СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в школе»

Введение

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Слайд 2. Итак, что же такое проект? Проектная деятельность?

Слайд 3. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации.

Слайд 4. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Слайд 5. Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

  • Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

  • Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  • Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

  • Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.


Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Слайд 6. Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).


Слайд 7. Умения

Слайд 8. Как организовать процедуру защиты индивидуального проекта?

Администрации и учителям общеобразовательной организации важно понимать и знать некоторые важные вопросы, например:

  • Что дает проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающимся?

  • Как оценивать успешность работы обучающегося в проектно-исследовательской деятельности?

  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или учебным исследованием?


Слайд 9. Требования к организации проектной деятельности:

  • обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта;

  • тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение);

  • план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.

  • руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего


Слайд 10. Защита индивидуального итогового проекта

  • Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

  • Процедура защиты индивидуальных проектов определяется методическим объединением или научно-методическим советом образовательной организации и прописана в локальном акте.

  • Допуск к защите получают работы, получившие положительный письменный отзыв от руководителя



Слайд 11. Работа над проектами проводится поэтапно.

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.

Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

  • 1. Проблема - определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;

  • 2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

  • 3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

  • 4. Продукт - планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

  • 5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

  • 6. Портфолио - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Слайд 12-15. Оформление Индивидуального Проекта

Слайд 16. Результат (продукт) проектной деятельности любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Слайд 17-20. Как оценить индивидуальный проект?

Важно! Оценка проекта осуществляется на основании достижения цели. Поэтому оценка во многом зависит от правильности формулировки цели

На примере критериев, по которым работает 104 лицей. В лицей № 104 уже 2 года осуществляется защита проектных работ по ФГОС. Была создана нормативно-правовая база, на основе которой ведется вся работа. По итогам работ через приказ по школе выставляется оценка в аттестат. Учащиеся могут сдать уже в 8 классе, чтобы разгрузить себя в 9. Так же и в 10 класс.

Работа над проектами начинается еще в сентябре и проходит она в три этапа.

  • 1 этап – организационный (сентябрь). В 1 четверти зам.директора по уч.работе проходит по классам и рассказывает про проектную деятельность ученикам. На этом этапе руководители помогают учащимся в выборе темы, дают рекомендации по подбору литературы. Вместе устанавливают временные рамки и график

  • 2 этап – основной (октябрь-январь). Здесь ведется кропотливая работа ученика над составлением плана, подборе материала для проекта, решением задач. Вот где им очень помогают навыки творческой самостоятельной работы. Выполняя проект, учащиеся существенно углубляются в данной теме.

  • 3 этап – заключительный (февраль-март). Учащиеся оформляют свою работу, готовят компьютерную презентацию своего проекта. В последние дни 3 четверти проходит НПК по секциям. Учителя - жюри



Публичная защита

  • проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией фрагментов проекта;

  • содержание и композиция защиты - творческое право его авторов;

  • в ходе защиты возможно использование дополнительной печатной продукции (программ, аннотаций, пояснительных записок).

  • Независимо от типа проекта, его защита происходит публично на конференции: после заслушивания доклада (5-7 мин) слушатели (это одноклассники) и жюри задают вопросы.

  • Компьютерная презентация – один из вариантов наглядности для защиты. Её создание и использование должно быть целесообразным и эффективным.


На что обратить внимание учителю:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.



Слайд 22. Закончить выступление хочется японской пословицей:


«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу- так я буду сыт до конца жизни».


Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения любого предмета














Рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ:


1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Помни, что главное для тебя – развить свои творческие способности.

2. Работай в следующем порядке:

◊ выбери тему;

◊ подбери информацию;

◊ составь план;

◊ выполни теоретическую и практическую части проекта;

◊ внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;

◊ оцени качество своей работы;

◊ напечатай проект, сделай презентацию;

◊ подготовь демонстрационные наглядные материалы для защиты;

◊ подготовься к защите;

◊ защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., материалы музеев, выставок и др.

4. Старайся применять в работе компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппарат, Интернет.

5. Старайся связать свою работу с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции, обычаи, проблемы города, в котором ты живешь. Помни об экологии города и своем здоровье. Используй знания по учебным предметам, свой опыт. Проявляй свое творчество.

10. Обращайся к руководителю проекта по всем возникающим вопросам.















Рекомендации для обучающихся и педагогов уровня основного и среднего общего образования по организации проектно-исследовательской деятельности (8-11 классы):


  1. Выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей обучающихся.

  2. Оценивайте значимость и актуальность темы проекта или исследования.

  3. Самое главное в проекте и исследовании - определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

  4. Четко сформулируйте цель работы, задачи, объект и предмет исследования, укажите методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования.

  5. Определите структуру и последовательность реализации работы.

  6. Оцените и классифицируйте комплекс источников, на базе которых реализуется тема.

  7. Определите возникшую проблему, выдвигайте гипотезу, проанализируйте теоретический материал, полученный из различных источников по данной проблеме.

  8. Перечислите методы исследования (анализ, дедукция, индукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание, прогнозирование, синтез, эксперимент, опыт, опрос, интервью, анкетирование, атрибуция, фиксация, реконструкция, поиск материала в Интернете и др.), изложите подробно ход исследования, обобщите результаты.

  9. Автор проекта или исследования должен четко изложить свою концепцию, подчеркнув её новизну, обозначить, какие новые исследовательские возможности открывает достигнутый им результат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!