СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность в контексте развития функциональной грамотности при изучении иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности в школе на примере проектной и исследовательской деятельности .

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность в контексте развития функциональной грамотности при изучении иностранного языка»

Проектно-исследовательская деятельность в контексте развития функциональной грамотности при изучении иностранного языка

Горелова Наталья Владимировна,

учитель английского языка,

заместитель директора по УВР

МБОУ «ЯСШ№12»





«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристип ок.435г. до н.э.







Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

То есть

Ф ункциональная грамотность  способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. 

PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

7 компонент функциональной грамотности - Компьютерная грамотность

PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе. Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами,ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.

О собенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:

  • Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.  

  • Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться.  Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности. 

  • Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни. 

  • Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

  • Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.

  • Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.  



М БОУ «Ялтинская средняя школа №12 с углубленным изучением иностранных языков» – это учреждение, где обучающиеся получают ключевые навыки повседневной жизни, компетенции, которые помогут определить, как решать сложные задачи, определенные черты характера позволят решать задачи в изменяющихся условиях. Именно данный комплекс сформированных в школе навыков позволит нормально функционировать личности в системе социальных отношений. Наряду с этим формируется возможность учащихся адаптироваться во внешней среде.


Школа №12 – это школа с углубленным изучением иностранных языков с 55 летней историей развития у учащихся коммуникативной компетенции. А Иностранный язык - средство жизнеобеспечения общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. И особенно сегодня, когда открывается много возможностей путешествовать и развивать бизнес связи с разными странами.


В школе работает дружный высококвалифицированный педагогический коллектив, который идет в ногу со временем. И применяет все современные Технологии для формирования функциональной грамотности обучающихся:
развивающего обучения; уровневой дифференциации;
развития критического мышления; проблемного обучения;
здоровьесберегающие; игровые; информационно– коммуникационные технологии; и конечно проектно-исследовательские.

Ведь Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач.

В ходе проектов учитель сам учится вместе со своими учениками распознавать ситуации, которые помогают разработать хорошие проекты; структурировать проблемы в качестве возможностей для обучения; управлять процессом обучения; разрабатывать содержательные формы оценивания.
Работая над проектом, учащиеся получают практический опыт в планировании, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, что, несомненно, понадобится им в продолжении школьного обучения, дальнейшего среднего профессионального, либо высшего профессионального образования.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, которая принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Х очу рассказать о проекте, который создали педагоги школы, основываясь на системно-деятельностном подходе

Проект «Путешествуя по миру, развиваем функциональную грамотность»


Цели проекта

  • способствовать проявлению и развитию ребенком своих знаний, умений, возможностей, способностей

  • способствовать развитию инновационной деятельности

  • способствовать формированию гармоничной личности, готовой к реалиям современного мира

  • создание открытого банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности.

П роект имеет форму путешествия, которое имеет определенную структуру:

1. продумывание плана путешествия (изучение культуры и литературы различных стран, их географических и природных особенностей, изучение статистики в диаграммах и таблицах, похода в банк, заказ и покупка билетов)

2. путешествие (посадка в транспорт, общение с персоналом, который встречается в пути, поселение в гостиницу, экскурсии, посещение театра, кино, покупки, знакомства, изучение и сравнение экологических вопросов современности разных частей мира)

3 . возвращение домой (анализ эстетической и финансовой стороны путешествия, обмен впечатлениями с друзьями через почту и лично)

















МБОУ «Ялтинская средняя школа №12 с углубленным изучением иностранных языков» развивает коммуникативные компетенции на иностранных языках

Проводятся ежегодные научно- практические конференции для обучающихся старших классов

Ребята принимают участие в различных проектах . Например в рамках Международного арт проекта «Остров счастья English club» ребята подготовили и провели экскурсии для ребят из разных уголков России и мира на английском языке по нашему городу. И проект «Ялта экскурсионная» уже несколько лет популярен среди школьников. Некоторые наши ученики являются экскурсоводами в дворцах города.

Р азвитию коммуникативной компетенции на иностранных языках способствует международное общение с представителями различных стран и прямое общение с носителями иностранных языков в онлайн формате и лично. За последние 2 года у школы появилось много новых друзей из различных стран мира: Австрии, Германии, США.

В сентябре 2021 года школу посетил гость из Германии Эберхард Кегль, театральный деятель, педагог. Он познакомил ребят с новыми веяниями в изучении немецкого языка через Арт-технологии


В сентябре 2020 года школу посетили 2 иностранные делегации из Германии
Визит в школу стал ярким событием в жизни гостей - участников Международного фестиваля «Дорога на Ялту». И группа подростков, участвующих в проекте «Международной детской дипломатии»

МБОУ «ЯСШ №12» - в числе лучших школ России согласно исследованию, проведённому в 2020 и 2021 году рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика) https://raex-a.ru/rankings/school_2020 https://raex-rr.com/education/schools/best_schools_2021

Н а базе МБОУ «ЯСШ №12» проводится много методических мероприятий: семинаров, конкурсов, конференций для педагогов и учащихся города и региона. Педагоги и обучающиеся школы являются их активными участниками и делятся своим опытом и наработанным материалом.

Список заслуг учащихся МБОУ»ЯСШ №12» очень велик и у большинства детей есть красивое портфолио с демонстрацией их реальных достижений. Многие из которых можно проследить на страницах сети Интернет, например https://vk.com/club196885620https://www.facebook.com/groups/597660944052268

Н аш девиз:

«Я не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться»
Альберт Эйнштейн

















Три основных фактора

Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах – от бытовой, коммуникативной до правовой)

Второй - компьютерные и информационные умения

Третий - коммуникативные умения



























Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат.


Считать без калькулятора.


Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.


Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет.


Пользоваться электронной почтой.


Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.


Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.


Заботиться о своем здоровье.


Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.


Читать чертежи, схемы, графики.


Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).


Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.


Анализировать числовую информацию.

Коммуникативная

Работать в группе, команде.


Расположить к себе других людей.


Не поддаваться колебаниям своего настроения.


Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.


Организовать работу группы.

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.


Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.


Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).


Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.


Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.


Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором

Правовая и общественно-политическая грамотность

Отстаивать свои права и интересы.



Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента



Глоссарий

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.



«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристип ок.435г. до н.э.