СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность . Социальное партнерство детского сада и семьи как средство приобщения дошкольников к социокультурным нормам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Взаимоотношения ДОУ и семьи.  Воспитывать детей  вежливости , уважению к семейным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность . Социальное партнерство детского сада и семьи как средство приобщения дошкольников к социокультурным нормам.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Бобровка Красноармейского района Саратовской области»










ПРОЕКТ





Социальное партнёрство детского сада и семьи

как средство приобщения дошкольников

к социокультурным нормам































Актуальность проекта


Актуальность инновационного проекта состоит в его социальной значимости, которая обусловлена современной государственной политикой в сфере образования. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 44. п. 1) определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

А в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является «…сотрудничество Организации с семьёй» (п. 1.4.5), а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, «охране и укреплении их физического и психического здоровья», в развитии «индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием еще одного принципа Стандарта: «…приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи» (п. 6.4.5.)

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на позитивное изменение отношений между субъектами образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми) по взаимодействию детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. Не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

ФГОС ДО не просто говорит о «вовлечении родителей» в деятельность дошкольного учреждения (активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие), но и раскрывает, как это сделать.

В соответствии с ФГОС ДО любая дошкольная организация должна создать такую образовательную среду, которая:

- «… обеспечивает открытость дошкольного образования» (п. 3.1.5)

- «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности» (п. 3.1.6).

Также, согласно ФГОС ДО в детском саду должны быть созданы условия, «необходимые для создания социальной ситуации развития детей», а именно:

- обеспечить «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка» через непосредственное вовлечение «их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (3.2.5.5);

- создавать «возможности … для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде» (3.2.8.2), а также «для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы» (3.2.8.3).

Стандарт направлен на решение следующих социальных задач (п. 1.6):

- «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»;

- «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»;

- «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности»;

- «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей»…

Поэтому, согласно требованиям ФГОС ДО, педагогическому коллективу нашего детского сада необходимо было пересмотреть всю работу с родителями ДОУ, найти инновационные подходы взаимодействия детского сада и семьи.

Тип проекта:  долгосрочный, открытый, коллективный, практический.


Участники реализации проекта:

- администрация МБДОУ с. Бобровка – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МБДОУ с. Бобровка– взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, в планировании и организации попечительского совета дошкольного учреждения, обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.


Основная идея проекта: позитивное изменение отношения к социальному партнерству, как к взаимовыгодному сотрудничеству детского сада и семьи по усвоению дошкольниками социокультурных норм в рамках внедрения ФГОС ДО.


Гипотеза: в процессе реализации проекта произойдет переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие». Социальное партнёрство ДОУ и семьи будет способствовать успешному усвоению социокультурных норм дошкольниками.


Цель проекта: позитивное усвоение социокультурных норм дошкольниками через развитие социального партнерства ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ с. Бобровка


Задачи проекта:

1. Создать условия для усвоения детьми социокультурных норм в совместной деятельности через установление отношений сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через повышение уровня воспитательных умений и педагогической культуры родителей, пропаганду позитивного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.

3. Изменить формы и методы вовлечения родителей, как полноправных участников образовательного процесса, в деятельность ДОУ по усвоению дошкольниками социокультурных норм.

4. Проведение мониторинговых исследований по реализации проекта.


Ключевые понятия:

Социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого.

Социальная успешность – это сбалансированное равновесие личности и социума, устанавливающееся в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденты [8]

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Партнерство - взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат.


Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе МБДОУ ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом и семьей.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.


Перспектива дальнейшего развития проекта:


- опыт деятельности  МБДОУ с. Бобровка по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях района.


Этапы реализации проекта:


1 этап – подготовительный;

Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.


2 этап – основной;

Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.


3 этап – заключительный;

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.


Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

-  участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.


Критерии эффективности:


- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- заинтересованность родителей;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.


1 этап – подготовительный.

 

Мероприятия

Задачи

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

Адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

Опрос родителей

Изучить предполагаемую роль родителя в организации совместных мероприятий.

Установление индивидуальных контактов с  каждой семьей для определения направлений взаимодействия

Опрос педагогов

Изучение предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Создание творческой группы

Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации  проекта

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета и региона

Формирование банка данных и банка методических идей по реализации проекта

Совещание при заведующей с

членами творческой группы МБДОУ на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта»

 

- анализ результатов анкетирования, опроса  родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- определение тем для встреч с родителями младших групп в рамках работы ДОУ .

- разработка плана  внедрения проекта.

- выработка единой системной и

последовательной работы по реализации проекта.

6.  Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа заведующей о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста

 

2 этап – основной.


Мероприятия

Содержание

Срок

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта

Октябрь

Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об  образовании» и ФГОС ДО.

Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

 

Ноябрь

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе

В течение года

Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группы педагогов и родителей

 

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

Декабрь

Создание совместных проектов

«Мини-музеи в ДОУ»

«Обновление ППРС по физическому развитию детей»

Социальный проект по благоустройству территории ДОУ

В течение года

Включение родителей в совместные дела ДОУ и групп

Участие родителей в образовательной работе (в НОД, в кружковой деят-ти, в режимных моментах), в праздниках, развлечениях и тематических выставках.

День открытых дверей

В течение года

Участие родителей совместно с детьми в конкурсах, фестивалях и конференциях

«Веселые старты», «Я – исследователь», «Фейерверк талантов», конкурс агитбригад и поделок по безопасности дорожного движения, «Волшебные превращения» (поделки из природного и бросового материала), «Легоконструирование» и др.

В течение года

Пропаганда интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни

Выпуск совместных газет «Я и моя семья», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Волшебный ключик».

Конкурсы рисунков, фотографий.

Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ

В течение года

Работа Центра игровой поддержки ребенка

Ознакомление родителей с темами встреч в ДОУ

Октябрь

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч

Ноябрь

Январь

Март

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам

Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ

В течение реализации проекта


3 этап – заключительный.


Мероприятия

Содержание

Срок

Совещание при заведующей с членами творческой группы.

 

Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными ранее



Апрель

Семинар для ДОУ района

Представление результатов реализации проекта

Апрель

Общее родительское собрание

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проект.

Май

Выставки для детей и родителей:

«Галерея детского творчества» (тематические выставки)

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта

Май

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями

Май

Создание папки по итогам реализации проекта

Обобщение опыта работы

Май



9