Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: Баскетбол как один из факторов развития школьника.
Выполнил
ученик 10 класса
Азаров Владислав Павлович
Руководитель проекта :
Крыкин Олег Александрович
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2021 г.
Паспорт проекта
Название проекта: Баскетбол как один из факторов развития школьника.
Руководитель проекта: Крыкин О.А.
Автор проекта: Азаров Владислав, ученик 10 класса.
Учебная дисциплина: Физическая культура.
Тип проекта: Исследовательский.
Цель работы: Изучение баскетбола.
Задачи работы: 1) Выявить характерные особенности проявления увеличения роста в спортивной деятельности баскетболиста.
2) Установить возрастные особенности роста школьников 16 до 17 лет и определить их предполагаемый рост по разным методикам.
3) Определить предполагаемый рост баскетболистов и доказать зависимость роста от занятий этим видом спорта.
Вопрос проекта: Действительно ли баскетбол один из факторов развития школьника?
Краткое содержание проекта: В проекте рассматривается тема баскетбола и его факторах развития роста школьника. Рассказывается о его истории, первых играх и правил. Также говорится о разных методиках благодаря которым можно узнать какой рост будет у ребенка. Мы видим когда дети занимаются баскетболом их рост меняется не в зависимости какой рост у их родителей.
Результат проекта (продукт): Разработка презентации на тему ,, Баскетбол как один из факторов развития школьника”
Реализация проекта (для 10 класса): Проведение классного часа с учащимися 10 класса.
Индивидуальный план выполнения проекта.
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | | | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ | | | |
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | | | |
Оформления записки, плакатов и др. | | | |
Итог | Достигнутый результат | | | |
Оформление | | | |
Защита | | | | |
Оглавление
Введение 5
Глава1. Теоретические основы работы 7
1.1. История баскетбола. 7
1.2 Баскетбол – универсальная игра. 7
1.3. От чего зависит рост. 8
Глава 2. Практическая часть работы 9
2.1 Опрос среди старшеклассников, с целью выяснения их роста и роста их родителей. 9
2.2 Определение зависимости занятий баскетболом и ростом по разным авторским методикам. 10
Глава 3. Исследование Баскетбола как один из факторов развития школьника 13
3.1.Анкета исследования 13
3.2.Диаграмма результатов анкетирования 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Приложение 19
Введение
Баскетбол, обусловлен спецификой присущих им игровых и соревновательных действий. Это определяет единицу состязания - блок действий типа "защита - нападение", который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Баскетбол, в школьной программе представлен как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.
Баскетболист сегодня - это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.
Темой данной работы является характеристика показателей скоростно-силовой подготовки баскетболистов 13-14 лет и школьников, не занимающихся спортом.
Актуальность:
Занятия в спортивных секциях, являются одним из основных способом привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни.
Объект исследования:
Группа школьников занимающихся баскетболом в спортивной секции и школьники, не занимающиеся спортом.
Предмет исследования: Увеличение роста под влиянием занятий в спортивной секции баскетбола.
Цель исследования:
Выявление зависимости роста от занятий баскетболом
Задачи исследования:
1. Выявить характерные особенности проявления увеличения роста в спортивной деятельности баскетболиста.
2. Установить возрастные особенности роста школьников с 17 до 18 лет и определить их предполагаемый рост по разным методикам.
3. Определить предполагаемый рост баскетболистов и доказать зависимость роста от занятий этим видом спорта.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1.Анализ и обобщение литературных данных
2.Анализ документальных данных
3.Контрольные испытания
4.Педагогический эксперимент
5.Статистическая обработка данных
Практическая значимость:
Разработанные организационные формы проведения занятий по увеличению роста, могут быть использованы не только в работе учителей физической культуры, но и тренерами детско-юношеских спортивных школ. Также будет проведен классный час, в котором будет представлена презентация про то, как же благодаря баскетболу школьники развивают свой рост.
Глава1. Теоретические основы работы
1.1. История баскетбола.
В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей. Его задачей было создать командную игру.
Через год Нейсмит разработал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения.
Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. В 1946 году возникла Баскетбольная ассоциация Америки (БAA). Первый матч под её эгидой состоялся 1 ноября того же года в Торонто. В 1949 году, ассоциация объединилась с Национальной баскетбольной лигой США, в результате чего была образована Национальная баскетбольная ассоциация (NBA). В 1967 году, была создана Американская баскетбольная ассоциация, которая долгое время пыталась составить конкуренцию NBA, но спустя 9 лет объединилась с ней. На сегодняшний день NBA является одной из наиболее влиятельных и известных профессиональных баскетбольных лиг в мире. В 1932 году основана Международная федерация любительского баскетбола. В состав федерации вошли 8 стран: Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния. Швеция, Чехословакия. Исходя из названия, предполагалось, что организация будет возглавлять только любительский баскетбол, однако, в 1989 году, профессиональные баскетболисты получили допуск к международным соревнованиям, и слово «любительский» было изъято из наименования. Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр.
1.2 Баскетбол – универсальная игра.
«Баскетбол – игра для высоких мужчин». Именно так рассуждает большинство людей, но так ли это на самом деле?
Безусловно, рост в этой спортивной игре важен, ведь корзина расположена на высоте трех метров и пяти сантиметров. Некоторые из игроков вынуждены из последних сил тянуться к заветной корзине. Другим же, для достижения желаемого, достаточно просто повыше поднять руки с мячом, и результат, в виде дополнительного очка для своей команды, им гарантирован. Конечно, баскетбол – динамичная игра, и спортсмен должен хорошо бегать и прыгать, быть выносливым, иметь хорошую координацию, зоркий глаз.
Но существует много примеров того, как люди невысокого роста добивались больших успехов в этом виде спорта.
Келвин Мерфи со своими 175 сантиметрами роста был не просто баскетболистом НБА, а одним из главных действующих лиц лиги в 1970-е.
Александр Сизоненко самый высокий советский баскетболист. Его полный рост почти 2 с половиной метров, если быть точными 245 сантиметров. Сизоненко имел сразу два титула — самый высокий человек на планете и самый высокий баскетболист. За свою жизнь Александр сыграл не только на баскетбольных площадках страны, но и на кинематографической, снялся в кинофильме «Храбрый портняжка». Там он исполнил роль великана.
Самый низкий Тайрон Куртис Богз по кличке «Магси», что в переводе с английского означает «хулиган» –рост был 160 см «Я всегда был самым низким на площадке. В каждой возрастной группе. Всегда самый маленький. Я становился старше и все вокруг росли, кроме меня. В итоге я осознал, что мои родители тоже невысокого роста, так что вряд ли я еще вырасту. Поэтому с самого раннего возраста мои размеры стали моим мотивирующим фактором. Мой рост сделал меня бесстрашным игроком, вышедшим, чтобы доказать неправоту окружающих». В мире баскетбола, где средний рост спортсмена равен 185-190 см, Магси был настоящим лилипутом. Но самый маленький баскетболист не унывал и со страстью отдавался любимому занятию. Был признан одним из лучших игроков НБА.
Баскетбол давно уже считается не только мужской, но и женской игрой. Впервые женский баскетбол вошёл в олимпийскую программу на XX Олимпийских играх в 1976 году в Монреале, через 40 лет после мужского. Победила тогда команда СССР.
Ульяна Семенова при росте 2 м 18 см стала легендой, она самая высокая баскетболистка в мире за всю историю баскетбола. Семенова стала двукратной олимпийской чемпионкой, трехкратной чемпионкой мира, десятикратной чемпионкой Европы. В 1971 году ей присвоили звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
1.3. От чего зависит рост.
Увеличение размеров тела, происходящего вследствие усиленного размножения клеток, начинается с момента зарождения до полной телесной зрелости. Рост человека определяется генами, которые он наследует от своих родителей.
К примеру, у ребенка, чьи родители не отличаются высоким ростом, больше шансов остаться не высоким.
Немалую роль также играют состояние здоровья и качество питания в период развития организма.
Быстрее всего человек растет до своего рождения, увеличиваясь за 9 месяцев от нуля практически до 50 см.
Рост не происходит все время равномерно, но распадается на 4 этапа, причем время быстрого роста (до 5—6 лет) сменяется замедлением его (до 10—12 лет), затем снова следует ускорение (до 16— 18 лет у мальчиков и до 14—15 у девочек) и, наконец, вторичное замедление. Эта закономерность свойственна всем расам. Останавливается на 25 — 30 годах, после чего начинает идти на убыль.
Глава 2. Практическая часть работы
2.1 Опрос среди старшеклассников, с целью выяснения их роста и роста их родителей.
Я взял группу из пяти человек , занимающихся давно баскетболом и контрольную группу детей, которые никогда этим видом спорта не занимались и провели среди них опрос.
Занимались (занимаются) баскетболом |
№ | Имя, рост (см) | Рост папы | Рост мамы |
1 | Владислав А. 182 | 168 | 164 |
2 | Олег Л. 184 | 174 | 165 |
3 | Владислав А. 180 | 172 | 166 |
4 | Дарья Б. 164 | 185 | 164 |
5 | Анна Г. 170 | 177 | 165 |
Не занимались баскетболом |
№ | Имя, рост (см) | Рост папы | Рост мамы |
1 | Кирилл С. 177 | 172 | 170 |
2 | Николай Т. 180 | 182 | 178 |
3 | Алексей Х. 180 | 176 | 164 |
4 | Гузынина Д. 162 | 168 | 165 |
5 | Мария Л. 162 | 175 | 164 |
В результате данного опроса я узнал наследственную предрасположенность к росту детей.
2.2 Определение зависимости занятий баскетболом и ростом по разным авторским методикам.
Каким же будет конечный рост ребенка? Можно ли это просчитать заранее, имея на руках данные о родителях?
Существует огромное количество формул способных ответить на этот вопрос. Рассмотрим 4 из них. Они основаны на предположении, что конечный рост ребенка на 75-90 % зависит от наследственности, и прежде всего, от роста родителей.
1. Первая формула, как говорится, «народная», потому что имя ее создателя кануло в лету. Но она достаточно популярна, а это хороший знак, для попытки узнать будущий рост вашего малыша.
Если вы хотите узнать конечный рост мальчика, то сложите рост матери с ростом отца (в сантиметрах), полученную сумму умножьте на 0,54, а от результата умножения отнимите 4,5 см.
В виде формулы, это выглядит так:
Предполагаемый рост мальчика (ПР мальчика)= (рост отца + рост матери) * 0,54 – 4,5;
Если вычисляется конечный рост девочки, то сумму показателей роста матери и отца следует умножить на 0,51, а затем, от полученного результата отнять 7,5 см.
Формула: ПР девочки = (рост отца + рост матери) * 0,51 – 7,5
2. Авторство второй формулы приписывается доктору Дж. Хокеру из клиники «Майо».
ПР мальчика(см) = (рост отца + рост матери): 2 +6,4;
ПР девочки (см) = (рост отца + рост матери): 2 – 6,4.
3. Третья формула принадлежит исследователю из Чехословакии (еще в бытность СССР) В.Каркусу.
ПР мальчика(см) = (рост отца + рост матери умноженный на1,08): 2;
ПР девочки (см) = (рост отца умноженный на 0,923 + рост матери): 2.
4. Следующая формула принадлежит авторству создателей статьи «Низкорослость в детском возрасте», профессору Владимиру Смирнову и врачу-эндокринологу Глебу Горбунову. Она немного схожа с формулой Хокера, но предполагает точность расчетов плюс - минус 8 см.
ПР мальчика(см) = (рост отца + рост матери + 12,5):2 ±8;
ПР девочки (см) = (рост отца + рост матери – 12,5):2 ±8.
Эта формула, не столько вычисляет предполагаемый конечный рост ребенка, сколько предполагает максимальный и минимальный рост малыша при текущем росте его родителей.
Я взял показатели предполагаемого роста по этим формулам и сравнили их с реальным ростом детей
Занимались (занимаются) баскетболом | | | | |
№ | Имя, рост (см) | Рост папы | Рост мамы | 1.«Народная» | 2. Дж. Хокера | 3.В.Каркуса | 4.Владимира Смирнова |
1 | Владислав А. 180 | 168 | 164 | 174,78 | 172,4 | 172,56 | 180,25 |
2 | Олег Л. 184 | 174 | 164 | 178,02 | 175,4 | 175,56 | 183,25 |
3 | Владислав А. 180 | 172 | 166 | 178,02 | 175,4 | 175,64 | 183,25 |
4 | Дарья Б. 164 | 180 | 164 | 167,94 | 165,6 | 165,07 | 173,75 |
5 | Анна Г. 170 | 180 | 169 | 170,49 | 161,1 | 167,57 | 176,25 |
Не занимались баскетболом | | | | |
№ | Имя, рост (см) | Рост папы | Рост мамы | 1.«Народная» | 2. Дж. Хокера | 3.В.Каркуса | 4.Владимира Смирнова |
1 | Кирилл С. 177 | 172 | 170 | 180,18 | 177,4 | 177,8 | 185,25 |
2 | Николай Т. 180 | 182 | 178 | 189,9 | 186,4 | 187,12 | 194,25 |
3 | Алексей Х. 180 | 176 | 164 | 179,1 | 176,4 | 176,56 | 184,25 |
4 | Дарья Г. 162 | 168 | 165 | 162,33 | 160,1 | 160,032 | 168,25 |
5 | Мария Л. 162 | 175 | 164 | 165,39 | 163,1 | 162,7625 | 171,25 |
Из результатов ясно, что у ребят занимающихся баскетболом рост превышает предполагаемый показатель роста, а у тех, кто не занимается, рост ниже этого показателя. Значит, рост зависит от занятий баскетболом, он значительно увеличивается.
Глава 3. Исследование Баскетбола как один из факторов развития школьника
3.1.Анкета исследования
1.Со сколько лет занимаетесь баскетболом?
А)1-3 года Б)4-6 лет В)7-12 лет Г)Более 13 лет
2. Любите ли вы играть в баскетбол?
А)Да Б)Нет В)Затрудняюсь ответить
3.Получаете ли вы удовольствие от занятия спортом?
А)Да Б)Нет В)Скорее Да, чем Нет Г)Скорее Нет, чем Да Д)Не знаю
4.Как вы оцениваете сегодняшнее отношение молодежи к спорту?
А)Положительно Б)Отрицательно В)Другое______________
5.Какие, на Ваш взгляд, главные причины пренебрежения современной молодежи физических нагрузок?
А)Занятость Б)Лень В)Отсутствие интереса Г)Другое_______
6.Что даёт Вам спортивный образ жизни?
А)Хорошую физическую форму Б)Бодрое настроение В)Проведение свободного времени с пользой Г)Повышение иммунитета Д)Расширение круга общения по интересам Е)Спортивная карьера в будущем
7. Как часто вы посещаете тренировки по баскетболу?
________________
8.Ваша любимая баскетбольная команда?
_________________
9.Ваш любимый баскетболист?
______________
10. Интересуют ли вас спортивные новости по теме баскетбола?
______________
3.2.Диаграмма результатов анкетирования
1.Со сколько лет занимаетесь баскетболом?
2.Любите ли вы играть в баскетбол?
3.Получаете ли вы удовольствие от занятия спортом?
4.Как вы оцениваете сегодняшнее отношение молодежи к спорту?
5.Какие,на ваш взгляд, главные причины пренебрежения современной молодежи физических нагрузок?
6.Что дает вам спортивный образ жизни?
7.Как часто вы посещаете тренировки по баскетболу?
8.Ваша любимая баскетбольная команда?
9.Ваш любимый баскетболист?
10.Интересуют ли вас спортивные новости по теме баскетбола?
Заключение
Любая из приведенных формул, предполагает «идеальный» рост малыша, которого он может достичь при благоприятном стечении обстоятельств.
Если у ребенка возникли хронические заболевания, его питание далеко от полноценного и рационального, в организме возникла нехватка, или, наоборот, избыток каких-либо жизненно-важных веществ и витаминов, то его развитие идет несколько в другом темпе.
Следует так же учитывать, что к уменьшению запрограммированного роста приводит неадекватная физическая нагрузка ( занятия тяжелой атлетикой, или наоборот, низкая физическая активность), недостаточный сон, стрессовые ситуации в раннем возрасте.
В любом случае, увеличить будущий рост ребенка можно до тех пор, пока не закрыты зоны роста. Используйте для этого занятия баскетболом. Ведь мы в работе доказали, что у ребят занимающихся баскетболом рост превышает их наследственный показатель, а это значит, что занятия баскетболом влияют на рост ребенка.
Список использованной литературы
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт,1978.
2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985
3. Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. под общ. ред. Ю.М. Портнова. 6-е издание, переработанное. - М.: Физкультура и спорт,1988.
4. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
5. Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.
6. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
7. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.
8. Хрынин В.А. Играйте в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
9. http://www.justlady.ru/articles-137371-vychislyaem-konechnyy-rost-rebenka-5-populyarnyh-formul ( дата обращения 14.02.19г.)
Приложение