СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность воспитанников с нарушением слуха в условиях школы-интерната

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов — является личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования из-за ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.  

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность воспитанников с нарушением слуха в условиях школы-интерната»

Проектная деятельность воспитанников с нарушением слуха в условиях школы-интерната

      Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Наиболее запоминающимися и эффективными формами и методами работы являются те, где дети сами будут активными участниками, где широко применялась бы наглядность, в этом поможет проектная (исследовательская) деятельность.

Метод проектов — является личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования из-за ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Он является одним из многочисленных методов воспитания, направленных на развитие социальной компетентности школьников. Проектная деятельность - это совместная деятельность педагога и обучающихся, направ­ленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проектная деятельность позволяет сформировать у детей умения и навыки, необходимые для успешной учебной деятельности и становления личности в целом. Работая над проектами, учащиеся знакомят­ся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройст­ве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать инфор­мацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Для реализации проектной деятельности у детей с нарушением слуха необходимо учитывать особенности их речевого развития, низкий уровень представлений о своём крае, необходимо соз­дать условия для обогащения активного и пассивного словаря учащихся, внося новую для детей лексику в их обиход. Следует расширить знания и умения детей в области осуществляемой проектной деятельности, тем самым расширяя их круго­зор. Важно правильно спланировать вре­менные рамки проектной работы и организовывать ее таким образом, чтобы гра­мотно чередовать виды деятельности, избегая возможных нежелательных послед­ствий для учащихся.

Рассмотрим метод проектной деятельности, направленный на развитие социальной компетентности на примере проекта «Мой белый город», реализованного в нашей школе.

В проекте принимала участие разновозрастная группа воспитанников. Для осуществления проекта были использованы различные формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная) с учётом особенностей слабослышащих детей; различные техноло­гии (беседа, игра, опрос, предметно-практическая деятельность). Результат работы над проектом можно разделить на два вида:

  • Внешний: его можно увидеть, потрогать и применить на практике - это презентации, рисунки, фотографии, сообщения, газеты.

  • Внутренний: опыт деятельности, который объединяет в себе знания, уме­ния и навыки, формирует целостное восприятие окружающего мира, налаживает речевую коммуникацию и выстраивает взаимоотношения.

На I этапе работы над проектом воспитатели помогли детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени. Совместно сформулировали тему и цель проекта, выдвинули гипотезу, определили продукт проекта (презентация).

Тема проекта: «Мой Белый город».

Цель: добыть новые сведения о родном городе.

Сформулировали задачи, через планирование интересных дел: узнать историю названия города, выяснить историческое прошлое города , найти сведения о гербе, флаге и наградах города, исследовать достопримечательности города , узнать о знаменитых белгородцах.

Гипотеза Мы предположили, что город Белгород возник давно, имеет свои символы и награды, в Белгороде много красивых памятных мест, в нём жили и живут люди, прославившие город своими делами

На II этапе педагоги помогли воспитанникам спланировать их деятельность (посоветовали, к кому обратит­ся за помощью, в каких источ­никах найти информацию, какие принадлежности и оборудование можно ис­пользовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели). На данном этапе работы дети посещали библиотеки, где выбирали книги о Белгороде, читали их; искали сведения о Белгороде и белгородцах в сети «Интернет»; совместно с воспитателями посещали музеи и театры родного города; расспрашивали взрослых: родителей, бабушек и дедушек, знакомых.

На III этапе - практи­ческой части участники проекта «Мой Белый город» реализовали свой план работы. Организовали и приняли участие в мероприятиях:

  • Конкурс рисунков на асфальте «Город, в котором я живу»,

  • Выставка «Родное Белогорье в рисунках и фотографиях»;

  • Выступления с сообщениями на классных часах и уроках истории: «С чего всё начиналось?», «Пётр I в Белгороде», «Екатерина I и символы г.Белгорода », «Первый Белгородский губернатор», «История возникновения города», «Мой край», «День флага», «Белгород в годы ВОВ», «История названия города», «Моя любимая родина», «Знаменитые люди г.Белгорода»

  • Встречи с ветеранами войны;

Экскурсии в музеи города Белгорода: Белгородский государственный историко-краеведческий музей; музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»; Белгородский государственный художественный музей; Литературный музей; Музей связи;
  • Поездки по местам боевой славы: Музей Боевой славы «Третье ратное поле России», Мемориальный комплекс «Курская дуга», Стела «Город воинской славы», Мемориальный комплекс: скульп­ту­ра «Скор­бя­щая мать», две сте­лы «Сла­ва ге­ро­ям», Веч­ный огонь, Скульп­тур­ная ком­по­зи­ция «По­бе­да», Ал­лея Па­мя­ти ге­ро­ев, Па­мят­ный знак жерт­вам фа­шиз­ма, рас­стре­лян­ным в пе­ри­од ок­ку­па­ции, Па­мят­ник пав­шим в Аф­га­ни­стане.

  • Игра - опрос «Знаешь ли ты историю своего города?», викторина «Чьи имена носят улицы нашего города?»

В результате длительной и кропотливой работы учащимися были сделаны выводы:

  • Наш город был основан очень давно, он старинный. Первое упоминание о Белгороде датируется X веком. Был заложен как крепость, чтобы защищать Московское царство от набегов крымских татар.

  • Белгород имеет историческое прошлое.

Во время правления Петра I Белгородская крепость принимала участия в строительстве судов. Своеобразным памятником пребывания Петра I в Белгороде является Успенско-Николаевский собор. Это самый старый каменный храм в Белгороде.

  • 1 марта 1727г. была образована Белгородская губерния.1730г. Белгород обрел свой герб. Первым губернатором был назначен князь Юрий Юрьевч Трубецкой

В 1779 Белгород — уездный центр Курской губернии.

В 20 в. Белгород — крупный железнодорожный узел.

  • В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Белгорода шли ожесточенные кровопролитные бои. Город был дважды оккупирован немцами и почти полностью разрушен.

В честь освобождения Белгорода от немецких войск 5 августа1943 года в Москве был дан салют победы. С тех пор Белгород называют городом первого салюта, а 5 августа считается днём города.

  • В 1954 город стал центром Белгородской области

Современный герб города воссоздает герба города, утвержденного 21 июля 1893 года.

  • В названии города определение «белый» связано с реальным цветом грунта местности: город находится в центре Мелового Юго-Запада, частично занимает высокую меловую гору, где во второй половине XIX в. ежегодно добывалось свыше 1 тыс. тонн мела.

  • Город Белгород имеет награды и почётные звания:

«Город первого салюта» (5 августа 1943).

«Город воинской славы» (27 апреля 2007)

Орден Отечественной войны I степени (9 апреля 1980)

  • Сегодня наш город тоже активно развивается и входит в список лучших городов России.

  • В Белгороде жили и живут люди, которые любят свой город, свою родину: Святитель Иоасаф (Иоаким Горленко) (1705-1754), Князь Трубецкой Юрий Юрьевич (1668—1739), Ватутин Николай Фёдорович (1901-1944), Хоркина Светлана Васильевна (род. в 1979 году), Емелья́ненко Фёдор Влади́мирович (род. в 1976 году), Шухов Владимир Григорьевич (1853 - 1939), Щепкин Михаил Семёнович (1788-1863), Шипулин Геннадий Яковлевич (род. в 1954 году), Горин Василий Яковлевич (1922-2014), Воробьёв Вячеслав Михайлович (род. в 1984 году), Чумак Юрий Алексеевич (1977 – 1999) и другие. Они делают много хороших и полезных дел.

На IV этапе – итоговом, был представлен продукт деятельности в виде презентации -отчета с по­казом и защитой проекта перед зрителями (учащимися школы).

Опыт, полученный учащимися в результате проектной деятельности, позво­ляет эффективно формировать качества личности: любовь к родному краю, небезразличие к истории своего народа, города.

В результате работы над проектом учащиеся овладели умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении деятельности, что формирует нравственные качества личности.  Стали ярче проявляться познавательные интересы детей,  их творческое участие в конкурсах, выставках

Таким образом, эффективное представление результатов проектной работы возможно для слабослышащих школьников при кропотливой, целена­правленной, системной работе всех педагогов класса, которые интегрируют не только содержательную часть проекта, но и помогают найти адекватную словес­ную форму представления результатов проектной деятельности. Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие познавательных спо­собностей детей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социа­лизацию.

В совместной деятельности с педагогами над проектом у детей форми­руются ключевые компетентности: трудовая, коммуникативная, социальная, ин­формационная, формируется готовность осуществлять более сложные проекты


       Литература:

  1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 

  2. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва.1996 год.

  3. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.

  4. Мирошниченко Н.В., Маркова О.Н., Каменская С.М. Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися/Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием.(г.Белгород,20 декабря 2012 г)../ под общей редакцией Т.А.Алтуховой, Л.В.Годовниковой./Белгород: ИПЦ «Политра», 2012