Проектная деятельность учащихся 9-х классов в предметной области
физическая культура.
Федеральные государственные стандарты нового поколения основного общего образования предполагают проектную деятельность, как обязательный допуск к итоговой аттестации. Проектная деятельность в образовании направлена на формирование у учащихся основных образовательных и социальных компетенций. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать и применять их.
Учащиеся самостоятельно выбирают предмет, по которому они планируют писать проект. Как правило, выбирают не только предмет, но и учителя, который сможет:
- грамотно направить учащегося для выполнения социально значимого и аргументированно актуального проекта;
- дать возможность учащимся максимально проявить свои исследовательские качества, освятить ту тему и ту проблему, которая наиболее важна и актуальна для их возраста;
- продемонстрировать свои достижения и успехи в избранном виде спорта контексте агитации к повышению интереса к теме проекта (занятия физической культурой с целью сохранения и укрепления здоровья, занятия спортом с целью достижения максимально возможных результатов).
Этапы работы над проектом:
Правильно сформулировать тему проекта, обозначить период выполнения;
Определить цель и задачи исследования, выдвинуть гипотезу;
Собрать теоретический материал по интересующей теме;
Определить методы исследования;
Сбор, систематизация и оформление полученных результатов;
Выводы.
В 2017-2018, 2018-2019 учебном году были защищены 6 проектов. Темы проектов выбраны по трем направлениям:
- Здоровый образ жизни. Это тема, которая может быть рассмотрена с точки зрения влияния на здоровье ребенка негативных факторов окружающей и социальной среды, перегрузки учебного режима. Эта тема всегда актуальна, так как организм ребенка любого возраста подвергается воздействию многих негативных факторов. В проектах учащиеся предлагают решение проблемы снижения уровня двигательной активности, за счет занятий физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми, в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями детей. С целью агитации здорового образа жизни разрабатывают памятки для своих одноклассников. Одна из тем, которая в настоящее время чрезвычайно актуальна – это энергетические напитки. Их отрицательное влияние на организм не только ребенка, но и взрослого человека были наглядно и научно обоснованно доказаны в проекте одного из учащихся.
ПАМЯТКА ЗОЖ
– ежедневно делать зарядку;
– вовремя и правильно питаться;
– планировать свой день;
– вовремя ложиться спать;
– следить за личной гигиеной;
- главное определить время тренировок и делать их регулярно.
- Спорт. Учащиеся, которые занимаются спортом, в проектах рассказывают о своем виде спорта и о своих успехах. История возникновения, развития, известные спортсмены – Олимпийцы, влияние занятий на организм, социальная функция спорта (ребенок находит друзей, приобретает навыки самостоятельности, становится целеустремленным, находится в обществе без вредных привычек). Анализ данных опроса учащихся школы позволяет определить процентное соотношение детей, которые занимаются каким-либо видом спорта и тех, кто не знаком со спортом.
- ГТО. Учащиеся в проектах проводят анализ возрастных особенностей развития физических качеств, разрабатывают комплексы упражнений для развития качеств с целью успешной сдачи нормативов ГТО. Анализируют результаты сдачи ГТО в разных ступенях.
Один из проектов был посвящен теме психологических особенностей подросткового возраста. Учащиеся заинтересовались этой темой, так как сами столкнулись в своем коллективе с проявлениями повышенной тревожности. Подросток, как правило, может обратиться со своими проблемами к родителям или обсудить ее со сверстниками. Этот проект был сознательно выбран с целью актуализации проблем психологического здоровья подростков, подробного анализа литературных данных и сбора и анализа тестирования, проведенного в параллели 9-11 классов. Проект осуществлялся под руководством педагога-психолога школы.
Здоровье ребенка, не только физическое, но и психическое и эмоциональное – это основная ценность общества. Проектная деятельность учащихся является актуальной формой самообразования и распространения информации в области сохранения, укрепления здоровья ребенка в школьной среде.
Образовательная и соцальная функции проектной деятельности в предметной области «Физическая культура» тесно перекликаются с основными задачами самого предмета - здоровьесбережения. Кроме того выбираемые темы проектов учащихся являются практически значимыми и могут использоваться при разработке сценариев общешкольных мероприятий: - агитация ЗОЖ, профилактика правонарушений и употребления запрещенных средств, приобщений детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.