Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Исхакова Алмаза Салимовича села Уральск муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
ЗОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ДОРОГАМИ ТВОРЧЕСТВА»
Направление исследования: Окружающий мир
Тема: «Блокадный хлеб»
Авторы работы:
Габдрахманова Зарина обучающаяся 3а класса МБОУ СОШ имени Исхакова Алмаза Салимовича села Уральск МР Учалинский район Республики Башкортостан
Руководитель:
Сабанбаева Диля Гусмановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ имени Исхакова А.С. с.Уральск МР Учалинский район Республики Башкортостан
Уральск 2019
Содержание
1. Введение………………………………………………1-2стр.
1.1.Актуальность
1.2.Проблема
1.3.Объект
1.4.Предмет
1.5.Цель
1.6.Задачи
1.7. Гипотеза
1.8. Методы исследования
2. Основная часть………………………………………3-8 стр.
2.1. Что такое «хлеб»?
2.2. Голод в блокадном Ленинграде.
2.3. Изучение состава и нормы блокадного хлеба.
2.4. Сбор компонентов блокадного хлеба.
2.5. Практическая часть. Закваска и выпечка хлеба.
2.6. Взвешивание нормы хлеба для детей и взрослых.
3. Заключение………………………………………………6 стр.
3.1. Список литературы…………………………… 7 стр.
3.2. Приложение………………………………………8-10стр.
1. Введение
Актуальность. 27 января 2019 года наша страна отмечала 75-тилетие снятия блокады Ленинграда. В честь этого великого дня в нашей школе был проведен утренник для начальных классов. Дети рассказывали стихи о блокаде. В конце мероприятия нам было показана норма блокадного хлеба. Тема блокадного хлеба меня потрясла. Как выживали люди с такой нормой? Из чего и как пекли тот спасительный хлеб?
Проблема: Можно ли в домашних условиях испечь блокадный хлеб?
Объект: блокадный хлеб.
Предмет: состав блокадного хлеба.
Цель: испечь блокадный хлеб в домашних условиях.
Задачи: -в литературе о блокаде Ленинграда, найти рецепт блокадного хлеба.
-изучить процесс выпечки.
- найти компоненты хлеба.
- испечь хлеб.
-разделить на суточную норму для детей и взрослых.
Гипотеза: если знать состав хлеба и соблюдать их правильную пропорцию, возможно испечь блокадный хлеб в домашних условиях.
Методы исследования: изучение литературы по данной проблеме;
анализ и поиск информации в Интернете;
Наблюдение, выпечка, разделка хлеба на блокадные нормы взрослых и детей, фото – фиксация.
2. Основная часть
2.1.Что такое «хлеб»?
Продукт, выпекаемый из муки.
Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.).
Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий.
Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы; злаки. [https://www.efremova.info/word/xleb.html#.XHa6n0cue1s ]
2.2. Голод в блокадном Ленинграде
Из книги Д.В. Павлова:
…11сентября 1941 года был проведен переучет всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения на 12сентября запасов имелось: муки и зерна
- на 35 дней, крупы и макарон - на 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. Войска отступали на несколько километров от Ленинграда. Рассчитывать на скорое поступление грузов с продуктами не приходилось. В связи с этим была уменьшена хлебная норма. Работающие стали получать по 500г, те кто служил и дети- по 300, иждивенцы - по 250 г. В начале блокады хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых, отруби и муку из затхлого зерна. А еще месяц спустя тесто делали из целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, березовые почки и сосновую кору, использовалась коревая мука (от слова корка). Что такое коревая мука? В Ладоге машины, везшие муку в блокадный город тонули, люди и солдаты крючьями на веревках поднимали из воды мешки. Бывало мука пролежала под водой больше двух недель. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали и перемалывали. Эта коревая мука давала возможность значительно сократить количество других малосъедобных добавок в блокадном хлебе.
Водители рисковали жизнью, доставляя муку через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Блокадный хлеб был бесценен.
Не будь хлеба – не было бы и Победы! [Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.]
2.3. Состав блокадного хлеба.
На территории ленинградского порта обнаружили 4 тыс. т хлопкового жмыха. В пищу этот жмых раньше не применяли, считалось, имеющееся в нем ядовитое вещество (госсипол) опасно для здоровья. Провели несколько опытов и установили, что госсипол при выпечке хлеба от высокой температуры разрушается и, следовательно угроза отравления отпадает. Жмых вывезли из порта и полностью использовали в хлебопечении. Нужда поистине изобретательна. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же направляли в хлебопечение. Хлебных суррогатов было найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков.
В общей сложности суррогаты и примеси дали возможность кормить население и войска хлебом в течении 25 дней, а каждый выигранный день в условиях осады города имел неоценимое значение.
В конце ноября перед хлебопекарной промышленностью возникла ещё одна важная проблема - использовать новый вид суррогата хлеба- пищевую целлюлозу. Ученые добились промышленной выработки целлюлозной муки (из древесины). Трест хлебопечения получил задание использовать этот суррогат. На вид хлеб был привлекательным, с румяной корочкой, а на вкус горьковато-травянистый. Съев кусок хлеба, чувствуешь во рту горечь.
Но целлюлозная мука проблему голода не решила, так как ее можно было добавить не больше 10%. Нужно было и масло для смазывания форм при выпечке хлеба. Были привлечены мастера, лаборанты, они создали эмульсию, которая позволила выпеченный хлеб вынимать из форм и не придавала бы хлебу посторонний вкус. Ежедневный расход масла удалось уменьшить на 2 т.
В начале ноября обстановка в городе ухудшилась. Запасы продовольствия были небольшие. Власти были вынуждены еще уменьшить хлебный паек. С 13 ноября рабочим установили норму 300г хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям - по 150г.
Положение с продовольствием было критическим, и в конце ноября пятый раз сокращаются нормы выдачи хлеба. С этого дня рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, служащие, иждивенцы и дети -125. В неотапливаемых квартирах прочно поселился холод, безжалостно замораживая истощенных людей. Дистрофия и холод угнали в могилу в ноябре 11085 человек. Под ударами косы смерти первыми легли мужчины преклонного возраста. Их организм не выдерживал острого голода в самом начале, в отличие от того же возраста женщин или молодых мужчин.
Для повышения жизнеспособности ослабленных людей органы здравоохранения организовали широкую сеть стационарных пунктов, где применялись комбинированные способы лечения: вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина. Многим людям эти меры спасли жизнь, однако «забытый» минимум питания человека давал знать о себе, с каждым днем умирало все больше и больше взрослых и детей. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, схватывало его в тиски, и наступал конец. Но борьба продолжалась с невиданным упорством.
За время блокады сменилось ровно десять рецептов, по которым пекли тот самый хлеб. Первые месяцы, когда на складах оставалось еще хоть какое-то количество запасов, хлеб готовили из смеси ржаной, овсяной, ячменной и солодовой муки. Уже через месяц в состав были вынуждены ввести льняной жмых и отруби. Ну а спустя непродолжительное время, в ход пошла целлюлоза и обойная мука. В состав блокадного ленинградского хлеба, одно время, попали даже березовые почки и сосновая кора.
Рецепт блокадного хлеба ноября 41-го
57% — обойная мука ,20 — 30% — овсяная мука,10% — подсолнечный жмых, 3% — соль, 2 — 3% — солод.
Установить реальный рецепт блокадного хлеба 1942 года непросто.
Он менялся чуть ли не каждый день в зависимости от имеющихся хлебных суррогатов.
Да и не хлеб это был, а скорее его подобие. Но именно он спас тысячи ленинградцев. [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда]
2.4. Сбор компонентов блокадного хлеба.
. Из всех компонентов рецепта мы в магазине нашли ржаную муку, отруби, подсолнечный жмых, вместо солода взяли дрожжи, соль, не нашли обойной муки.
2.5. Практическая часть. Закваска и выпечка хлеба.
За время блокады сменилось ровно десять рецептов, по которым пекли тот самый хлеб.
2.5. 1. Взяли за основу рецепт блокадного хлеба 1941 года:
57% — обойная мука
20 — 30% — ржаная мука
10% — подсолнечный жмых
3% — соль
2 — 3% — солод. (прил.1)
2.5. 2. Собрали продукты, солод заменили дрожжами. ( Прил.1)
2.5 3.Приготовили закваску. (Прил.1)
2.5.4. Дали тесту подняться. (прил.2)
2.5. 5. Испекли хлеб в электродуховке.(прил.3)
2.5.6.Разделили его на детскую и взрослую норму. (прил.4)
С сообщением о своей работе мы выступили перед учащимися нашей школы. Раздали им по кусочку испеченного хлеба. Ребята внимательно слушали нас, наше выступление произвело на них большое впечатление.
2.6. Взвешивание нормы хлеба для детей и взрослых. (прил.4)
3.Заключение
Путем исследования мы решили проблему выпечки блокадного хлеба в домашних условиях для того, чтобы его можно было попробовать и понять каков был на вкус тот спасительный хлеб? Как можно было пережить такую тяжелую блокаду? Эта работа дала нам возможность понять цену хлеба. Защитники и жители Ленинграда являются для нас примером мужества и стойкости. Мы – наследники той победы должны помнить и знать, через какие трудности прошла наша Родина.
Поставленные задачи решены.
Цель исследования достигнута. Гипотеза доказана.
3.1. Список литературы.
1.Ефремова Т.Е. Толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/181592/Хлеб
2.Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка– М.: Азъ, 1992.
3. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.
Интернет-источники
1.:http://rial-hleb.ru/istoriy-hleba/blokadnyiy-hleb#ixzz5gY1zntv7
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда
3.http://www.slovopedia.com/4/200/650602.html
3.2. Приложение 1.
 |  |
Фото 1.Собрали необходимые продукты | Фото 1. Приготовили закваску |
Приложение 2
 |  |
Фото 3. Дали тесту подняться | Фото 4. Тесто готово! |
Приложение 3
 |  |
Фото 5. Дело за духовкой! | Фото 6. Хлеб получился! |
 |
Фото 7. Вот он – тот блокадный спасительный хлеб!! |
Приложение 4
| |
Фото8. Дневная норма для детей. 125 грамм | Фото 9. Дневная норма для взрослых. 250 грамм |