Проектная деятельность
в начальной школе
как метод обучения и воспитания
в условиях ФГОС
" Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились"
Я.А. Коменский .
.
- Проект (от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) - замысел, план.
- Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
- Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях
Проблема проекта
«ПОЧЕМУ»
(это важно для меня лично)
Цель проекта
Актуальность проблемы - мотивация
«ЗАЧЕМ»
(мы делаем проект)
Задачи проекта
«ЧТО»
(для этого мы делаем)
Целеполагание
Методы и способы
Постановка задач
«КАК»
(мы сможем это делать)
Результат
«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»
(как решение проблемы)
Выбор способов и методов, планирование
Ожидаемый результат
По количеству участников
По продолжи
тельности
Индивидуальные
Парные
Групповые
По характеру результата
Мини-проекты
Краткосроч
ные
Долгосрочные
Годичные
По количеству предметов
Исследовательские
Творческие
Приключенческие (игровые)
Информационные
Практико-ориентированные
По характеру контактов
Монопроекты
Межпредметные проекты
Внутриклас
сные
Внутришкольные
Региональные
Межрегиональные
Международные
Проект – это «Пять П»
Проблема
Проектирование
(планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Этапы работы над проектом
- 1 этап – погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности)
- 2 этап – организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование. выбор формы и способа презентации)
- 3 этап – осуществление деятельности(поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)
- 4 этап – презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)
Учебный проект отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта .
К творческой деятельности учащихся надо готовить. (реализация метода проектов в практической деятельности)
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности « не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться»
(Моляко В. А.)
Подготовка к занятиям
Выбор темы проекта и разработка плана
Сбор информации
Наблюдения и эксперименты
Обобщение информации
Сообщение по результатам работы (презентация)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Иван Бунин
План работы над проектом
1. Какая она золотая осень?
2. Мы рисуем осень!
3. В каких загадках прячется осень?
4. Пословицы и поговорки об осени
5. Знаем ли мы приметы осени?
6. Что дает нам осень?
7. Поделки из овощей
8. Какие витамины содержатся в овощах?
9. Мы лепим осень
Знаем ли мы приметы осени?
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот,
В огороде листик вишни
На дорогу упадет.
Это первая примета.,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река –
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Рано утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянет просинь,
Значит, наступила Осень.
Какие витамины содержатся в овощах?
- Содержащиеся в красном перце бета-каротин и витамин С помогает предотвратить образование раковых клеток. По полчашки нарезанного перца в день поможет предотвратить рак и сердечные заболевания.
Творческий проект «Мама, мамочка, мамуля…»
Вид проекта: творческий, долгосрочный
Цель проекта: провести праздник, посвященный дню Матери
План работы над проектом
- Обсуждение плана проекта.
- Подбор пословиц и поговорок о маме.
- Портрет любимой мамочки.
- Сочинение «Добрые слова о маме»
- Изготовление подарка для мамы.
- Подготовка и проведение праздника.
Результат проекта
1. Праздник «Мама, мамочка, мамуля…»
2. Создание мультимедийной презентации
Подарок для любимой мамочки
Мастера ДОБРых дел
Формирование нравственной системы ценностей
у детей младшего школьного возраста через организацию социально значимых дел
Задачи: научить относиться к окружающим с заботой и терпением, понимать другого человека
воспитывать бережное отношение к культурным ценностям
- воспитывать бережное отношение к культурным ценностям
формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому
- формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому
«Добро - есть вечная, высшая цель нашей жизни. Вся наша жизнь есть не что иное, как стремление к добру». Л.Н.Толстой
Быть культурным, воспитанным, добрым, не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной
личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –
право и обязанность каждого человека
Знакомство с понятиями «Доброта», «Милосердие», «Отзывчивость» и т.д.
Проведение мероприятий:
Уроки добрых знаний.
Классные часы.
Беседы.
Составление банка идей:
1.Чистота нашего класса (генеральная уборка класса)
2. «Книжкина больница» (ремонт книг)
3. Поможем птицам зимой
4.Акция «Помогай-ка» (помощь ветеранам труда, труженикам тыла)
5. Акция «Поздравляй-ка» (поздравление с праздником, изготовление подарков)