СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Южно-Сухокумск



Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности представляется в номинации

«Эколого-биологическая»

Тематическое направление деятельности «Агро»

«Планета будущего»







Составила:

Преподаватель МКОУ «СОШ№4» города Южно-Сухокумска

Нурмагомедова Патимат Хирамагомедовна

















Оригинальность работы 83,96%, совпадений 16,04%, проверено на Антиплагиате

Оригинальность работы 83,96%, совпадений 16,04%, проверено на Контент Уник









На золотых полях — пшеница,

По пастбищам идут стада.

А у селян, как бронза, лица,

Поскольку каждый день — страда.

Они нас кормят неустанно,

Снабжают хлебом, молоком.



Сведения о рабочей программе

  1. Общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Южно-Сухокумск

  1. Полное название программы

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета будущего»

3.Ф.И.О., должность Нурмагомедова П.Х. биолог

4.Область применения дополнительное образование

5 Направленность: естественно-научная

6 Уровень освоения программы: стартовый

7 Вид программы: Общеразвивающая

8 Возраст обучающихся: 11-15 лет

9 Продолжительность обучения: 1 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Планета будущего» направлена на формирование успешности у обучающихся, подготовить их к самостоятельной жизни в условиях стремительного развития науки и роста народонаселения на планете. Программа поможет развить у учащихся «сельскохозяйственную грамотность». Учащиеся получат возможность приобрести знания и умения, необходимые для современного землепользователя, которые смогут реализовать как на своих личных приусадебных участках, так и в более широком масштабе.

Актуальность данной программы.

Учащиеся смогут более подробно изучить биологические особенности растений, узнать необходимые условия их выращивания, подобрать нужные удобрения, диагностировать и лечить заболевания растений, также делается упор на сельскохозяйственные особенности муниципалитета и республики. Обучение по программе «Планета будущего» поможет учащимся приобрести знания по технологии производства продуктов растениеводства, и с принципами переработки продукции. В процессе обучения предполагается непосредственный контакт с растениями, что плодотворно влияет на психологическое состояние учащихся, их раскрепощение и хорошее настроение.

При изучении программа «Планета будущего» ученику представляется возможность самому приобретать знания, а учитель мотивирует и направляет его в работе (организовывает, координирует, консультирует, контролирует). За последнее десятилетие стремительно растет народонаселение на нашей Земле и поэтому агрономия стала одной из важнейших отраслей сельского хозяйства. Перед агрономами стоит задача обеспечивает население высококачественными продуктами питания и снабжать многие отрасли промышленности необходимым сырьем. Правильное использование земли обеспечит гармоничное сосуществование человечества и природы. При прохождении программы ученики смогут  познакомиться со значением растений в жизни человека и использованием продукции растениеводства для удовлетворения человеком своих жизненно важных потребностей (в пище, тепле, одежде).  Научаться любить и заботится о нашей планете, рациональному природопользованию.

Программа развивает у учащихся навыки исследовательской и проектной деятельности.   Практическая работа и наблюдения занимают ведущее место в учебном содержании, что способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, самопознанию, самореализации и творческому саморазвитию.  Большое внимание уделяется биологическим особенностям и значению тех растений и животных, которые составляют сельскохозяйственную базу Республики Дагестан.

Раннее приобщение учащихся к исследовательской деятельности позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и неформальным усвоением программы, с профессиональной ориентацией.

При обучении школьников по данной программе значительное место отводится практическим работам, с использованием современных школьных научно-исследовательских лабораторий. Данные экспериментальных работ ребята могут использовать на различных конкурсах и конференциях. Итогами работы по программе «Планета будущего» является защита исследовательского проекта, экспериментальная часть которого ставится на учебно-опытном участке школы. Всё это помогает современному школьнику в его профориентации, а также формирует правильное отношение к природе и природопользованию.

Работа по программе «Планета будущего» предполагает частое проведение занятий на открытом воздухе, что благотворно влияет на их здоровье. Обеспечивает постоянный контакт детей с природой, что способствует улучшению их эмоционального состояния.

Новизна программы «Планета будущего» заключается в том, что при работе над программой учитывалась тесная взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с экологией. В данной программе воспитывается экологическая грамотность учащихся через бережное землепользование. Работая по данной программе учащиеся используют современные информационные технологии.

Педагогической целесообразностью является ее построение на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и педагогом, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Адресат программы

Программа «Планета Будущего» предназначена для детей среднего школьного возраста (11-15 лет).

Условия набора в учебную группу.

Учащиеся, имеющие определённый интерес к работе на земле, растениеводству и экологии, могут входить в учебную группу.

Количество учащихся

Наполняемость учебной группы: 15-20детей.

Объём и срок освоения программы

Продолжительность обучения 1 год 35 часа.

Режим занятий

Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 35.

Начало занятий группы– с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Формы организации деятельности учащихся:

групповые занятия;

работа по подгруппам;

индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми).



Цель программы: формирование у учащихся основ современного возделывания сельскохозяйственных культур, произрастающих на территории Дагестана с учётом экологических основ сельскохозяйственного производства.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Задачи:

Образовательные:

формирование знаний по выращиванию растительных культур в Республике Дагестан;

- овладение простейшими навыками по выращиванию растительных культур;

- обучение методам принятия экологически грамотных решений в сельском хозяйстве.



Развивающие:

-развитие навыков исследовательской и проектной работы;

-развитие интеллектуальных, познавательных способностей.



Воспитательные:

- формирование у учащихся уважительного отношения к труду, к глубокому пониманию природы, к познанию биологических законов и использованию их в сельскохозяйственной практике;

-привить любовь к труду при работе на земле.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Тео-рия

Прак-тика


Введение

1

1

-

Входной контроль

Тема 1.

Понятие об агрономии

11

6

5


1.

Способы, методы и приёмы обработки почвы.

3

2

1

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

2.

Плодородие почвы. Почвы ногайской степи.

1

1

1

Тестирование

3.

Эрозия степных почв. Меры защиты и повышение плодородия почвы.

3

1

1

Комбинированный: анкетирование, наблюдение, решение проблемы

4.

Определение водоемкости почвы

2

1

1

Задания, сравнения водоемкости почв

5.

Анализ почвы.

2

1

1

Групповая оценка работ.

Тема 2.

Удобрения

10

5

5


1.

Классификация удобрений.

1

1

1

Тематические кроссворды.

2.

Калийные, азотные, фосфорные удобрения.

5

2

2

Тестовая работа

3.

Органические удобрения.

2

1

1

Групповая оценка работ.

4.

Внесение удобрений.

2

1

1

Презентации работ учащихся

Раздел 3.

Посев и посадка сельскохозяйственных культур


4

2

2


1.

Комплекс агротехнологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур.

2

1

1

Комбинированный: анкетирование, наблюдение, решение проблемы

2.

Посев семян. Комплекс агротехнических требований по посеву семян.

2

1

1

Групповая оценка работ.

Раздел 4.

Полевые и овощные культуры Республики Дагестан

6

3

3


1.

Хлебные злаки: пшеница, овес, ячмень, рожь.

1


1

Демонстрационные

2.

Технические культуры.

1


1

Педагогическая диагностика.

3.

Кормовые культуры.

2

1

1

Тематические кроссворды.

4.

Овощные культуры.

1

1


Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

5.

Плодовые овощные культуры.

1

1


Деловая игра:

«Найди съедобный плод»

Тема 5.

Защита растений от вредителей и болезней

3

1

2


1.

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.


1

1

0

Комбинированный: анкетирование, наблюдение, решение проблемы

2.

Методы защиты растений от вредителей и болезней.

1

0

1

Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.


Работа учащихся над проектом

1

0

1

Проектная работа


Защита учащимися результатов проектно-исследовательской деятельности


1

0

1

Оценка проектных работ



Итого

36






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Введение.

Знакомство с планом работы кружка на год, с требованиями к поведению обучающихся, с правилами техники безопасности. Выяснение глубины прежних знаний обучающихся.

Тема 1. Понятие об агрономии.

Теория. 1.1. Способы, методы и приёмы обработки почвы. Способы обработки почвы (рыхление, перемешивание, выравнивание, уплотнение.) Способы выполнения (отвальная и безотвальная вспашка). Без пахотные технологии. Приемы обработки почвы (культивация, боронование, прикатывание, шлифование и др.)

Практика. Просмотр и обсуждение учебного фильма по обработке почв. Экскурсия на пришкольный участок и определение способа обработки почвы на нём.

Теория 1.2. Плодородие почвы. Виды почвенного плодородия. Почвы Дагестана

Практика. Подготовка лабораторных проб почвы для анализа и условия их хранения

Теория 1.3. Эрозия почвы. Способы защиты и повышения плодородия почвы.

Практика

Практическая работа: № 1 «Химический анализ почвы пришкольного участка».

Теория 1.4. Влагоёмкость почвы и её определение. Виды влагоёмкости почвы: максимальная адсорбционная, капиллярная, наименьшая и полная. Значение воды для растений.

Практика

Практическая работа: № 2 «Определение влагоёмкости почвы пришкольного участка».

Теория 1.5. Агрохимический анализ плодородия почв по содержанию гумуса и доступных для растений фосфора, калия и азота. Анализ кислотности (щёлочности) почв по величине рН водной и солевой вытяжек.

Практика

Практическая работа: № 3 «Определение кислотности почвы пришкольного участка».

Раздел 2. Удобрения.

Теория 2.1. Классификация удобрений. Виды и формы. Способы внесения. Минеральные, органические, бактериальные удобрения. Простые и комплексные удобрения.

Практика

Практические работы: № 4 «Состав и виды удобрений».

№ 5 «Качественный анализ минеральных удобрений».

Теория 2.2. Азотные удобрения и их классификация. Доступные формы азота для питания растений. Нитрификация и аммонификация. Фосфорные удобрения и их классификация. Значение фосфора в жизни растений. Калийные удобрения и их классификация. Значение калия в жизни растений. Альтернатива калийных удобрений.

Практика

Практическая работа: № 6 «Расчёт доз минеральных удобрений».

Теория 2.3. Органические удобрения.

Практика

Просмотр учебного фильма о растениях сидератах.

Высадка на практике растений сидератов на учебно-опытном участке.

Теория 2.4. Способы внесения удобрений. Органические удобрения - торф, навоз удобрения, компосты, зелёное удобрение или растения сидераты. Внесение удобрений. Классификация по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное. Применение азотных, фосфорных, калийных удобрений.

Практика

Практическая работа: № 7 «Определение сроков внесения удобрений под разные культуры растений».

Раздел 3. Посев и посадка сельскохозяйственных культур.

Теория 3.1. Комплекс агротехнологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур. Требования к посевному материалу. Отбор семян для анализа их качества.

Практика

Презентация работ учащихся по темам: «Подготовка семян к посеву»; «Хранение посевного материала»; «Очистка, сортировка и калибровка семян на зерноочистительных машинах»; «Предпосевная проверка качества семян». Хранение посевного материала

Теория 3.2. Посев семян. Комплекс агротехнических требований по посеву семян. Посев семян. Норма высева семян, глубина заделки, сроки посева. Требования к выполнению работы по посеву семян.

Практика

Практическая работа: № 8 «Посев семян перца на рассаду».

Раздел 4. Полевые и овощные культуры Тамбовской области.

Теория 4.1. Посев семян. Комплекс агротехнических требований по посеву семян. История полевых культур. Места произрастания. Технология растениеводства полевых культур, питательная ценность, применение.

Практика

Практическая работа: № 9 «Определение твёрдой и мягкой пшеницы по колосу и зерну». Изучение отличительных признаков твёрдой и мягкой пшеницы по колосу и зерну.

Теория 4.2. Характеристика технических культур. Применение технических культур в различных отраслях промышленности. Агротехника, способы переработки, использование в пищу.

Практика

Практическая работа: № 10 «Определение количества сахаров в разных сортах сахарной свеклы». Теория 4.3. Кормовые культуры (кормовая свекла, подсолнечник, морковь, кукуруза).

Практика

Выращивание кормовых культур на учебно-опытном участке.

Теория 4.4. Овощные культуры семейства крестоцветных. Сорта капусты: белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, брюссельская. Морфологические и биологические особенности. Аллопатическое взаимодействие с другими культурами. Посадка рассады. Уход за растениями.

Практика

Посев семян овощных культур с учетом аллелопатического влияния растений друг на друга.

Теория 4.5.Плодовые овощные культуры семейства Паслёновые - томат. Родина томата. Биологические особенности. Сорт, цвет, форма. Приёмы возделывания. Сортовые новинки. Аллелопатическое взаимодействие с другими культурами. Посадка рассады. Уход за растениями. Плодовые овощные культуры семейства. Тыквенные – тыква, кабачок, патиссон, огурец. Родина тыквенных культур. Приёмы возделывания.

Практика

Практическая работа: № 11 «Посев семян томата на рассаду различными способами».

Раздел 5. Защита растений от вредителей и болезней.

Теория 5.1. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.

Вредители сельскохозяйственных культур: насекомые, клещи, улитки, круглые черви; грызуны: полевки, суслики; мокрицы. Типичные вредители растений Петровского района и меры борьбы с ними. Болезни сельскохозяйственных культур. Грибы, бактерии, вирусы. Мучнистая роса. Бактериальные и вирусные болезни (клубни и семена).

Практика Просмотр и обсуждение учебного фильма о болезнях и вредителях растений.

Теория 5.2.Методы защиты растений от вредителей и болезней.

Методы защиты растений от вредителей и болезней: агротехнический - обработка почвы, использование удобрений, соблюдение севооборотов, выбор устойчивых сортов; физико-механический - удаление сухих веток, листвы и их сжигание; биологические меры борьбы с вредителями и болезнями.

Практика

Практическая работа: №12 «Использование растений защитников на учебно-опытном участке».

Защита учащимися результатов проектно-исследовательской деятельности.

Презентация результатов проектно-исследовательской деятельности.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании обучения обучающиеся должны

знать:

- правила техники безопасности при работе на учебно-опытном участке;

- правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами;

- виды почвенного плодородия и почвы Тамбовской области;

- классификацию удобрений, способы их внесения и расчёт доз внесения удобрений;

- посев и посадка сельскохозяйственных культур;

- особенности хранения семян;

- полевые и овощные культуры республики Дагестан;

- особенности возделывания овощных и полевых культур в Ногайской степи;

-условия, необходимые для прорастания и приживаемости рассады;

- условия ухода за растениями;

- сроки выращивания полевых и овощных культур.

должны уметь:

-соблюдать правила техники безопасности;

- распознавать семена важнейших с/х культур по внешним признакам;

- готовить и закладывать семена на хранение;

-распознавать и описывать сорта овощных и полевых культур;

-определять полевые и овощные культуры;

-готовить семенной материал для посева;

-ухаживать за опытными растениями;

-вести наблюдения и ставить опыты;

-оформлять результаты опытов;

-выступать публично.



По итогам обучения у учащихся сформируются учебные универсальные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:

сформированы умения:

оценивать собственную учебную деятельность и свои достижения;

проявлять самостоятельность, инициативу;

уважение к культуре и истории своего народа, родной страны.

Регулятивные УУД:

сформированы умения:

целеполагания, способность ставить перед собой новые учебные задачи и осуществлять их реализацию;

контролировать и оценивать свои действия по результатам работы;

желание принимать участие в концертных выступлениях и других коллективных мероприятиях.

Познавательные УУД:

умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, анализировать и структурировать полученные знания;

Коммуникативные УУД:

сформированы умения:

сотрудничества с педагогом и сверстниками;

групповой деятельности.

Методическое обеспечение программы



п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Введение

Теоретическое занятие

Словесные: беседа, рассказ

Дидактические карточки с заданиями.

Входной контроль знаний, умений и навыков

2.

Понятие об агрономии

Теоретические и практические занятия

Словесные: лекция, беседа, рассказ,

Наглядные: демонстрация схем, иллюстраций, видеофрагментов.

Приемы: постановка проблемы.

Компьютер,

проектор, экран.

Видеофильм

«Способы обработки почвы»,


Экспресс-опрос,

практические задания

3.

Удобрения

Теоретические и практические занятия

Словесные: лекция, беседа, рассказ.

Наглядные: демонстрация видеофильма, инструктаж и практические задания.

Компьютер,

проектор, экран, видеофильм

«Растения сидериты», «Анализ удобрений»


Практические задания, тесты.

4.

Посев и посадка сельскохозяйственных культур

Теоретические и практические занятия, экскурсии, игра-путешествие


Словесные: лекция, беседа, рассказ, демонстрация, инструктаж и практические задания.

Приемы: сравнение, выводы, использование инструктивных карточек

Комнатная мини теплица для посева семян, грунт, семена перца разных сортов

Практические задания,

презентации учащихся

5

Полевые и овощные культуры Дагестана

Теоретические и практические занятия

Словесные: лекция, беседа, рассказ, дискуссия.

Наглядные: демонстрация коллекции полевых и овощных культур. Инструктаж и практические задания на учебно-опытном участке.

Колосья тв. и мяг. пшеницы, ящик для посева семян, грунт, семена томата разных сортов, семена растений сидеритов,


Практические задания,

презентации учащихся

6

Итоговое занятие

Практическое занятие

Словесные: беседа.

Приемы: обобщение, сравнение.

Проектор, компьютер, экран

Оценка проектных работ










«Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 35.

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.

Информационное обеспечение

Подключение к сети Интернет.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в помещениях для учебных занятий и учебно-опытном участке, отвечают правилам СанПиНа, требованиям пожарной безопасности. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие шкафов для хранения оборудования (микроскопов, лабораторий, лабораторной посуды, реактивов и т.д.), аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

  • педагогические наблюдения;

  • использование методов специальной диагностики, тестирования;

  • беседы с детьми и их родителями;

  • открытые занятия;

  • конкурсы внутри коллектива;

  • мероприятия с участием родителей.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

опрос, дискуссия, наблюдение; тестирование, защита творческой работы, защита проектов; анкетирование; организация фестивалей, выставок, учебно– исследовательских конференций, фотовыставок; стенгазет.

В процессе проведения теоретических занятий применяются следующие методы: рассказ, беседа, подготовка докладов, демонстрация видеофильмов.

Практические занятия проходят в форме практических работ в кабинете, экскурсий, исследований, наблюдений, закладки опытов на учебно-опытном участке, выполнения проектов, ролевых и деловых игр, обсуждений видеофильмов.

Итоговый контроль осуществляется в виде защиты проектных работ.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

-учебно-опытный участок;

- помещение для занятий;

- наглядные пособия по темам;

- портативные лаборатории, приборы;

- видео- и аудиотехника.

Литература

для педагогов:

  1. Агрономия /Под ред. В.Д. Мухи. – М.: Колос, 2001. – 428 с.

  2. Послеуборочная обработка и хранение зерна, Цык В.В., 2014

  3. Земледелие, Методические указания, Киселева Л.В., Кожевникова О.П., Васин В.Г., 2018

  4. Растениеводство, Гущина В.А., 2010

  5. История агрономии, Часть 2, Несмеянова М.А., Дедов А.В., Коротких Е.В., 2017

  6. Методические указания по прохождению практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, Канаев М.А., 2018

  7. Традиционные типы и системы земледелия Дагестана в ХIХ-начале ХХ века: с привлечением материалов по всему Кавказу Автор З. О. Османов

для детей:



1. Вавилов, П.П. Растениеводство / Вавилов, П.П. и. - М.: Колос; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019.

2. Занимательная агрономия (Дояренко) 1956 год

3. Основы агрономии, Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М., 2013



Интернет-ресурсы

  1. http://www.edudic.ru/she -. Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство.

  2. http://www.christmas-plus.ru - Комплексное оснащение лабораторий.

  3. http://www.cnshb.ru/ -Центральная научная сельскохозяйственная библиотека