СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся при изучении физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся при изучении физики»

Карасев Сергей Владимирович Учитель физики Новошешминская гимназия. Горбунов Василий Валентинович. Чувашскомайнская ООШ

Карасев Сергей Владимирович

Учитель физики

Новошешминская гимназия.

Горбунов Василий Валентинович.

Чувашскомайнская ООШ

Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа , соответствующая возрастным возможностям учащихся. Цель проектной деятельности  – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проект - это

Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа , соответствующая возрастным возможностям учащихся.

Цель проектной деятельности  –

получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и

практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.

Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.

Проект - это "пять П":

проблема

проектирование (планирование)

поиск информации

продукт

презентация.

Метод проектов основан в США Дж. Дьюи (1859 – 1952гг.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Е. Пархерст, В. Кильпатрик. В России идеи проектного обучения разрабатывались в  начале XX века - С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин,  А. С. Макаренко. Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы  XX века вместе с компьютерными технологиями  (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.).
  • Метод проектов основан в США Дж. Дьюи (1859 – 1952гг.) в конце 19 века. Его ученики и последователи – американские педагоги Е. Пархерст, В. Кильпатрик.
  • В России идеи проектного обучения разрабатывались в начале XX века - С. Т. Шацкий, В.Н. Шульгин,

А. С. Макаренко.

  • Вновь метод проектов вернулся в Россию в 80-е годы

XX века вместе с компьютерными технологиями

(В.В. Гузеев, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др.).

Формы организации деятельности учащихся  Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты. По содержанию: монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности: краткосрочными , средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными . Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым

Формы организации деятельности учащихся

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты.

По содержанию: монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности: краткосрочными , средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными .

Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым

Типы проектов

Типы проектов

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ :

• план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной

точностью;

• у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение

проекта зависит только от него;

• учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения

проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

• формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков

(исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне

управляемым процессом.

• в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

• проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

• на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой

ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер- исследователь,

лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый

учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно

включается в работу на определенном этапе;

• в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,

предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы,

точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило,

повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество

выполнения проекта.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников: коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей; личностных,   а именно   самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций; социальных:   способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других; литературно-лингвистических:   описание идеи, импровизация в процессе защиты; математических:   расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени; художественно-соматических:   разработка изделий, их дизайн; манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями,   координация движений; технологических :  наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:

коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;

личностных,   а именно   самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;

социальных:   способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;

литературно-лингвистических:   описание идеи, импровизация в процессе защиты;

математических:   расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;

художественно-соматических:   разработка изделий, их дизайн;

манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями,   координация движений;

технологических наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: Информационный этап   - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе учителю необходимо:  - обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта; - проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом; - создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану:

  • Информационный этап   - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: 2. Плановый этап  -  проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе учителю необходимо:  - проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи; - выделить среди них наиболее удачные; - помочь учащимся составить план работы над проектом.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану:

2. Плановый этап  -  проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: 4. Обобщающий этап  -  производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе учителю необходимо: - организовать консультирование по обобщению материалов; - помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения; - продумать формы совместного обсуждения полученных результатов; - выбрать форму представления проектов.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану:

4. Обобщающий этап  -  производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материалов;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

- выбрать форму представления проектов.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: 5. Этап представления и защиты проекта  -  учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе учителю необходимо: - определить время и форму защиты проектов; - подготовить сценарий защиты проектов; - оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану:

5. Этап представления и защиты проекта  -  учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

- определить время и форму защиты проектов;

- подготовить сценарий защиты проектов;

- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану: 6. Аналитический этап -   анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «физика» ведётся по плану:

6. Аналитический этап -   анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

Формы продуктов проектной деятельности. Выставка Видеоклип, видеофильм Газета WEB - сайт Журнал Публикация Карта Буклет Сказка Серия иллюстраций Сценарий Пакет рекомендаций Экскурсия Учебное пособие Игра Путеводитель Праздник Атлас, справочник Письмо в … Анализ социологического опроса

Формы продуктов проектной деятельности.

Выставка

Видеоклип, видеофильм

Газета

WEB - сайт

Журнал

Публикация

Карта

Буклет

Сказка

Серия иллюстраций

Сценарий

Пакет рекомендаций

Экскурсия

Учебное пособие

Игра

Путеводитель

Праздник

Атлас, справочник

Письмо в …

Анализ социологического опроса

Вывод: Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь. 2. В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников. 3. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.

Вывод:

  • Внедрение проектных технологий в учебный процесс - это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Ученик самостоятельно создаёт проект, выполняя его от идеи до воплощения в жизнь.

2. В процессе работы учащиеся опираются на знания, умения, полученные от других школьных дисциплин, из разнообразных источников.

3. Метод проектной деятельности, требующий поиска нужной информации, развивает умения общаться, трудиться, познавать.

Однако педагогу нужно учитывать следующее:    • следует четко формулировать предметные задачи уроков с  использованием метода проектов;    • учитель должен владеть исследовательскими методами  обучения, уметь организовывать работу малых групп;   • следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы  работы;   • проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное  время до тех пор, пока не будут получены необходимые  результаты; 

Однако педагогу нужно учитывать следующее: 

 • следует четко формулировать предметные задачи уроков с

использованием метода проектов;   • учитель должен владеть исследовательскими методами

обучения, уметь организовывать работу малых групп;  • следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы

работы;  • проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное

время до тех пор, пока не будут получены необходимые

результаты; 

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Деятельность обучающихся 2. Совместное исследование проблемы. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Познавательная Поиск решения учебной задачи. Коммуникативная Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Регулятивная Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Деятельность обучающихся

2. Совместное исследование проблемы.

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Познавательная

Поиск решения учебной задачи.

Коммуникативная

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Регулятивная

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

3. Моделирование

4. Конструирование нового способа действия.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

5. Переход к этапу решения частных задач.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Воспринимают ответы обучающихся

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Общая характеристика проекта Провести исследование зависимости мощности солнечных батарей от светового потока ,проходящего через собирающую линзу и создать экспериментальную установку.

Общая характеристика проекта

Провести исследование зависимости мощности солнечных батарей от светового потока ,проходящего через собирающую линзу и создать экспериментальную установку.

Экспериментальная часть с солнечной батареей Экспериментальная часть с собирательными линзами Создание экспериментальной установки. Разработка электрической схемы солнечной батареи с собирающими линзами
  • Экспериментальная часть с солнечной батареей
  • Экспериментальная часть с собирательными линзами
  • Создание экспериментальной установки.
  • Разработка электрической схемы солнечной батареи с собирающими линзами
1.Исследования проводимые с солнечной батареей № опыта I(A) 1 U(B) 2 0,2 3 P(B т) 1,5 0,25 0,3 0,3 1,7 0,425 2 0,6

1.Исследования проводимые с солнечной батареей

опыта

I(A)

1

U(B)

2

0,2

3

P(B т)

1,5

0,25

0,3

0,3

1,7

0,425

2

0,6

Экспериментальная часть с собирающими линзами № опыта u(A) 1 U(B) 0,5 2 P(B т) 0,7 2,2 3 1,1 0,8 D (дптр) 2,4 1,68 2,7 0,5 0,7 2,16 1

Экспериментальная часть с собирающими линзами

опыта

u(A)

1

U(B)

0,5

2

P(B т)

0,7

2,2

3

1,1

0,8

D (дптр)

2,4

1,68

2,7

0,5

0,7

2,16

1

Электрическая схема солнечной батареи с собирающими линзами .
  • Электрическая схема солнечной батареи с собирающими линзами .
Планирование выполнения работы. Экспериментальная установка. Установка солнечных батарей с использованием собирающих линз

Планирование выполнения работы. Экспериментальная установка.

Установка солнечных батарей с использованием собирающих линз

Основные элементы , используемые в работе с солнечными батареями.
  • Основные элементы , используемые в работе с солнечными батареями.
Конструирование физического прибора своими руками Цель: сделать прибор для демонстрации электромагнитных взаимодействий, объяснить принцип действия прибора, и продемонстрировать его работу . Задачи:  Изучить научную и популярную литературу. Сделать прибор, вызывающий большой интерес у учащихся. Сделать прибор, отсутствующий в физической лаборатории. Сделать прибор, вызывающий затруднение в понимании теоретического материала по физике. Изучить научную и популярную литературу. Сделать прибор, вызывающий большой интерес у учащихся. Сделать прибор, отсутствующий в физической лаборатории. Сделать прибор, вызывающий затруднение в понимании теоретического материала по физике.

Конструирование физического прибора своими руками

  • Цель: сделать прибор для демонстрации электромагнитных взаимодействий, объяснить принцип действия прибора, и продемонстрировать его работу .
  • Задачи:
  • Изучить научную и популярную литературу. Сделать прибор, вызывающий большой интерес у учащихся. Сделать прибор, отсутствующий в физической лаборатории. Сделать прибор, вызывающий затруднение в понимании теоретического материала по физике.
  • Изучить научную и популярную литературу.
  • Сделать прибор, вызывающий большой интерес у учащихся.
  • Сделать прибор, отсутствующий в физической лаборатории.
  • Сделать прибор, вызывающий затруднение в понимании теоретического материала по физике.
 1) Доска 25х60х15см  2) Оргстекло 0.5х20х50 см  3) Радиодетали: транзистор П210, сопротивление на 100 Ом, 3 магнитных кольца, 2 разъема для подключения источника тока.  4) Провода(2 мм) для соединения и для намотки(0.25 мм) на магнитный сердечник  5)Медный провод сечением 3мм для кольца  6)Источник тока (батарейки или блок питания 6В)  7) Два болта с гайкой 3х0.6 см  8) Громкоговоритель  9) Ножовка и ножовочное полотно  10) Дрель и набор сверл  11) Паяльник(припой, канифоль)  12) Клей «Момент».
  • 1) Доска 25х60х15см
  • 2) Оргстекло 0.5х20х50 см
  • 3) Радиодетали: транзистор П210, сопротивление на 100 Ом, 3 магнитных кольца, 2 разъема для подключения источника тока.
  • 4) Провода(2 мм) для соединения и для намотки(0.25 мм) на магнитный сердечник
  • 5)Медный провод сечением 3мм для кольца
  • 6)Источник тока (батарейки или блок питания 6В)
  • 7) Два болта с гайкой 3х0.6 см
  • 8) Громкоговоритель
  • 9) Ножовка и ножовочное полотно
  • 10) Дрель и набор сверл
  • 11) Паяльник(припой, канифоль)
  • 12) Клей «Момент».
-Разрабатываются критерии оценки выполнения проектов -Участвуют в коллективном обсуждении и оценивании проектов. -Предлагают темы новых исследований.

-Разрабатываются критерии оценки выполнения проектов

-Участвуют в коллективном обсуждении и оценивании проектов.

-Предлагают темы новых исследований.