Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Тополек»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Книжкина неделя»
во второй младшей группе
«Улыбка»
Майкоп, 2024 г.
Адресация проекта: проект предназначен для детей второй младшей группы
Руководитель проекта: воспитатель Ефимова Е.П., Бурмистрова О.Н.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Возрастная группа: 3-4 года
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Уровень контактов: в пределах ДОУ
Итоговое мероприятие: изготовление и выставка книжек-малышек.
Актуальность.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит
творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.
Цель проекта: формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.
Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.
Способствовать всестороннему развитию речи детей.
Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.
Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели»:
повышение интереса детей к художественной литературе;
возрождение домашнего чтения;
повышение культуры речи педагогов, родителей и детей. После завершения проекта педагоги смогут: повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;
обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;
расширить круг взаимодействия с родителями;
испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
После завершения проекта дети смогут:
понимать важность книги в жизни человека;
бережно относиться к книге – источнику знаний;
получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.
После завершения проекта родители смогут:
стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта:
–Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
–Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
-Картины и иллюстрации к произведениям.
-Портреты детских писателей.
-Макси сказочных героев, атрибуты для драматизации.
-Материалы для продуктивной деятельности.
Этапы проекта:
I ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Определение цели и задач проекта.
Сбор информационного материала:
изучение методических пособий и литературы по теме;
подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий
Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».
Привлечение родителей к участию в тематических выставках (Объявление в группе и в сети Whatsapp)
Составление перспективного плана мероприятий.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩИЙ):
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта: чтение художественной литературы; беседы; рассматривание картин, иллюстраций к сказкам; игры-драматизации; дидактические игры по сказкам; художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование); тематические выставки
Итоговое мероприятие - совместное с родителями изготовление книжек-малышек, выставка.
III Этап –заключительный:
Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
Фотоотчет.
Выставка книжек малышек.
Публикации в соц. сетях на странице ДОУ.
План реализации проекта.
Подготовительный этап (с 28.03 по 29.03)
Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы)
Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.
Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;
Изготовление макета дерева для приобщения родителей к совместному домашнему чтению.
Анкетирование родителей «Читаем вместе»;
Составление конспектов тематических занятий.
Основной этап (с 01.04 по 05.04):
Тематические выставки: «Книжное царство-премудрое государство», «Книжки-малышки», «Сказка– мой лучший друг»;
Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);
Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;
Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.
Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,
Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;
Театрализованная деятельность;
Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация, рисование любимых героев (в раскрасках)
Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)
Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;
Заключительный этап (с 08.04-09.04):
Подведение итогов реализации проекта.
Выставка результатов творчества детей.
Демонстрация результатов работы по проекту: фотоотчет, презентация
Роль родителей в реализации проекта: приобщение родителей к домашнему чтению Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Книжки- малышки».
План проведения недели книги
Понедельник (01.04.)
Цели дня:
Воспитывать доброжелательное отношение к книгам
Расширять представления о книжках –малышках
Развивать интерес к литературным произведениям и желание слушать и рассматривать книги
Мероприятия:
Беседа «Какие бывают книги». Дать детям понятие, что книга - друг детей.
Организация выставки «Книга – мой лучший друг»
Занятие по познавательному развитию «Смешной рисунок» (Дать представление из чего сделана книга, познакомить со свойствами бумаги)
Чтение стихов, загадок про книги, героев сказок.
Сюжетно-ролевая игра «Кто в теремочке живет?».
Вторник (02.04)
Цели дня:
Создать условия для рассматривания иллюстраций по желанию детей книг, принесенных из дома
Побуждать детей к рассказу по иллюстрациям о героях Мероприятия:
Беседа о правилах обращения с книгой
Аппликация «Закладки для книг»
Игра – драматизация по сказке «Репка»
Организация выставки книг, принесённых из дома «Моя любимая книга»
Среда (03.04)
Цели дня:
Сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
Закрепить знание содержания знакомых сказок
Сформировать желание быть похожим на положительных героев
Мероприятия:
Беседа по сказкам
Рассматривание детьми иллюстраций к сказкам
Занятие по ФЭМП «В гости к сказкам»
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (на основе сюжета сказки «Волк и семеро козлят» - развитие ролевого диалога и игровых умений
Викторина «Сказка, я тебя знаю»
Четверг (04.04.)
Цели дня:
Сформировать интерес к художественной литературе
Научить высказывать суждения по отношению к поступкам героев произведений К. И. Чуковского
Знакомство с писателем К. И. Чуковский.
Мероприятия:
Беседа с детьми «Кто пишет книги», знакомство с писателем К. Чуковским.
Рисование «Дорисуй героя» - развитие воображения, памяти, мелкой моторики
Чтение отрывков произведений К. И. Чуковского
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Пятница (05.04)
Цели дня:
Воспитывать бережное отношение к книгам
Научить детей оказывать помощь в ремонте книг
Создать положительный эмоциональный настрой
Мероприятия:
Беседа «Из чего сделаны книги»
Выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки»
Труд в книжном уголке «Книжкина больница»: учить детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге
Итоговое мероприятие: Викторина «В гостях у сказки», выставка книжек-малышек.
ОТЧЕТ
о проведении «Книжкиной недели»
во второй младшей группе
С 01.04.2024 года во второй младшей группе МБДОУ «Детский сад № 12 «Тополек» проводилась «Книжкина неделя».
В проведении недели книги приняли участие 14 воспитанников и их родители. Работа проводилась согласно плану проведения «Книжкиной недели».
На подготовительном этапе проекта провелось анкетирование родителей на тему «Читаем вместе», по результатам которого (см. прил. к отчету 1) было выявлено следующее:
В каждой семье есть книги, хранящиеся в книжном шкафу или на книжных полках, но только у половины семей (57%) есть специально отведенная для ребенка книжная полка с детскими книгами. Однако каждый день (вечер) ребенку читают только в 2 семьях (14%,) во всех остальных семьях читают только, когда просит ребенок (21%, и только то что просит ребенок (86%, а в 2 семьях для чтения ребенку не хватает времени (14%). Таким образом, можно сделать вывод о том, что сами родители не инициируют процесс чтения детям в семье, не прививают любовь к чтению, интерес к книгам, читают мало и только когда сам ребенок захочет и только то, что он хочет (знает). Причем большинство родителей считают, что их ребенок должен научиться читать уже к 5-6 годам (57%, а в 4 семьях считают, но при этом сами не способствуют формированию у детей устойчивого интереса к книге, чтению.
Родители знают любимые книги своего ребенка (86 %), беседуют с детьми о прочитанном всего (28 %), это также подтверждает, что детям дома читают недостаточно.
Таким образом, актуальность и необходимость реализации проекта по формированию интереса у детей к книге через творческую и познавательную деятельность, а также привлечение родителей к формированию книжной культуры детей в нашей группе очевидна. Открытие недели книги состоялось в понедельник – 1 апреля 2024 года.
Родителей и детей ожидала ярко оформленная приемная: на стенде было размещено о начале реализации проекта, разработаны консультации для родителей «Что читать детям 3-4 лет», на информационном стенде была размещена информация о начале «Книжкиной недели» (представлен план работы на неделю, иллюстрации к сказкам, загадки о сказочных героях, пословицы о книге) и выставка на тему: «Книжное царство-премудрое государство».
Родителям было предложено творческое задание для совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению книжек – самоделок собственного сочинения и иллюстрирования.
Предварительно с детьми была проведена беседа о правилах обращения с книгой, о том, что нельзя в ней рисовать, нельзя ее рвать, бросать. Ребята аккуратно обращались с книгами в течение дня, вечером они забирали их домой, чтобы еще раз родители прочитали любимую книгу на ночь, а рано утром возвращали их на место. В течение всей недели мы, воспитатели, брали эти книги и читали ребятам, каждый хотел, чтобы именно его любимую книгу услышали все.
Во время НОД по ФЭМП дети помогали Мухе-Цокотухе накрыть стол для гостей, выполняя математические задания (повторение геометрических фигур, понятий «столько, сколько», «поровну», «широкий», «узкий»)
Затем несколько ребят проиграли и показали другим ребятам сказку «Репка» с помощью настольного театра.
На протяжении всей недели вспоминали любимые сказки, сказочных героев.
Во второй половине дня провели викторину «Сказка, я тебя знаю». Ребята с большим интересом и азартом отгадывали загадки, отвечали на вопросы, стараясь быть первыми.
Была проведена интересная беседа на тему «Кто пишет книги» и познакомились с детским писателем К. Чуковским, читали его произведения: вспоминали уже знакомые «Доктор Айболит», «Краденое солнце» и познакомились с новыми «Топтыгин и лиса», «Чудо-дерево». Была проведена НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Закладка для книги», где была применена игровая ситуация- кукле Маше нужно помочь разыскать любимую сказку в книге для чтения детям. Ребята активно, с большим интересом принялись помогать ей - изготавливать закладку для книги, в виде забавного котика.
Была организована выставка книг, сделанных своими руками «Книжки-малышки». Ожидания оправдали себя: некоторые родители откликнулись на предложение по изготовлению с детьми рукотворной книжки и очень творчески и старательно подошли к этому заданию. Выставка получилась хоть и не большой, но очень интересной. Уходя домой, родители с детьми с большим интересом рассматривали самодельные книжки, а некоторые из них («Дикие животные», «Овощи», «Загадки о животных») можно будет использовать и в дальнейшем в образовательной деятельности.
Также беседовали с детьми на тему «Из чего сделаны книги», а потом была проведена игровая ситуация «Книжка заболела». Ребята узнали, как можно отремонтировать книгу и попробовали совместно с воспитателем «вылечить» книгу с помощью скотча, клея, ножниц и бумаги в «Книжкиной больнице».
И в заключении недели, во второй половине дня было проведено итоговое мероприятие – викторина «В гостях у сказки», на котором вспоминали знакомые сказки, сказочных героев. Дети с удовольствием показали сказку «Репка», используя настольный театр, который был изготовлен в рамках тематической недели, демонстрируя артистичность и смелость. Всю неделю ребята играли в дидактические игры: «Угадай по картинкам про что это стихотворение?», «Отгадай загадки», «В гостях у сказки», «Из какой мы сказки?», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам.
С родителями проводились беседы и консультации на тему: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», раздавались памятки «Что читать детям 3-4 лет».
Неделя была интересной, творческой. Это проявилось во всех проводимых мероприятиях.
Таким образом, хорошо организованная и интересно проведённая «Книжкина неделя» помогла добиться следующих результатов:
обогатить знания детей, проявить большой интерес у них к книге, возродить домашнее чтение, способствовала развитию индивидуальных качеств детей;
стать родителям активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
повышению педагогического мастерства педагога, расширению круга взаимодействия с родителями.
Кроме того, обогатилась развивающая среда группы дидактическими играми, наглядными пособиями по теме.
Все участники проекта (воспитатель, дети и родители) получили радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
Приложение 1.
Консультации для родителей
«КНИЖКИ В ВАШЕМ ДОМЕ»
Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например, - Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом». - Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:
разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
лото или домино «Герои любимых сказок»;
пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
отгадай загадку – найди отгадку;
диски с аудиозаписями различных детских произведений;
сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.
«Сказкотерапия дома»
Сказкотерапия –это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.
Сказка – это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Дети, которым читают сказки с раннего возраста, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Почему сказкотерапия для детей полезна?
мягкая коррекция поведения;
устранение страхов, фобий, неврозов;
проживание отрицательных эмоций;
воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;
ненавязчивое обучение и развитие;
накопление ситуационного опыта.
Метод сказкотерапии появился на рубеже 60 – 70 годов 20 века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси.
В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90 годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К.
Полезные советы и рекомендации для родителелей
Вы спросите, что такое сказкотерапия? Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность человек формируется в детстве и сказкотерапия
– это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.
Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю
В чем отличие сказки и сказкотерапии?
Многие задумаются, разве сказка и сказкотеропия не одно и то же?! Не совсем. Сказки, которые мы слушаем перед сном отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкатеропия - это способ решения конкретной проблемы, опредёлённого ребёнка. В практической психологии довольно часто используется этот метод, который стал актуальным в наше время.
Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.
Какую пользу оказывает сказкотерапия?
Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами воспринимает всё реально. В сказках используются метафоры, гиперболы – способы завлечь ребёнка тем, о чём повествуется. И дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу, поэтому сказкотерапия таким образом способствует ребёнку перенять на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.
Как правильно использовать сказкотерапию?
Многие родители, думаю, что, чтобы научить своего ребёнка, нужно рассказывать ему только положительные истории, но не стоит этого делать. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете? Никто так же и не призывает рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.
Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных. Чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивы.
Основные правила сказкотерапии
Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд.
Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Конечно, лучше предупредить ребенка с помощью сказкотерапии, рассказать ему, что его ждёт. Однако если уж с ним что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще помочь.
Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например, «когда-то/где-то далеко-далеко»,
«давным-давно, в одном королевстве…». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа. После этого можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, разыграть сценку из игрушек, придумать продолжение приключений.
Готовые терапевтические сказки
Младший дошкольный возраст: https://skazkibasni.com/skazkoterapiya- chitaem-detyam-terapevticheskie-skazki