СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

Проектная деятельность в начальных классах.

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г.Новопашина

Захарова Нюргустана Гаврильевна


Проектная деятельность обучающихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Перед учителем ставиться цель создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие самостоятельности, творческой активности, развитие познавательных способностей младших школьников, формирование достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Исходя из этих целей, учитель ставить следующие задачи.

  1. Изучить информацию по проектной деятельности обучающихся.

  2. Мотивировать обучающихся на работу над проектом.

  3. Организовать работу внеурочное время.

  4. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

  5. Отслеживать результаты проектной деятельности обучающихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

  6. Подготовить младших школьников к проектной деятельности.

Работая над проектной деятельности обучающихся учитель сталкивается с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями. Чтобы эти, задачи решить учителю необходимо организовать деятельность так,чтобы обучающиеся, были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Для этого используется метод проектов.

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Проект обязательно должен иметь достигаюмую цель. Целью проекта является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством решения проблемы. Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. 

Метод проектов помогает активизировать обучающихся, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые.

Проектная деятельность младших школьников ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

  •  низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе;

  •  неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

  • неумение работать в группе.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию.Учителю необходимо продумать систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, надо вовлекать обучающихся в проектную деятельность. Первоклассников учитель начинает обучать правилам работы в паре, группе, умению слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, обмениваться мнениями. Обучающимся 1 класса под силу выполнить только краткосрочные мини-проекты на уроке или во внеурочной деятельности с немедленным получением проектного продукта. Можно начать работать над создаем проектов: «Моя семья», « Мой питомец», « Мое любимое время года »

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. 
Во втором классе дети уже владеют некоторыми навыками работы со словарями, дополнительной литературой, энциклопедиями. Обучающиеся 2 класса уже способны оформить книжки-самоделки, небольшие сообщения. Например, во 2 классе дети оформили проекты « Профессия моих родителей», « Вредные привычки », «Растения вокруг моего дома ».
В третьем и четвертом классе учитель знакомить обучающихся с оформлением научно-исследовательского проекта. К краткосрочным проектам добавляются среднесрочные. Работа над проектом осуществляется по группам. Дети учатся ставить цели проекта, определять предмет и объект исследования, планировать работу над проектом, продумывать способы презентации проекта. Результатом такой работы стали проекты обучающихся « Родословная моей семьи », « История моего народа», Эксперимент «Вулкан», «Проращивание зелёной гречки в домашних условиях».Работы детей можно посмотреть по ссылке https://www.instagram.com/tv/CKIUye_nJo5/?utm_medium=copy_link https://www.instagram.com/tv/CKEFQyCn4Df/?utm_medium=copy_link https://www.instagram.com/tv/CKJYJRqHpZj/?utm_medium=copy_link

https://www.instagram.com/tv/CKEFQyCn4Df/?utm_medium=copy_link https://www.instagram.com/tv/CKIUye_nJo5/?utm_medium=copy_link%D0%A7 https://www.instagram.com/tv/CKGsMYMn8H9/?utm_medium=copy_link С каждым разом работы детей становятся лучше,прежнего.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе ограничиваются 1-2 неделями в режиме внеурочных занятий « Я-исследователь». Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не на три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. 
Работу над проектом выполняются по алгоритму:

1.Постановка проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Формулировка основополагающего вопроса.
4. Формулировка проблемных вопросов.
5. Выдвижение гипотезы.
6. Постановка цели исследования.
7. Составление плана работы и выбор методов.
8. Проведение исследования.
9. Оформление результатов.
10. Защита проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть видеофильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, макет, модель, наглядные пособия, плакат,публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, экскурсия, путешествие, реклама,спектакль, соревнования, ролевая игра.
ПрезентацияОсобое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация ( защита проекта), где обучающиеся рассказывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отмечать дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Могут быть несколько номинаций, отмечать победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Лучший проект», «Практический проект», «Творческий проект,» «Исследовательский проект».

Хорошим стимулом в работе над проектом является участие в школьном мероприятии « Новопашинские чтения», «Ступеньки к творчеству».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!