СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усманская основная общеобразовательная школа»














Проектная деятельность

в начальной школе

как метод обучения и воспитания

в условиях ФГОС





Майнгардт Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Усманская ООШ»












Усманка

2016


"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились"

Я.А. Коменский.


1. Теоретические аспекты проектной деятельности

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия, формировали бы компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». В своей книге «Метод проектов» В. X. Килпатрик развил идею обучения через организацию целевых действий учащихся и предложил строить процесс обучения на основе расширения и обогащения их индивидуального жизненного опыта в социальной среде.

В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Типология проектов может быть условно определена по шести признакам: по методу, доминирующему в проекте, по числу участников, по характеру контактов участников, по характеру координации проекта, по продолжительности проекта, по предметно-содержательной области.

Дадим краткую характеристику каждому типу проекта.

По методу, доминирующему в проекте, выделяются:

  • Исследовательские проекты имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблемы на дальнейшую перспективу исследования.

  • Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако предполагают определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

  • Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определённых исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблемы и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников в соотнесении полученных результатов с поставленной целью.

  • Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети интернет и локальных сетях, телеконференция).

  • Практико-ориентированные проекты чётко нацелены на результат – изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Возможна ориентация на определённый социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников, либо направленный на решение общественных проблем. Здесь необходима не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация внешней оценки проекта.

По характеру контактов проекты делятся на:

  • Внутриклассные проекты

  • Внутришкольные проекты

  • Региональные проекты

  • Межрегиональные проекты

  • Международные проекты

Последние два типа проектов, как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

По числу учащихся проекты могут быть

  • Индивидуальные

  • Парные

  • Групповые

По продолжительности проекты подразделяются на:

  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлении продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  • Недельные проекты выполняются в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

  • Годичные проекты целиком от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

По предметно-содержательным характеристикам выделяются:

  • Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

  • Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных типов.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить,

то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической – требующей решения путём поиска и применения знания.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

  • 1 этап: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • 2 этап: планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • 3 этап: информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • 4 этап: рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.





2. Реализация метода проекта в практической деятельности

В связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт возникла необходимость изучить как теоретические аспекты проектной деятельности, так и составить план по ее осуществлению. В 2012-2013 учебном году мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты». Срок реализации данной программы – 4 года.

В течение первого года (2012-2013 уч. год) с учащимися 1 класса были выполнены следующие проекты:

1. Какая она, золотая осень?

2. Алфавит

3. Симметрия в нашей жизни.

Особенно удачным, по мнению учащихся, получился проект «Какая она, золотая осень?» Учащиеся с удовольствием рисовали рисунки на осеннюю тему, находили пословицы и поговорки об осени, читали наизусть стихотворения про осень, изучали осенние приметы, а также рассказывали о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах и изготавливали поделки из овощей.

Во втором классе (2013-2014 уч. год):

1. Сочини сказку

2. К нам стучится Новый год

3. Мама, мамочка, мамуля…

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

В третьем классе (2014-2015 уч. год) учащиеся с удовольствием работали над такими проектами, как:

1. Мастера добрых дел

2. Русская народная пословица

В четвертом классе (2015-2016 уч. год) заключительным проектом стал праздник «Окончание начальной школы». В течение года была проведена огромная работа по подготовке этого мероприятия: составление сценария, сбор фотографий, подбор музыки, создание медиа-фильма, разучивание стихов и песен, подведение итогов обучения в начальной школе.

Этапы выполнения проекта.

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.

 Первый этап – тренировочное занятие.

Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось четыре фронтальных занятия в течение двух недель. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

  • Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:

-        выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подведение итогов, оформление результатов

-        представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

  • Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

Класс разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

  • Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

Примерный план:

1.Подумать;

2.Спросить у другого;

Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

3.Получить информацию из книг;

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):

4.Наблюдения и эксперименты;

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».

5.Обобщение информации.

 В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.

 6. Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

 Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.

 

Второй этап – самостоятельные исследования.

  • Подготовка к проекту.

Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.

  • Работа над проектом.

На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.

  • Сообщение результатов (презентация работ).

Мои дети легко включились в работу, задавали друг другу вопросы. В конце занятия я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.

Очень интересными оказались поделки из овощей, о которых учащиеся говорили с воодушевлением, ведь это были их первые интересные работы.

Проектная деятельность может быть широко использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Важным фактором на втором этапе проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила родителей с особенностями проектной деятельности и дети работали над определенными этапами проекта совместно с родителями.

Их совместная работа помогает, им сблизится, возникают доверительные отношения, и родители начинают осознавать важность исследований в развитии познавательной деятельности ребенка, а для многих из них становится интересным и захватывающим делом. Проекты получаются интересными, так как это плодотворный совместный труд учителя - ребёнка - родителя.

Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Проявление творчества – стало нормой коллектива. Ребята с удовольствием защищают свои работы и побеждают…

Придёт новый день, а вместе с ним новые идеи. В этом убеждены дети и взрослые нашего небольшого «коллектива», а коллектив живёт насыщенной жизнью. А как иначе???


Заключение

 В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость, открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.












Список литературы

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

  3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

  9. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

  10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  11. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

  12. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

  14. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

  15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

  18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

  19. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

  20. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.

  21. Интернет-ресурсы.






































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!