Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Бобровка Красноармейского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
Социальное партнёрство детского сада и семьи
как средство приобщения дошкольников
к социокультурным нормам
Актуальность проекта
Актуальность инновационного проекта состоит в его социальной значимости, которая обусловлена современной государственной политикой в сфере образования. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 44. п. 1) определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
А в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является «…сотрудничество Организации с семьёй» (п. 1.4.5), а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, «охране и укреплении их физического и психического здоровья», в развитии «индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи» (п. 6.4.5.)
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на позитивное изменение отношений между субъектами образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми) по взаимодействию детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. Не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
ФГОС ДО не просто говорит о «вовлечении родителей» в деятельность дошкольного учреждения (активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие), но и раскрывает, как это сделать.
В соответствии с ФГОС ДО любая дошкольная организация должна создать такую образовательную среду, которая:
- «… обеспечивает открытость дошкольного образования» (п. 3.1.5)
- «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности» (п. 3.1.6).
Также, согласно ФГОС ДО в детском саду должны быть созданы условия, «необходимые для создания социальной ситуации развития детей», а именно:
- обеспечить «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка» через непосредственное вовлечение «их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (3.2.5.5);
- создавать «возможности … для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде» (3.2.8.2), а также «для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы» (3.2.8.3).
Стандарт направлен на решение следующих социальных задач (п. 1.6):
- «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»;
- «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;
- «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности»;
- «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей»…
Поэтому, согласно требованиям ФГОС ДО, педагогическому коллективу нашего детского сада необходимо было пересмотреть всю работу с родителями ДОУ, найти инновационные подходы взаимодействия детского сада и семьи.
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация МБДОУ с. Бобровка – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты МБДОУ с. Бобровка– взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, в планировании и организации попечительского совета дошкольного учреждения, обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Основная идея проекта: позитивное изменение отношения к социальному партнерству, как к взаимовыгодному сотрудничеству детского сада и семьи по усвоению дошкольниками социокультурных норм в рамках внедрения ФГОС ДО.
Гипотеза: в процессе реализации проекта произойдет переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие». Социальное партнёрство ДОУ и семьи будет способствовать успешному усвоению социокультурных норм дошкольниками.
Цель проекта: позитивное усвоение социокультурных норм дошкольниками через развитие социального партнерства ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ с. Бобровка
Задачи проекта:
1. Создать условия для усвоения детьми социокультурных норм в совместной деятельности через установление отношений сотрудничества между субъектами образовательного процесса.
2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через повышение уровня воспитательных умений и педагогической культуры родителей, пропаганду позитивного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.
3. Изменить формы и методы вовлечения родителей, как полноправных участников образовательного процесса, в деятельность ДОУ по усвоению дошкольниками социокультурных норм.
4. Проведение мониторинговых исследований по реализации проекта.
Ключевые понятия:
Социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого.
Социальная успешность – это сбалансированное равновесие личности и социума, устанавливающееся в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденты [8]
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Партнерство - взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МБДОУ ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
- опыт деятельности МБДОУ с. Бобровка по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях района.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной;
Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный;
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный.
Мероприятия | Задачи |
Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | Адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. |
Опрос родителей | Изучить предполагаемую роль родителя в организации совместных мероприятий. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия |
Опрос педагогов | Изучение предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. |
Создание творческой группы | Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта |
Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета и региона | Формирование банка данных и банка методических идей по реализации проекта |
Совещание при заведующей с членами творческой группы МБДОУ на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта» | - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов - определение основных направлений деятельности по реализации проекта; - организация творческой группы; - определение тем для встреч с родителями младших групп в рамках работы ДОУ . - разработка плана внедрения проекта. - выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта. |
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | - издание Приказа заведующей о реализации проекта, - подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста |
2 этап – основной.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом |
Заседание Родительского комитета | Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта | Октябрь |
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании» и ФГОС ДО. | Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования. | Ноябрь |
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ. | Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе | В течение года |
Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группы педагогов и родителей | Промежуточное координирование деятельности участников проекта. | Декабрь |
Создание совместных проектов | «Мини-музеи в ДОУ» «Обновление ППРС по физическому развитию детей» Социальный проект по благоустройству территории ДОУ | В течение года |
Включение родителей в совместные дела ДОУ и групп | Участие родителей в образовательной работе (в НОД, в кружковой деят-ти, в режимных моментах), в праздниках, развлечениях и тематических выставках. День открытых дверей | В течение года |
Участие родителей совместно с детьми в конкурсах, фестивалях и конференциях | «Веселые старты», «Я – исследователь», «Фейерверк талантов», конкурс агитбригад и поделок по безопасности дорожного движения, «Волшебные превращения» (поделки из природного и бросового материала), «Легоконструирование» и др. | В течение года |
Пропаганда интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни | Выпуск совместных газет «Я и моя семья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Волшебный ключик». Конкурсы рисунков, фотографий. Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ | В течение года |
Работа Центра игровой поддержки ребенка | Ознакомление родителей с темами встреч в ДОУ | Октябрь |
Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Предоставление памяток для родителей по темам встреч | Ноябрь Январь Март |
Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ | В течение реализации проекта |
3 этап – заключительный.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Совещание при заведующей с членами творческой группы. Заседание Родительского комитета | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными ранее | Апрель |
Семинар для ДОУ района | Представление результатов реализации проекта | Апрель |
Общее родительское собрание | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проект. | Май |
Выставки для детей и родителей: «Галерея детского творчества» (тематические выставки) | Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта | Май |
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями | Май |
Создание папки по итогам реализации проекта | Обобщение опыта работы | Май |
9