СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность при обучении иностранным языкам как способ развития творческих способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность при обучении иностранным языкам как способ развития творческих способностей учащихся»


Проектная деятельность при обучении иностранным языкам как способ развития творческих способностей учащихся

Хайбуллина Гузял Назыровна, учитель английского языка, МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» г.Казань

Одним из условий успешности и высокой результативности деятельности учителя является активное изучение и творческое использование существующих и возникающих инновационных технологий, приемов и форм работы. Именно оптимальный отбор технологий помогает мне, учителю английского языка, формировать и развивать коммуникативные способности, творческие возможности в учебном процессе и лучшие человеческие качества в своих воспитанниках. Проектная деятельность на уроках иностранного, в частности английского языка, – это один из самых современных и эффективных способов развития многосторонней личности.

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на творческую мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Именно поэтому в настоящее время этот метод широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка.

Иностранный язык как предмет имеет большой потенциал и возможности для реализации проектной технологии. Каждый крупный раздел или тема заканчиваются творческим или исследовательским заданием. Тематика и содержание проектных работ может быть самая разная: какие-то из них носят исследовательский характер, а другие творческо-креативный в зависимости от возрастных особенностей, языковой подготовленности и поставленных целей. В ходе своей работы я выделяю следующие этапы реализации проектной технологии:

  1. обозначение темы и выделение проблемы

  2. поиск, отбор, аккумуляция информации, необходимой для всестороннего анализа проблемы и впоследствии ее решения

  3. оформление проектной работы: текстовое и наглядное

  4. презентация и защита проектной работы

  5. анализ проведенной деятельности и ее оценка

Рассмотрим несколько примеров.

В 4 классе при изучении темы «Время. Часы» ученики знакомятся с самыми разными видами часов – солнечные, часы-кукушки, часы Биг Бен, т.п. Далее им предлагается нарисовать известные часы, имеющиеся в своем городе и рассказать о них. Это один из первых примеров проектной работы – дети находят информацию, пробуют передать ее на английском языке на базе изученного языкового материала.

Школьникам подросткового возраста очень нравятся проекты, которые носят характер социологического опроса или мини исследования. В 7 классе при изучении темы «Хобби» учащиеся разработали анкету-опросник с целью изучения основных приоритетов проведения свободного времени подростками. Социологический опрос охватил 6-9 классы. Анкеты были обработаны, составлен список увлечений подростков, сделан цифровой анализ, который представлен графически. Информация для обсуждения была представлена не только одноклассникам, но и на совещание классных руководителей.

В старших классах работы имеют более научный, поисково-исследовательский характер. Национально-региональный компонент является очень выигрышной основой для такого рода проектов. Исследовательские проекты по краеведению “Welcome to My Tatarstan” (о мирном сосуществовании разных народов, культур и религий), “My Tatarstan is the World of Nature Wonders” (о чудесах Голубых озер Республики Татарстан) - яркие примеры деятельности в этом направлении. Данные проекты получили высокое признание и были награждены Дипломами на Республиканском конкурсе научно-практических и творческих работ школьников.

Сегодня особое место занимают проекты, представленные в виде компьютерной презентации. Учащихся с удовольствием их выполняют по самым разным направлениям – страноведение (“Discover Canada” – 8 класс, “Shopping in Kazan” – 8 класс, “Welcome to Great Britain” – 5 класс), жизнедеятельность известных людей (Alan Milne, Robert Burns, William Shakespeare) другие. Подобные работы способствуют совершенствованию не только лингвистической компетенции, но и развитию социокультурных, когнитивных и творческих возможностей обучающихся.

Одно латинское изречение гласит «Не для школы - для жизни учимся». Я полагаю, это главная задача образовательного процесса и именно проектная деятельность способствует преобразованию и приближению учебного процесса к реалиям жизни, воспитанию неординарно мыслящих молодых людей, способных к поиску, исследованию, творчеству, принятию обдуманных решений, т.е. формированию конкурентоспособных личностей.