1 час)


Тема 37. Пишем эссе. (1 час)


Тема 38. Игровой практикум. Составление синквейна. (1 час)


Тема 39. Творческий отчёт. Рефлексия. (1 час + 1 час)


Итого 34 часа

Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, краевого и Российского).


Материально – техническое обеспечение:

1. Библиотечный фонд:

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

  • Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Мокиенко В.М. – СПб.: Авалонъ. 2014

  • Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пахомова Н.Ю. – М.: Аркти, 2003.

  • Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  • Кто Есть. Кто в мире. Г.П.Шалаева М.: Филологическое общество «Слово» ОЛМА_ПРЕСС Образование,2011

  • Учебный справочник школьника. Е.Е.Узлова М.: «Дрофа» 2011

  • Полная энциклопедия школьника. И.Ю. Алексашина М.: «Дрофа» 2011

  • Жизнь животных. Альфред БремМ.: «Эксмо» 2010

  • Энциклопедия географии. Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

  • Динозавры. Майкл Бентон М.: «Астрель» 2003

  • Большая энциклопедия природы.  Клайн Гиффорд М.: «Махаон» 2010

  • Вопрос и ответ. Вселенная Динозавры. С. Паркер, Б. Вильямс М.: «Омега»2006

  • Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2011

  • Серия «Все обо всем»: М, «Астрель» 2012


2. Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • оргтехника, DVD – плеер;

  • мультимедийный проектор;

  • телевизор с диагональю 72см


3. Экранно-звуковые пособия:

  • аудио- и DVD диски;

  • слайд-комлекты.


4. Оборудование класса:

  • ученические столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения пособий, литературы, дидактических материалов и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!