СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и  метапредметные​. В ходе реализации требований ФГОС большое значение для достижения личностных результатов приобретают проектная и исследовательская деятельность школьников. Рассматриваются различные формы учебной деятельности, процесс формирования УУД.ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и  метапредметные​. В ходе реализации требований ФГОС большое значение для достижения личностных результатов приобретают проектная и исследовательская деятельность школьников. Рассматриваются различные формы учебной деятельности, процесс формирования УУД.ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и  метапредметные​. В ходе реализации требований ФГОС большое значение для достижения личностных результатов приобретают проектная и исследовательская деятельность школьников. Рассматриваются различные формы учебной деятельности, процесс формирования УУД.ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и  метапредметные​. В ходе реализации требований ФГОС большое значение для достижения личностных результатов приобретают проектная и исследовательская деятельность школьников. Рассматриваются различные формы учебной деятельности, процесс формирования УУД.ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и  метапредметные​. В ходе реализации требований ФГОС большое значение для достижения личностных результатов приобретают проектная и исследовательская деятельность школьников. Рассматриваются различные формы учебной деятельности, процесс формирования УУД.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС»

Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС


ФГОС устанавливает определённые требования к результатам образования: личностные, предметные и метапредметные, последние из которых включают такие, освоенные обучающимися, результаты как:

- межпредметные понятия (система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез

- универсальные учебные действия (УУД), которые делятся на регулятивные, познавательные и коммуникативные

- владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Основные особенности оценки результатов обучения.

Достижение личностных результатов не выносится на итоговую аттестацию, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации и образовательных систем разного уровня. Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в примерной программе формирования УУД. Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов – защита итогового проекта. Также, оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам: промежуточных планируемых результатов в рамках текущей и тематической проверки, итоговой оценки и государственной итоговой аттестации.

В документе указывается, что особое внимание следует обращать на организацию самостоятельной проектно-исследовательской деятельности обучающихся, являющейся важной частью внеурочной работы. Задача учителя – стимулировать школьников к выполнению индивидуальных или групповых учебных проектов, отдавая приоритет исследовательским проектам с экспериментальной составляющей.

Перспективная форма внеурочной деятельности – организация практикума или выполнение проектов в рамках непрерывного образования «школа - вуз», с привлечением научных сотрудников и преподавателей ВУЗов в качестве руководителей, консультантов или рецензентов работ школьников.

Программа формирования УУД должна быть направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной и (или) социально значимой проблемы. Программа формирования УУД на ступени среднего (полного) общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектно- и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Исследовательская деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Общей чертой проектной и исследовательской деятельности является то, что цели и задачи их имеют конкретную практическую ценность.

Структура проектной и исследовательской деятельности:

- анализ актуальности проекта или проводимого исследования,

- целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,

- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,

- планирование, компетенция в сфере исследования, творческая активность и высокая мотивация обучающихся,

- проведение исследования,

- оформление результатов работы в соответствии с замыслом,

Итогом данного вида деятельности является интеллектуальное, личностное развитие, рост компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности исследовательской работы.

Различие между проектной и исследовательской деятельностью:

- проектная деятельность: ориентирована на получение конкретного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования; проект содержит предварительное описание и детализацию конечного продукта, а результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми сформулированными в замысле проекта характеристиками.

- исследовательская деятельность на начальном этапе лишь обозначает направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы, прослеживается определённая логика исследования: формулировка проблемы – выдвижение гипотезы – последующая экспериментальная или модельная проверка выдвинутых предположений.

Принципиальное отличие учебно-исследовательской деятельности от научного исследования заключается в том, что научная новизна не может служить критерием оценивания учебно-исследовательской деятельности школьников. Именно научное исследование должно обладать несомненной научной новизной. Главный же результат исследовательской деятельности школьников – это открытие знаний, новых для них самих, но не для науки. Хотя цель учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции учёных, занимающихся научным исследованием.

Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе:

- продукт как материализованный результат

- процесс как работа по выполнению проекта

- защита проекта как иллюстрация образовательных достижений школьника

Классификация проектов, типы проектов:

- по учебному предмету: монопредметные, межпердметные, метапредметные, внепредметные (внешкольные)

- по продолжительности: краткосрочные (одна неделя), среднесрочные (несколько недель), долгосрочные (несколько месяцев),

- по числу участников: индивидуальные и групповые

- по направлениям: исследовательские, прикладные, социальные, игровые.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены как на урочных занятиях:

- урок – исследование, лаборатория, творческий отчёт, экспертиза, защита исследовательских проектов,

- учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов),

- домашнее задание исследовательского характера,

Так и во внеурочное время:

- исследовательская практика,

- образовательные экспедиции, походы, походы выходного дня, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля,

- факультативные занятия,

- ученическое научно-исследовательское общество,

- участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Представление результатов проектной и исследовательской деятельности может происходить по нескольким направлениям:

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад и т.д.),

- создание «материального объекта»: макета, конструкторского изделия,

- представление отчётных материалов по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты,

- статьи, обзоры, отчёты по итогам исследований, проводимые в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов и т.д.

Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся различаются в основной и старшей школе. Основная школа предполагает такой тип деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы, а реализация проектной деятельности допускает совместную деятельность обучающихся и учителя. Старшая же школа предусматривает, то, что проект и исследование являются инструментами деятельности полидисциплинарного характера, необходимыми для освоения социальной жизни и культуры, а проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся, которые самостоятельно формулируют проектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы, определяют параметры и критерии успешности реализации проекта. Исследовательское же направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер, а само выполнение работы возможно обучающимися и вне школы, также как и дистанционное руководство работой.

Требованиями, которым должна соответствовать учебно-исследовательская работа старшеклассников, являются: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение самого исследования, интерпретация полученных результатов. Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования, в том числе и с использованием компьютерных программ.

Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности старшеклассников основаны на том, что обучающиеся получат представление о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности, понятиях (концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, модель), истории науки, новейших разработках в области науки и технологий, правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательской деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); освоят навыки работы с информацией, принятия самостоятельных , аргументированных позиций в выборе пути решения проблемы, работать в команде, выполняя разные социальные роли; обучающиеся смогут решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин, использовать основной алгоритм исследования, принципы проектной деятельности, элементы математического моделирования и математического анализа для интерпретации полученных данных.

Особенностти индивидуального проекта заключаются в том, что

- он представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся,

- выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора), по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, социальной и т.д.),

- выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, например в учебном плане естественно-научного профиля на него отводится 70 часов, а в универсальном профиле – 140 часов, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Защита итогового индивидуального проекта – основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

К защите итогового проекта должны быть представлены такие материалы как:

- продукт проектной деятельности,

- подготовленная учащимся краткая пояснительная записка (тезисы выступления) к проекту с указанием для всех проектов, которая состоит из описания исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов, списка использованных источников,

- отзыв руководителя (рецензию), содержащий краткую характеристику работы учащегося, которая, кроме всего прочего может содержать проявление самим обучающимся в ходе выполнения проекта инициативности и самостоятельности, ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе), наличие исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и / или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник – проект к защите не допускается.

Подходы к оцениванию итогового проекта:

- Интегральный. В него входит вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности, который делается на основе оценки всего множества основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх критериев. В работе целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности в зависимости от степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта: базовый и повышенный.

- Аналитический. При котором по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности (максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать трёх баллов). Достижения базового уровня (отметка «удовлетворительно»): 4 первичных балла (по одному баллу за каждый из четырёх критериев); достижение повышенных уровней: 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо»), 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).


В критерии оценивания итогового проекта входят такие показатели как:

- Сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно использовать имеющиеся знания и способы действий в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой. На базовом уровне: продемонстрировано понимание содержания выполненной работы, в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки; на повышенном уровне: продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности, ошибки отсутствуют.

- Сформированность познавательных УУД: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, но и выбрать адекватные способы её решения, сформулировать выводы и т.п. Базовый уровень: работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения, продемонстрирована способность приобретать новые знания и / или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Повышенный уровень: работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и / или осваивать новые способы действий. достигать более глубокого понимания проблемы.

- Сформированность регулятивных действий: умение самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, выбирать конструктивные стратегии в процессе выполнения работы, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Базовый уровень: продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы, работа доведена до конца и представлена экспертам, некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя, при этом - проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля школьника. Повышенный уровень: работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления, при этом, контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

- Сформированность коммуникативных действий: умение грамотно оформить выполненную работу, ясно изложить и представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Базовый уровень: продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки (тезисов), а также – подготовки простой презентации, автор отвечает сам на простые вопросы. Повышенный уровень: тема ясно определена и пояснена, мысли структурированы, выражены ясно и логично, последовательно и аргументировано, работа вызывает общий интерес, автор свободно отвечает на вопросы.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений, экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений. Проектная и исследовательская работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функции тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимися проектной идеи и научная помощь в подготовке к её защите, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.

Метод проектно-исследовательской деятельности предполагает взаимообогощающую модель сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа», а участие в данном виде деятельности даёт возможность обучающимся выразить свои собственные идеи, проявить творческие способности в удобной для них форме. Проектная деятельность, осуществляемая как в образовательных целях, так и в русле социального проектирования, вносит заметный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказывает влияние на уровень общей культуры обучающихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!