Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в начальной школе.»
Внеклассная проектная деятельность
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- 1) направлены на достижение конкретных целей;
- 2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- 3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- 4) в определенной степени неповторимы и уникальны.
Проектная деятельность
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
- 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- - формирование социально адекватных способов поведения.
- 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- - воспитание целеустремленности и настойчивости;
- - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- 4. Формирование умения решать творческие задачи.
- 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). ;
Порядок действий в работе с проектами
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Проекты отличаются друг от друга
- результатом:
- - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);
- - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
- числом детей
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);
- продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
- числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых
Примеры проектов в рамках курса «Математика»
Тема: математические развлечения
Примеры подтем:
• Игры с числами.
Невозможные рисунки
• Логические задачи.
• Магические квадрат
• Старинные задачи.
«Фокусы с числами»
• Логические игры
«Развертки»
Примеры проектов:
• Лист Мёбиуса.
• Бумажный домик с мебелью.
• Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли,).
• Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
• Конкурс математических развлечений.
• Энциклопедия математических развлечений.
• Математический праздник.
Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»
- Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
- Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности
«Окружающий мир»
- Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
- Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием
Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности
- Во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;
- Во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
- В-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
Тема: человек и природа
- Осенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Весенние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
- Природные материалы моего края и местные художественные промыслы.
- Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.
- Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.
Тема: человек и семья
- Терминология родства и свойства в языке народов моего края.
- Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
- Пестование младенцев в культуре народов моего края.
- Традиционные детские игрушки народов моего края.
- Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
- Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
- «Старый и малый» в культуре народов моего края.