Проектно-исследовательская деятельность в контексте развития функциональной грамотности при изучении иностранного языка
Горелова Наталья Владимировна,
учитель английского языка,
заместитель директора по УВР
МБОУ «ЯСШ№12»
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристип ок.435г. до н.э.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
То есть
Ф
ункциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
PISA Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет.
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
7 компонент функциональной грамотности - Компьютерная грамотность
PISA пока не относит этот вид грамотности к важнейшим, однако ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе. Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с учениками цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами,ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.
О
собенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:
Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
М
БОУ «Ялтинская средняя школа №12 с углубленным изучением иностранных языков» – это учреждение, где обучающиеся получают ключевые навыки повседневной жизни, компетенции, которые помогут определить, как решать сложные задачи, определенные черты характера позволят решать задачи в изменяющихся условиях. Именно данный комплекс сформированных в школе навыков позволит нормально функционировать личности в системе социальных отношений. Наряду с этим формируется возможность учащихся адаптироваться во внешней среде.
Школа №12 – это школа с углубленным изучением иностранных языков с 55 летней историей развития у учащихся коммуникативной компетенции. А Иностранный язык - средство жизнеобеспечения общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. И особенно сегодня, когда открывается много возможностей путешествовать и развивать бизнес связи с разными странами.
В
школе работает дружный высококвалифицированный педагогический коллектив, который идет в ногу со временем. И применяет все современные Технологии для формирования функциональной грамотности обучающихся:
развивающего обучения; уровневой дифференциации;
развития критического мышления; проблемного обучения;
здоровьесберегающие; игровые; информационно– коммуникационные технологии; и конечно проектно-исследовательские.
Ведь Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач.
В ходе проектов учитель сам учится вместе со своими учениками распознавать ситуации, которые помогают разработать хорошие проекты; структурировать проблемы в качестве возможностей для обучения; управлять процессом обучения; разрабатывать содержательные формы оценивания.
Работая над проектом, учащиеся получают практический опыт в планировании, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, что, несомненно, понадобится им в продолжении школьного обучения, дальнейшего среднего профессионального, либо высшего профессионального образования.
Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, которая принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Х
очу рассказать о проекте, который создали педагоги школы, основываясь на системно-деятельностном подходе
Проект «Путешествуя по миру, развиваем функциональную грамотность»
Цели проекта
способствовать проявлению и развитию ребенком своих знаний, умений, возможностей, способностей
способствовать развитию инновационной деятельности
способствовать формированию гармоничной личности, готовой к реалиям современного мира
создание открытого банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности.
П
роект имеет форму путешествия, которое имеет определенную структуру:
1. продумывание плана путешествия (изучение культуры и литературы различных стран, их географических и природных особенностей, изучение статистики в диаграммах и таблицах, похода в банк, заказ и покупка билетов)
2. путешествие (посадка в транспорт, общение с персоналом, который встречается в пути, поселение в гостиницу, экскурсии, посещение театра, кино, покупки, знакомства, изучение и сравнение экологических вопросов современности разных частей мира)
3
. возвращение домой (анализ эстетической и финансовой стороны путешествия, обмен впечатлениями с друзьями через почту и лично)
МБОУ «Ялтинская средняя школа №12 с углубленным изучением иностранных языков» развивает коммуникативные компетенции на иностранных языках
Проводятся ежегодные научно- практические конференции для обучающихся старших классов
Ребята принимают участие в различных проектах . Например в рамках Международного арт проекта «Остров счастья English club» ребята подготовили и провели экскурсии для ребят из разных уголков России и мира на английском языке по нашему городу. И проект «Ялта экскурсионная» уже несколько лет популярен среди школьников. Некоторые наши ученики являются экскурсоводами в дворцах города.
Р
азвитию коммуникативной компетенции на иностранных языках способствует международное общение с представителями различных стран и прямое общение с носителями иностранных языков в онлайн формате и лично. За последние 2 года у школы появилось много новых друзей из различных стран мира: Австрии, Германии, США.
В сентябре 2021 года школу посетил гость из Германии Эберхард Кегль, театральный деятель, педагог. Он познакомил ребят с новыми веяниями в изучении немецкого языка через Арт-технологии
В сентябре 2020 года школу посетили 2 иностранные делегации из Германии
Визит в школу стал ярким событием в жизни гостей - участников Международного фестиваля «Дорога на Ялту». И группа подростков, участвующих в проекте «Международной детской дипломатии»
МБОУ «ЯСШ №12» - в числе лучших школ России согласно исследованию, проведённому в 2020 и 2021 году рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика) https://raex-a.ru/rankings/school_2020 https://raex-rr.com/education/schools/best_schools_2021
Н
а базе МБОУ «ЯСШ №12» проводится много методических мероприятий: семинаров, конкурсов, конференций для педагогов и учащихся города и региона. Педагоги и обучающиеся школы являются их активными участниками и делятся своим опытом и наработанным материалом.
Список заслуг учащихся МБОУ»ЯСШ №12» очень велик и у большинства детей есть красивое портфолио с демонстрацией их реальных достижений. Многие из которых можно проследить на страницах сети Интернет, например https://vk.com/club196885620https://www.facebook.com/groups/597660944052268
Н
аш девиз:
«Я не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться»
Альберт Эйнштейн
Три основных фактора
Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах – от бытовой, коммуникативной до правовой)
Второй - компьютерные и информационные умения
Третий - коммуникативные умения
Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности | Умения (эмпирические показатели): |
Общая грамотность | Написать сочинение, реферат. |
| Считать без калькулятора. |
| Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. |
| Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. |
Компьютерная | Искать информацию в сети Интернет. |
| Пользоваться электронной почтой. |
| Создавать и распечатывать тексты. |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях | Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. |
| Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. |
| Заботиться о своем здоровье. |
| Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. |
Информационная | Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. |
| Читать чертежи, схемы, графики. |
| Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). |
| Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. |
| Анализировать числовую информацию. |
Коммуникативная | Работать в группе, команде. |
| Расположить к себе других людей. |
| Не поддаваться колебаниям своего настроения. |
| Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. |
| Организовать работу группы. |
Владение иностранными языками | Перевести со словарем несложный текст. |
| Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. |
| Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. |
Грамотность при решении бытовых проблем | Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). |
| Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. |
| Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. |
| Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором |
Правовая и общественно-политическая грамотность | Отстаивать свои права и интересы. |
| Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента |
Глоссарий
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут» Аристип ок.435г. до н.э.