Егорова Вероника Владиславовна,
воспитатель
ГБДОУ детский сад №33 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика
В наше время осуществляется процесс переобучения в системе дошкольного образования с акцентом на компетентность модели, которая организует наличие нужных знаний, умение их использовать. Важным аспектом для воспитателя является формирование умений у детей находить необходимую информацию и научить их реализовывать найденные данные. Также важной задачей является обучение дошкольников умению планировать свои действия, тщательно обдумывать различные решения вопросов, кооперироваться со сверстниками и старшими. Введение технологий проектной деятельности позволяет получить все вышеперечисленные умения. Если дети смогут реализовывать полученные навыки, они смогут повысить эффективность своих действий в различных сферах. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней – от детских садов до курсов повышения квалификации.
ФГОС устанавливают правильные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов.
Сегодня главной задачей науки является грамотное развитие ребенка, для этого взрослые создают различные условия, при этом они могут быть экспериментальными.
Технология проектирование является уникальным, новым средством обеспечения взаимосвязи для создания творческих навыков детей, данный метод ориентируется на личностно-индивидуальное развитие детей.
Метод проектирования содержит в себе множество разнообразных форм исследовательской деятельности, которые быстро и качественно вписываются в совместную работу воспитателя с детьми дошкольного возраста. Данный возраст является основополагающим, так как в этом возрасте дети становятся внимательнее, наблюдательнее, они начинают осуществлять первоначальный анализ, синтез, а также стремятся к совместной деятельности. Также важным фактором в развитии детей при помощи метода проектирования является создание совместной познавательности – деятельности по грамотному поиску себя для детей, воспитателей и родителей.
Есть целый ряд причин, по которым улучшение познавательной активности ребенка весьма актуально:
Во-первых, ребенок должен с раннего возраста получить опыт по реализации собственных идей, замыслов. Уникальность личности не проявляется по внешним отличительным чертам, а вот добавление различных ценностей в социальное окружение проявляет уникальность в явном виде;
Во-вторых, ребенок должен обладать уникальным мышлением для решения различных экономических и социальных отношений, для этого нужно действовать нестандартно.
В-третьих, идея плавного и качественного многообразия предполагает, что ребенок сможет проявлять продуктивную инициативу.
Данная методика способна решить множество различных по своему типу задач, например:
- развитие индивидуальных творческих навыков у отдельного ребенка;
- плавное внедрение различных видов деятельности, умственной и физической активности;
- создание условий для развития новых умений и навыков у ребенка, расширения кругозора, внедрение ребенка в познавательную сферу;
- улучшение навыков работы в команде, обучение добиваться единой цели;
- путь самостоятельного образования, которое в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно находить проблему и находить различные способы ее решения;
- определение, по какой траектории ребёнок может развиваться оптимальным для него образом.
Н.В. Киселева выделяла следующие типы проектов:
- исследовательско-творческий.
Детям позволяют экспериментировать, добавлять новшества в свою работу, результаты оформляются в виде газет, драматизации, добавляя при этом детский дизайн.
- ролево-игровой.
Используются различные развивающие игры, в которых дети входят в образ персонажей сказки и решают при помощи индивидуального или совместного мышления разнообразные задачи.
- информационно-практико-ориентированный.
Детям позволяют собирать информацию и по-своему реализовать ее, опираясь на различные социальные интересы.
- творческий.
Дети оформляют результаты своей работы в виде детского праздника, используя при этом детский дизайн.
При работе над определенным проектом, педагог должен знать несколько полезных советов.
Он должен:
- подробно изучить суть нового проекта;
- при создании плана работы он должен учитывать детские мысли и идеи;
- заинтересовать детей созданной тематикой, при этом он должен хвалить детей за оказанную любознательность и интерес;
- создать подобие игры, чтобы детям было интересно выполнять различные задачи;
- вводить задачи, которые дети смогут понять в данном возрасте;
- рассматривать каждый предложенный вариант решения проблемы от детей, и найти компромисс, при котором ребенок не боялся выдвигать новые идеи и ошибаться;
- соблюдать принцип последовательности в высказывании определенного решения;
- создать условия, при котором ребенок чувствовал себя нужным в совместной работе, используя при этом уникальный и индивидуальный подход;
- развить творческую фантазию для маленьких детей.
Использование данного метода проекта в образовательных учреждениях позволяет увеличить продуктивность детей, улучшить и развить творческие способности, позволяет детям самостоятельно находить необходимую информацию об интересном ему предмете и использовать эти знания в конкретных целях.
В качестве организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста на практике можно привести пример проведения проекта «Устное народное творчество в детском саду». Стоит отметить важность приобщения детей к народному творчеству, фольклорным произведениям. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведений, которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.
Проект «Устное народное творчество в детском саду» подразумевает приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами устного народного творчества. В качестве задач выступают: расширение представлений детей о многообразии жанров устного народного творчества (потешки, поговорки, пословицы, колыбельные и др.); овладение детьми формами родного языка с помощью малых форм фольклора; обогащение жизненного опыта детей, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование патриотических чувств. Что касается используемых педагогических технологий, применяется проектный метод, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, исследовательские методы в обучении. Для того, чтобы дети приобщались к устному народному творчеству, в группе обязательно создается необходимая атмосфера для знакомства и познания элементов фольклора: организуется библиотечка книг с русскими народными сказками; отводится пространство для театральной деятельности с элементами костюмов, используются дидактические настольно-печатные игры («Расскажи сказку», «Мои любимые сказки»). Проводятся мероприятия в виде музыкального досуга, которые отвечают требованиям знакомства с устным народном творчеством для развития речи, творческих начал, формирования нравственных представлений. Проводятся также художественные занятия по заданным тематикам – рисование по мотивам гжельской росписи, узор «хохлома». В качестве результата отмечается создание доброжелательной атмосферы в группе, дети учатся использовать фольклор в разных видах деятельности (трудовой, игровой, музыкальной), активизируется познавательная деятельность дошкольников в процессе приобщения их к устному народному творчеству.